После изучения тем необходимо выполнить самостоятельную работу №2.
Самостоятельная работа №2
Темы «Строение электронных оболочек», «Периодическая система химических элементов»
1. Для элементов №17 и №26
- выпишите название и символ элемента;
- укажите номер периода, номер группы и подгруппу (главная или побочная);
- определите число протонов, нейтронов и электронов;
- составьте электронную и электронно-графическую формулы;
- укажите, к какому электронному семейству относится элемент;
- укажите валентные орбитали и определите число всех возможных валентных электронов
(в нормальном и возбужденном состоянии);
- запишите формулу высшего оксида и вычислите в нем массовую долю этого элемента.
2.Укажите:
- каким атомам(название и символ) соответствуют следующие электронныеформулы,
- к какому электронному семейству они относятся;
- в каком периоде и в какой группе (подгруппе) находятся эти элементы.
а) 1s22s1;
б) 1s22s22p63s23p63d104s24 p6;
в) 1s22s22p63s23p63d34s2;
г) 1s22s22p63s23p2.
3. Составьте электронные и электронно-графические формулы:
а) для атомажелезаи катионаMn4+;
б)для атома кислорода ианионаО2-.
4. Атомные массы элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева непрерывно увеличиваются, тогда как свойства простых веществ изменяются периодически. Как это можно объяснить?
5. Элемент в Периодической системе имеет порядковый номер 23. Какие свойства проявляют его оксиды, отвечающие высшей (определите самостоятельно) и низшей (II) валентности? Приведите примеры соединений и уравнения реакций, подтверждающие ваши предположения.
Тема 4. Химическая связь
Тема | Основные понятия и термины | Учебники | Задачники |
IV. Химическая связь | 1. Параметры химической связи: энергия связи, длина связи, валентный угол. Основные положения метода валентных связей | 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.4 (разделы 4.1-4.4) 2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.2 (параграф 2.1) | Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.IV |
2. Ковалентная связь. Особенности ковалентной связи: насыщенность, направленность. Гибридизация. Полярные и неполярные связи. Диполи | 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.4 (раздел 4.5) 2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.2 (параграфы 2.2-2.3) | Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.IV | |
3. Ионная связь. Энергия ионизации, сродство к электрону. Особенности ионной связи: ненасыщенность, ненаправленность. 4. Другие виды химической связи: металлическая связь, межмолекулярное взаимодействие (ориентационное, индукционное, дисперсионное), водородная связь | 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.4 (разделы 4.6-4.9) 2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел I, гл.3 (параграфы 3.1-3.2) | Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.IV |
После изучения данного раздела студентам следует знать:
1. Виды и характеристики химической связи.
2. Ковалентную связь и ее природу.
3. Метод валентных связей. Образование связи по обменному и донорно-акцепторному механизмам.
4. Гибридизацию атомных орбиталей.
5. Структуру и полярность молекул.
6. Ван-дер-ваальсовы (межмолекулярные) связи.
7. Водородные связи.
8. Химические связи в твердых телах: ковалентные, ионные и металлические.
Студенты должны уметь:
1. Определить полярна или неполярна химическая связь и степень ее полярности. Привести примеры полярных и неполярных связей. Определить полярна или неполярна молекула.
2. Указать примеры веществ, между молекулами которых возникают: а) Ван-дер-ваальсовы связи; б) водородные связи.
Тема 5. Классы химических соединений и их номенклатура
Тема | Основные понятия и термины | Учебники | Задачники |
V. Химические соединения и номенклатура | 1. Основные классы неорганических соединений: определение понятий «оксиды», «гидроксиды (основания), « кислоты», «соли» | Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.1(раздел 1.4) Ч.2, гл.12 (раздел 12.1) | Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.II |
2. Номенклатура простых и сложных неорганических соединений | Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.1 (1.2-1.3) |
После изучения данного раздела студентам следует знать:
1.Основные классы неорганических соединений, их номенклатуру.
2.Химические реакции получения соединений различных классов.
3.Способы получения основных классов, их химические свойства.
Студенты должны уметь:
1.Составить формулу и назвать химическое соединение (оксид, гидроксид, кислота, соль).
2.Написать уравнения реакции получения каждого класса неорганических соединений и реакций их взаимодействия.