Задания для самостоятельной работы студента. Кафедра фармакогнозии и химии
Кафедра фармакогнозии и химии
СИЛЛАБУС
(Syllabus)
Дисциплина: «Физическая и коллоидная химия»
Код дисциплины: FizKH 3218
Специальность: 5В110300 «Фармация»
Объем учебных часов (кредитов*) 90 (2 кредита)
Курс 2 Семестр IV
Учебный год
Силлабус обсужден на заседании кафедры (протокол № 2016г.)
Зав.кафедрой
д.х.н., проф._______________А.К.Патсаев
7 Сведения о преподавателях:
1. Заведующий кафедрой: Патсаев Анапия Каныбекович - доктор химических наук, профессор - 1-монография, 306-научных и методических публикаций, 9-учебников, 52 учебно-методических пособий и 25- типовых программ.
Телефон: 53-08-36, коммутатор 1-25.
Научные интересы:Химия лекарственных растений, инновационные технологии в преподавании химических дисциплин и дисциплин курса фармакогнозии в ВУЗах.
2.Туребекова Г.А. – к.п.н., и.о.доц., 1учебник, 4-учебно-методических пособия, более 20 научно-методических публикаций.
3. Дауренбеков К.Н. – к.х.н., и.о.проф., 6 учебников, 2-методических пособия, более 30 научно-методических публикаций.
8 Контактная информация:
г. Шымкент, площадь Аль-Фараби-1, главный корпус, 5 этаж 501-521 аудитории, контактные телефон 8-7252-53-08-36, коммутатор 340.;
e-mail: [email protected]
9 Политика дисциплины:
1. Обязательное посещение лекций и лабораторных занятий согласно расписанию;
2. не опаздывать на занятия;
3. на занятиях быть в спец. одежде (халаты, колпаки);
4. не пропускать занятия, в случае болезни предоставлять справку;
5. пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем, время;
6. активно участвовать в учебном процессе;
7. соблюдать правила внутреннего распорядка академии и этику поведения;
8. своевременно и четко выполнять домашние задания и СРС;
9. в случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается.
10. быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
11. бережно относиться к имуществу кафедры;
12. при пропуске лекций и практических занятий без уважительной причины вводятся штрафные баллы – за каждый пропуск занятия от набранных баллов отнимается 0,66 баллов;
13. за несвоевременную сдачу СРС вводятся штрафные баллы – от итоговой оценки за СРС отнимается 0,66 баллов.
Программа
Введение
Физическая и коллоидная химия является одной из основных дисциплин в области фармацевтического образования, имеющая значительную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов – фармацевтов.
Данный предмет формирует химическое мышление, определяет закономерности протекания физико–химических процессов и условия достижения химического равновесия, учит анализировать и делать выводы о влиянии внешних факторов, природы веществ на ход химических реакций.
Основной задачей курса физической и коллоидной химии является ознакомление с основными разделами физической и коллоидной химии, которые служат теоретической основой для более полного и глубокого изучения биохимии, физиологии, фармацевтической химии, фармакологии, технологии лекарственных веществ и ряда других специальных дисциплин.
Физическая и коллоидная химия позволяет делать научные выводы об эффективности методов исследования в процессе получения, переработки природных и синтетических лекарственных препаратов.
Предмет физической и коллоидной химии включает следующие основные разделы: химическая термодинамика, фазовые равновесия, электрохимия, кинетика химических реакций и катализ, поверхностные явления, коллоидные растворы и физико–химические свойства высокомолекулярных соединений.
2 Цель дисциплины:
Сформировать знания общетеоретических основ физической и коллоидной химии и обучить применению полученных знаний, умений и навыков при анализе лекарственных веществ на всех стадиях их изготовления и контроля качества лекарственных форм.
3 Задачи обучения:
· сформировать у студентов представление о закономерностях протекания физико-химических процессов.
· дать знания об основных понятиях и законах термодинамики.
· сформировать представления о свойствах разбавленных растворов.
· дать представление о термодинамике растворов электролитов, методах измерения рН растворов, свойствах буферных растворов.
· сформировать представления об основных понятиях и методах электрохимии.
· дать представление о кинетике химических реакций и катализе.
· сформировать представления о дисперсных системах и поверхностных явлений.
· ознакомить с физико-химическими методами измерений.
4 Конечные результаты обучения:
Дублинские дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обучения по концепции (ГОСО) | |
А | Демонстрировать знания и понимания в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Знает предмет, цель и задачи физической и коллоидной химии. | Р 1 |
Знает общетеоретические основы физической и коллоидной химии для применения полученных знаний, умений и навыков на всех стадиях изготовления и контроля качества лекарственных препаратов. | Р 1 | |||
Знает основные понятия и закономерности физической и коллоидной химии, используемые в фармации. | Р 1 | |||
Понимает закономерности протекания физико-химических процессов и условия достижения химического равновесия. | Р 1 | |||
Понимает влияние внешних факторов, природы веществ на ход химических реакций. | Р 1 | |||
Демонстрирует знания основ химической термодинамики, термодинамики химических и фазовых равновесий. | Р 1 | |||
Демонстрирует знания термодинамики растворов. | Р 1 | |||
Демонстрирует знания по электрохимии, кинетике и катализу. | Р 1 | |||
Знает классификацию поверхностных явлений в живых системах и основные закономерности адсорбции на границе раздела фаз. | Р 1 | |||
Знает термодинамику поверхностных явлений, физико–химические свойства дисперсных систем и высокомолекулярных соединений. | P 1 | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает правила охраны труда и технику безопасности работы в химической лаборатории. | Р 6 | ||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Понимает суть физической и коллоидной химии с целью выполнения научно-исследовательской работы по методам исследования процессов получения, переработки природных и синтетических лекарственных препаратов. | Р 2 | ||
Компетенция предпринимательства | Демонстрирует знания по правильной организации рабочего места для проведения лабораторных исследований. | Р 12 | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Демонстрирует знания обращения с компьютерной техникой, использования электронной базы данных и компьютерных обучающих программ. | Р 10 | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Демонстрирует способность работать в команде, проводить дискуссию, обсуждать результаты лабораторных работ по физической и коллоидной химии. | Р 8 | ||
В | Применять эти знания и понимания на профессиональном уровне | Компетенция в области естественных и специальных наук | Умеет самостоятельно работать с учебной литературой по физколлоидной химии, пользоваться физическими и химическими справочниками. | Р 3 |
Умеет пользоваться химической посудой, реактивами, основными приборами и методами физико-химических измерений, применяемых в фармацевтической практике. | Р 3 | |||
Умеет решать все типовые задачи по физической и коллоидной химии. | ||||
Владеет навыками экспериментального определения теплового эффекта химических реакций. | Р 3 | |||
Умеет определять осмотическое давление растворов. | Р 3 | |||
Готовит буферные растворы с заданным значением рН. | Р 3 | |||
Владеет навыками измерения рН жидкостей потенциометрическим и колометрическим методами. | Р 3 | |||
Определяет константы скорости химических реакций. | Р 3 | |||
Умеет определять коэффициент поверхностного натяжения жидкости по методу отрыва капель. | Р 3 | |||
Умеет проводить различные виды хроматографии для разделения и анализа сложных смесей ( в том числе и лекарственных веществ). | Р 3 | |||
Готовит стабильные коллоидные системы и эмульсии, определяет степень их устойчивости. | Р 3 | |||
Определяет молекулярную массу, величину и степень набухания полимера. | Р 3 | |||
Оформляет результаты лабораторных работ и на основании их делает соответствующие выводы. | Р 3 | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Соблюдает правила охраны труда и техники безопасности, имеет навыки безопасной работы в химической лаборатории, умеет оказывать первую медицинскую помощь. | Р 4 | ||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Применяет умения и навыки в области физической и коллоидной химии для выполнения НИР, результаты оформляет в виде реферата, презентации, докладов и представляет на заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др. | Р 2 | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Применяет способности работать в команде, в малых группах, критически мыслить и оценивать собственные знания, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение членов команды. | Р 8 | ||
Компетенция предпринимательства | Умеет организовать рабочее место для эффективного проведения экспериментов по физической и коллоидной химии. | Р 12 | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Осуществляет поиск, отбор информации из сети интернет для изучения физико-химических свойств веществ с целью более глубокого усвоения теоретических основ физической и коллоидной химии. | Р 10 | ||
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Компетенция в области естественных наук | Формулирует общетеоретические основы физической и коллоидной химии для применения полученных знаний, умений и навыков в своей практической деятельности. | Р 9 |
Объясняет основные понятия и закономерности физической и коллоидной химии, используемые в фармации. | Р 9 | |||
Аргументирует результаты экспериментального определения теплового эффекта химических реакций, определения осмотического давления растворов. | Р 9 | |||
Объясняет приготовление буферных растворов и измерение рН жидкостей потенциометрическим и колориметрическим методами. | Р 9 | |||
Аргументирует результаты определения константы скорости химических реакций, определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости по методу отрыва капель. | Р 9 | |||
Объясняет приготовление коллоидных систем и эмульсий, определение степени их устойчивости. | Р 9 | |||
Формулирует результаты наблюдений, аргументирует все практические навыки по физколлоидной химии и на основании их делает собственные выводы. | Р 9 | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Умеет оказывать первую медицинскую помощь. Умеет применять правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории. | Р 4 | ||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Обосновывает результаты учебных экспериментов, объясняет наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения с научной точки зрения. | Р 2 | ||
Компетенция предпринимательства | Аргументирует основные принципы организации рабочего места для проведения химических экспериментов по физической и коллоидной химии. | Р 12 | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Умеет систематизировать, анализировать информацию по закономерностям и экспериментальным исследованиям в области физической и коллоидной химии, используя компьютерную технологию, а также информационную базу данных медицинских и фармацевтических источников. | Р 10 | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность) | Работает в команде, оценивает собственные знания, обосновывает свою точку зрения, аргументирует собственное суждение при дискуссии и выполнении химических экспериментов. | Р 8 | ||
D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений. | Компетенция в области естественных и специальных наук | Осуществляет сбор информации, оценивает и интерпретирует результаты учебных экспериментов, объясняет наблюдаемые факты и явления по физической и коллоидной химии. | Р 10 |
Осуществляет сбор информации, оценивает и интерпретирует результаты экспериментального определения теплового эффекта химических реакций, определения осмотического давления растворов. | Р 10 | |||
Осуществляет сбор информации, оценивает и интерпретирует результаты приготовления буферных растворов и измерения рН жидкостей потенциометрическим и колориметрическим методами. | Р 10 | |||
Осуществляет сбор информации, оценивает и интерпретирует результаты определения константы скорости химических реакций, определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости по методу отрыва капель, приготовления коллоидных систем и эмульсий, определения степени их устойчивости. | Р 10 | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Интерпретирует результаты проводимых исследований в области физической и коллоидной химии для фармацевтической науки. | Р 2 | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Анализирует, систематизирует информацию по закономерностям и экспериментальным исследованиям в области физколлоидной химии, используя компьютерную технологию и информационную базу данных медицинских и фармацевтических источников. | Р 10 | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность) | Работает в команде, мыслит и оценивает собственные знания, представляет собственное суждение и оформляет их в виде рефератов, докладов и презентаций на заседаниях студенческого кружка, научных конференциях. | Р 8 | ||
E | Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен передавать собственные знания и показать умения (студентам, преподавателям, экзаменаторам) по основным понятиям и закономерностям физической и коллоидной химии. | Р 10 |
Способен передавать собственные знания и показать умения (студентам, преподавателям, экзаменаторам) при планировании и проведении учебных экспериментов, основанные на наблюдаемых фактах и явлениях по физической и коллоидной химии. | Р 10 | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Способен информировать и обьяснять (студентам, преподавателям, экзаменаторам) наблюдаемые закономерности в области физической и коллоидной химии по вопросам их применения в фармации для проведения научных исследований. | Р 2 | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Способен передавать информацию (студентам, преподавателям, экзаменаторам), полученную из учебной, справочной, научной литературы и интернет-ресурсов. | Р 10 | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Публично выступает с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в области физической и коллоидной химии. | Р 8 | ||
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | аналитическая химия, органическая химия, токсикологическая химия. |
5 Пререквизиты:неорганическая химия.
6 Постреквизиты:аналитическая химия, органическая химия, токсикологическая химия.
7 Краткое содержание дисциплины:
Физическая и коллоидная химия - наука, определяющая следующие основные проблемы направления химии и предметной характеристики: химическая термодинамика, фазовые равновесия, электрохимия, растворы, кинетика и катализ, физико–химия поверхностных явлений, оптические свойства, устойчивость и коагуляция коллоидных систем, методы получения и очистки коллоидных систем, методы получения и очистки коллоидных растворов.
8 Тематический план (лекции, практические, лабораторные: темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей)
Тематический план лекций
I кредит
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятия (в часах) |
1. | Предмет физической химии. Основные разделы. Первый закон термодинамики. Второе начало термодинамики. | Обзорная | |
2. | Термодинамика фазовых равновесий. Правило фаз Гиббса. Диаграмма состояние однокомпонентных и бинарных систем лекарственных веществ (ЛВ). | Обзорная | |
3. | Теория растворов сильных и слабых электролитов. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Буферные системы. | Обзорная | |
4. | Электропроводность растворов ЛВ и биологически активных веществ. Кондуктометрия. Применение в фармацевтическом анализе. | Обзорная | |
5. | Равновесные и неравновесные электродные процессы. Электродные потенциалы и ЭДС. Потенциометрия. | Обзорная | |
Всего часов: |
II кредит
№ | Темы | Форма проведения | Продолжит-ность занятия (в часах) |
1. | Химическая кинетика. Скорость реакции и факторы, влияющие на скорость. Константа скорости реакции, молекулярность и порядок реакции. | Обзорная | |
2. | Термодинамика поверхностных явлений. Поверхностная энергия Гиббса. Поверхностное натяжение. Адсорбция на границе раздела фаз. | Обзорная | |
3. | Дисперсные системы. Коллоидное состояние вещества. Природа, классификация коллоидных систем. Молекулярно-кинетические и оптические свойства коллоидных систем. | Обзорная | |
4. | Устойчивость и коагуляция коллоидных систем. Аэрозоли, суспензии, порошки, эмульсии и их свойства. | Обзорная | |
5. | Высокомолекулярные соединения (ВМС). Классификация. Свойства высокомолекулярных соединений. Набухание. | Обзорная | |
Всего часов: |
Тематический план лабораторных занятий
№ | Темы | Форма проведения | Продолжит-ность занятия (в часах) |
I кредит | |||
Правила работы в химической лаборатории. Элементы химической термодинамики. Лабораторная работа «Определение интегральной теплоты растворения соли». | Лабораторная работа | ||
Буферные системы. Лабораторная работа «Получение и свойства буферных растворов». | Лабораторная работа | ||
Электрохимия. Лабораторная работа «Определение рН растворов потенциометрическим методом». | Лабораторная работа | ||
II кредит | |||
Кинетика химических реакций и катализ. Лабораторная работа «Определение константы скорости реакции иодирования ацетона». | Лабораторная работа | ||
Термодинамика поверхностных явлений. Исследование адсорбции. Лабораторная работа «Определение поверхностного натяжения по методу отрыва капель». | Лабораторная работа | ||
Дисперсные системы. Лабораторная работа «Свойства и получение золей». | Лабораторная работа | ||
Всего часов: |
Тематический план практических занятий
№ | Темы | Форма проведения | Продолжит-ность занятия (в часах) |
I кредит | |||
Термодинамика фазовых равновесий. | Работа в малых группах, решение задач, тест-контроль). | ||
Термодинамика разбавленных растворов. Криометрическое определение молярной массы, изотонического коээфициента растворенного вещества. | Работа в малых группах, решение задач, тест-контроль). | ||
Теория растворов слабых и сильных электролитов. Ионное произведение воды. Водородный показатель. | Работа в малых группах, решение задач, тест-контроль). | ||
Диаграмма взаимной растворимости однокомпонентных и бинарных систем. | Работа в малых группах, решение задач, тест-контроль). | ||
II кредит | |||
Константа скорости реакции, порядок и молекулярность реакции. | Работа в малых группах, тест-контроль). | ||
Устойчивость и коагуляция коллоидных систем. Коагуляция и пептизация золей. Седиментационный анализ. | Работа в малых группах, тест-контроль). | ||
Высокомолекулярные соединения и растворы полиэлектролитов. Набухание полимеров.Вязкость растворов ВМС. | Работа в малых группах, тест-контроль). | ||
Всего часов: |
Задания для самостоятельной работы студента
I кредит
№ | Темы | Форма сдачи | График контроля (с указанием сроков) | Кол-во часов |
Азеотропные смеси. Физические несовместимости. Дробная и непрерывное перегонка. | Реферат, доклад, творческое задание, решение задач, презентация, подготовка тестовых заданий, глоссарий | 1-ая неделя | ||
Электропроводность растворов. Подвижность и гидратация ионов. | 2-ая неделя | |||
Закон распределения. Экстракция. Принципы получения настоек, отваров. | 3-я неделя | |||
Современные представления о природе растворов и механизме растворения. | 4-ая неделя | |||
Буферные системы, их биологическое и практическое значение. | 5-ая неделя | |||
Гальванические элементы. | 6-ая неделя | |||
Полярография и ее применение в фармации. | 7-ая неделя | |||
Рубежный контроль №1 | Собеседование, компьютерное тестирование | 8-ая неделя | ||
Всего часов: |
II кредит
№ | Темы | Форма сдачи | График контроля (с указанием сроков) | Кол-во часов |
Ферментативный катализ и его биологическое значение. | Реферат, доклад, творческое задание, решение задач, презентация, подготовка тестовых заданий, глоссарий, работа на платформе G-глобал (просмотры, комментарии совместно с преподавателем | 9-ая неделя | ||
Адсорбционная хроматография. | 10-ая неделя | |||
Седиментация в дисперсных системах. | 11-я неделя | |||
Коагуляционные и кристаллизационные структуры коллоидных систем. Вязкость растворов. Коацервация. | 12-ая неделя | |||
Макрогетерогенные системы: аэрозоли, порошки, суспензии, эмульсии, пены. | 13-ая неделя | |||
Современные проблемы коллоидной химии. Обсуждение проблемы на коммуникативной платформе G-глобал (проблемы химии). | 14-ая неделя | |||
Рубежный контроль №2 | Собеседование, компьютерное тестирование | 15-ая неделя | ||
Всего часов: |
ИТОГО: 60ч
9 Литература: основная и дополнительная
На русском языке:
Основная:
- Беляев А.П., Кучук В.И., Евстратова К.И., Купина Н.А. Физическая и коллоидная химия. М.: ГЭОТАР-Медиа.2008.
- Евстратова К.И., Купина Н.А., Малахова Н.Е. Физическая и коллоидная химия. М.: Высшая школа. 1990
- Краснов К.С., Воробьев Н.К., Годнев И.Н. и др. Физическая химия. В 2 книгах. М.: Высшая школа, 2001.
- Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия. –Алматы: издательство «Эверо», 2014.
Дополнительная:
- Зимон А.Д., Лещенко Н.Ф. Коллоидная химия. М.: Химия. 1995
- Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. Санкт-Петербург.: Химия. 1995
- Шур А.М. Высокомолекулярные вещества. М.: Высшая школа. 1981
На казахском языке:
Основная:
1.Патсаев Ә.К., Шитыбаев С.А., Туребекова Г.А. Физколлоидтық химия. Оқулық. - Шымкент, 2010.
2. Патсаев Ә.К., Шитыбаев С.А., Дәуренбеков Қ.Н. Бейорганикалық физколлоидты химия. Оқулық. - Шымкент, 2004.
3. Патсаев Ә.К., Шитыбаев С.А. Бейорганикалық және физколлоидтық химияның тәжірибелік-зертханалық сабақтарына қолданба. – Алматы, 2013.
4. Мұсабеков Қ.Б., Әбдиев Қ.Ж. Коллоидтық химия. Оқулық. – Алматы, 2011.
5. Патсаев Ә.К., Туребекова Г.А. Физколлоидтық химия пәнінен зертханалық-тәжірибелік сабактарының материалдары. Оқу-әдістемелік құралы. – Алматы, 2015.
Дополнительная:
1. Өтелбаев Б.Т. Химия 2 том. - Шымкент, 2000.
2. Сейтембетов Т.С. Химия. - Алматы. Білім, 1994.
3. Туребекова Г.А. Физколлоидтық химия пәнінен студенттердің өзіндік жұмыстарына дайындалуға арналған тапсырмалары. Оқу-әдістемелік құралы. – Алматы, 2015.
10 Методы обучения и преподавания:работа в малых группах, применение интерактивной доски, решение творческих заданий и упражнений, компьютерное обучающее тестирование, мультимедийные презентации рефератов, видеоролики лабораторных опытов, работа в интернете и т.д.
Лекции: обзорные.
Практические занятия:проведение лабораторно-практических опытов, решение ситуационных задач, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, семинары, работа в малых группах: деловые игры, моделирование ситуаций.
Самостоятельная работа студентов (СРС): мультимедийная презентация темы, работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, составление глоссария, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов.
11 Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контроль: тестирование, письменный или устный опрос, программированный контроль, решение задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
Рубежный контроль:собеседование, коллоквиум в виде тестирования на компьютере.
Итоговый контроль:І этап–ОСПЭ, ІІ этап–экзамен в виде контролирующего тестирования на компьютере.
1. При текущей успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100 балльной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, сдача СРС, рубежный контроль).
2. В журнале успеваемости выставляется не цифровой эквивалент рейтинг-балла, а его процентное выражение.
3. По окончании академического периода результат текущего контроля успеваемости проводиться расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода, умноженного на коэффициент 0,6.
4. Внесение рейтинг – баллов в электронный журнал производится один раз в неделю и только один раз. Не допускается изменение рейтинг-балла.
5. Изменение рейтинг балла допускается по листу отработок, выданному по распоряжению деканата на основании справки об уважительной причине (например: состояние здоровья).
6. Минимальный рейтинг допуска к экзамену - 50 баллов или 30%
7. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки рейтинг-допуска и итогового контроля. Рейтинг допуск составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине, и оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине.