Анализ рынка, основных конкурентов и конкурентоспособности предприятия
1) Анализ рынка сбыта
Основным рынком оказания клининговых услуг ИП «Фея-крёстная» является г. Северск Томской области. Кроме того, компания оказывает услуги по поливке и уходу за растениями, выгулу собак.
Рынок оказания клининговых услуг в г.Северске находится в стадии стабильности.
Оценка потенциальной емкости рынка
Рис.3.1
- выявление и оценку тенденции развития рынка сбыта.
2) Анализ потребителей услуг
Критерии сегментирования для физических лиц:
- возраст(20-90);
- пол(м,ж);
- уровень дохода(средний,высокий);
Потребности, интересы и мнения разных заинтересованных групп могут быть представлены в виде таблицы 6.
Таблица 3
Анализ заинтересованных сторон
Участники | Интересы | Реализация интересов |
1. Заинтересованные стороны: | ||
Инвестор | Получение прибыли | Инвестирование. |
Клиенты | Потребность и желание изменить что – либо в своем гардеробе | Получение желаемого результата. |
Работники | Получение заработной платы | Работа по найму. |
2. Потенциальные партнеры: | ||
Поставщики материалов | Получение прибыли, установление долгосрочных отношений | Согласование цен, заключение договоров. |
Окончание табл.3
Участники | Интересы | Реализация интересов |
СМИ | Установление контакта с предпринимателем, получение прибыли | Размещение информации об ателье, продвижение на рынке. |
Банки | Денежное обращение, проценты от денежных сделок | Открытие лицевого счета, возможность производить расчет с поставщиками. |
Органы государственной власти и местного самоуправления | Развитие малого бизнеса, пополнение городской казны | Контроль, налоги, информированность. |
3. Конфликтные стороны: | ||
Конкуренты: - ХХХ; - ААА. | Привлечение клиентов | Контроль над ценами на аналогичную продукцию, более качественная и быстрая работа. |
3) Анализ конкурентов.
Таблица 4
Сравнительные анализ преимущества конкурентов
Показатель | «Фея-крёстная» | Конкуренты | |
Империя чистоты | 24Чистота | ||
1. Расположение | пр. Коммунистический, 44 | ул. Спортивная, офис №6 | |
2.Сроки выполнения заказов | |||
3. Качество обслуживания | |||
4. Ассортимент | |||
5. Уровень цен, предоставление скидок | |||
6. Использование СМИ | |||
7. Режим работы | |||
Итого баллов |
Вывод: в сравнении с конкурентами Фирма «Фея-крёстная» набрала лидирующее количество баллов.
Разработка плана маркетинга
План маркетинга должен содержать описание комплекса маркетинга и бюджет расходов на маркетинг бизнес-плана.
К основным элементам комплекса маркетинга относятся следующие направления:
- Ценообразование.
- Метод ценообразования.
- Место и способ реализации.
- Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий.
- Реклама и продвижение товара на рынок.
1) Ценообразование.
Необходимо показать правильность ценовой стратегии с точки зрения приобретения потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, дополнительного обслуживания, снижения себестоимости и т. п., описать ценовую политику организации с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшать объем продаж, но давать в результате более высокую прибыль. Если цена продукции, ниже цены конкурентов, немаловажно объяснить, как вы сохраните прибыльность своего производства (например, с помощью большого объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысоким накладным расходам).
Например: «... цены на нашу продукцию определяются, в основном, рыночными условиями...»; «... исключительность нашей продукции и выраженный спрос на нее позволяют нам устанавливать надбавку к себестоимости выше средней...».
Если ассортимент содержит более 1 изделия, товара (работы, услуги) целесообразно представить ценообразование в виде прейскуранта цен (табл.8).
Таблица 8
Прейскурант цен на 01.01….
Наименование товара | Цена за шт. (ед.)/руб. | Кол-во шт. (ед) | Стоимость, руб. (Цена* кол-во) |
Товар А | |||
Итого | Х | определить | определить |
2) Метод ценообразования.
При формировании цены на продукт, товар (работу, услугу) можно использовать различные методы ценообразования: затратный, основанный на конкуренции, на основе сопоставления издержек и спроса, на основе воспринимаемой ценности товара.
Дать кратко причину выбора метода и в чем его суть.
Показать механизм корректировки цен в будущем с учетом стадий жизни товара и инфляционных процессов. Т.е. описать систему скидок.
Например, наиболее часто используются следующие скидки:
- скидка на приобретаемое количество товаров;
- бонусные скидки - предоставляются постоянным покупателям, выкупающим у фирмы определенное количество товаров в установленный период времени;
- персональные скидки;
- сезонные скидки; производятся по товарам, имеющим сезонный характер;
- текущие скидки на продукцию; имеют целью стимулирование или поддержание спроса на товары массового производства;
– вынужденные скидки; осуществляются для уменьшения убытков фирмы (например, за счет складирования товаров).
3) Место и способ реализации.
Следующим важным элементом плана маркетинга является схема распространения товаров, т. е. организация каналов распределения (сбыта).
Представить схематично. Например как на рисунке 1.
Рис.3.1 Косвенный канал сбыта
В данном подразделе также нужно сравнить выбранную схему реализации товара (работ, услуг) с тактикой конкурентов в этой области.
4) Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий
Если предприятие будет предлагать товар, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантий или обучения персонала, разработчики бизнес-плана должны оценить степень их важности для покупателя и описать, как предполагается решать эти проблемы.
Принято различать предпродажный и послепродажный сервис.
В предпродажный сервис входят услуги по приданию товару привлекательного вида, упаковка, демонстрация действия, устранение отдельных заводских дефектов и т. д.
Послепродажный сервис включает:
- гарантийный (бесплатный) сервис, в который входят доставка и монтаж продукции, инструктаж покупателя по вопросам пользования товаром, ремонт и т. п.;
- послегарантийный сервис, к которому относятся ремонт, замена запасных частей, модернизация продукции на местах, консультации покупателей по вопросам повышения эффективности эксплуатации товаров и др.
При этом очень важно указать, располагает ли рынок сервисными возможностями, отвечающими продукции фирмы, или же ей необходимо создавать всю сферу обслуживания самостоятельно и в расчете на длительный срок.
5) Реклама и продвижение товара на рынок.
Расписание рекламной кампании, величина расходов на рекламу и продвижение товаров (услуг) приведены в табл. 9.
Таблица 9
Затраты на рекламу
Вид продукции | Периоды | |||||
1 год | 2 год | 3 год | ||||
Средства рекламы | Затраты на рекламу, руб. | Средства рекламы | Затраты на рекламу, руб. | Средства рекламы | Затраты на рекламу, руб. | |
Товар А | Радио | Радио | Радио | |||
ТV | ТV | ТV | ||||
СМИ | СМИ | СМИ | ||||
Итого по товару А | Итого по товару А | Итого по товару А | ||||
… | ||||||
Всего | определить | определить | определить |
Сделать вывод, какой вид рекламы и для какого товара (работ, услуг) наиболее предпочтителен и почему.
Пример: Реклама в транспорте для нашего бизнеса наиболее эффективна, а красивая и яркая вывеска будет видна издалека и привлечет внимание проходящих мимо людей.