Контрольное занятие «инфекция, иммунитет, аллергия».

Леч., пед. ф-ты 2006

ЗАНЯТИЕ 13

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНФЕКЦИЯ, ИММУНИТЕТ, АЛЛЕРГИЯ».

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие: инфекция и инфекционное заболевание. Условия возникновения инфекционного процесса. Характерные особенности инфекционной болезни.

2. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Облигатно-патогенные, условно-патогенные микроорганизмы.

3. Факторы патогенности микроорганизмов, их характеристика.

4. Токсины микроорганизмов, химическая природа, основные свойства, механизм действия.

5. Генетический контроль факторов патогенности у микроорганизмов. Гетерогенность микробных популяций по признаку вирулентности и факторам патогенности. Роль внехромосомных элементов в экспрессии факторов патогенности у микроорганизмов.

6. Фазы развития инфекционного процесса: адгезия, инвазия, колонизация, агрессия.

7. Пути распространения микроорганизмов и токсинов в организме. Понятия: бактериемия, септицемия, септикопиемия, токсинемия.

8. Формы инфекций: экзо- и эндогенная; очаговая и генерализованная; моно- и смешанная; суперинфекция, реинфекция, рецидив; острая, хроническая, персистирующая; микробное носительство.

9. Иммунитет: понятие, виды иммунитета.

10. Неспецифические факторы защиты организма человека:

- гуморальные (лизоцим, система комплемента, b- и c-лизины, пропердины, интерфероны и др.); их физико-химические и биологические свойства;

- клеточные (кожа и слизистые оболочки, фагоцитоз, нормальная микрофлора, естественные киллеры).

11. Антигены: понятие, основные свойства (антигенность, иммуногенность, специфичность) и условия их проявления.

12. Уровни реализации антигенной специфичности: видовая, типовая, гетероспецифическая.

13. Антигены микроорганизмов, локализация, химический состав, их роль в инфекционном процессе и развитии иммунного ответа.

14. Иммунная система человека и ее основные функции.

15. Формы иммунного ответа.

16. Антитела: определение, строение, свойства. Динамика образования антител при первичном и вторичном иммунном ответе.

17. Аффинность и авидность антител. Антигенное строение антител: изотипические, аллотипические, идиотипические детерминанты. Антиидиотипические антитела. Полные и неполные антитела, моноклональные антитела.

18. Классы иммуноглобулинов, их структурные, физико-химические и функциональные особенности.

19. Иммунологическая память и иммунологическая толерантность.

20. Аллергия: понятие, классификация аллергических реакций по Джелу и Кумбсу.

21. Аллергические реакции гуморального (немедленного) типа (тип I-III). Понятие о сенсибилизации, механизм развития аллергических реакций гуморального типа, проявления (анафилактический шок, сывороточная болезнь и др.). Десенсибилизация.

22. Аллергические реакции клеточного (замедленного) типа (тип IV). Механизм развития, роль в патогенезе и иммунитете инфекционных заболеваний. Кожно-аллергические пробы, их диагностическое значение.

23. Иммунный статус человека, его оценка.

24. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Вакцины. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины.

25. Серологические реакции: РА, РП, реакции бактериолиза, иммунного гемолиза, РСК, РИФ прямая и непрямая, ИФА. Компоненты, механизмы, практическое использование.

26. Биопрепараты:

- лечебно-профилактические: вакцины разного типа, сыворотки и иммуноглобулины гомологичные и гетерологичные;

- диагностические: сыворотки, диагностикумы, аллергены.

Что содержат, для чего и как применяются.

Литература:

Учебники:

1. Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. – М.: ООО «МИА», 2002. – С. 183-302, 311-350.

2. Поздеев О. К. Медицинская микробиология / Под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2001. – С. 140-154, 182-250.

Лекции по микробиологии.

Протоколы практических занятий №№9-12 для студентов лечебного и педиатрического факультетов.

Наши рекомендации