Самостоятельно выполняемые упражнения. модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.1: созависимость и рецидив
Описание занятия
Цель: помочь выздоравливающим от зависимости и созависимости осознать отношение связь между этими двумя состояниями, чтобы научиться поддерживать друг друга в процессе выздоровления.
Задачи: в конце занятия пациенты должны уметь:
1. описать сущность созависимости;
2. описать стадии развития созависимости;
3. объяснить, как зависимость и созависимость взаимно влияют вероятность рецидива того и другого состояния.
Материалы:
1.пакет материалов лектора для занятия 8.1, озаглавленный “Созависимость и рецидив”:
а. слайды диапроектора для данного занятия,
б. тесты “До и После” для данного занятия,
в. краткое содержание лекции,
г. упражнения для пациентов;
2. диапроектор и экран;
3. доска и мел или диаграммная бумага и маркеры;
4. ручки, карандаши, бумага для письма.
Содержание данного занятия основано на страницах 171-183 главы 9 книги “Оставаться трезвыми” Мерлин Миллер, Теренса Т Горски.
Другие источники информации, которые могут оказаться полезными при подготовке данного занятия:
“Консультирование по профилактике рецидива” Мерлин Миллер, Теренс Т Горски.
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.1: созависимость и рецидив
Тесты «До и После»
Рекомендации к заполнению тестов “До - и - После” занятия:
Внимательно прочтите приведенные ниже утверждения, а затем отметьте ответ ДА или НЕТ в колонке ”До”. В конце сегодняшнего занятия вас попросят заполнить колонку “После”. Это позволит вам увидеть, каким образом сегодняшнее занятие повлияло на ваше понимание рецидива.
До | После | |||||||
1.Созависимый человек – это человек, страдающий химической зависимостью и имеющий тесные взаимоотношения с другим химически зависимым человеком. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
2.Лучшая модель отношения к зависимости другого человека – использование тех же стратегий решения проблем, что вы обычно применяете. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
3. На начальной стадии созависимости мысли и поведение выходят из-под контроля. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
4. На средней стадии созависимости вы ОЧЕНЬ стараетесь защитить, оберечь, поддержать, помочь зависимому человеку. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
5. Выздороветь от созависимости означает научиться отстраняться от проявления симптомов зависимости. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
6. В отличие от зависимых, созависимые люди не подвержены рецидивам, так как симптомы созависимости не являются частью хронического заболевания. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
7. Преодолеть симптомы созависимости можно, изолировав себя от зависимого человека. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
8. Проявление симптомов ППО у одного члена семьи усиливает проявление симптомов созависимости у другого. | Да | Нет | Да | Нет |
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.1: созависимость и рецидив
Ответы на тесты «До и После»
1.Созависимый человек – это человек, страдающий химической зависимостью и имеющий тесные взаимоотношения с другим химически зависимым человеком. |
Нет |
2.Лучшмодель отношения к зависимости другого человека – использование тех же стратегий решения проблем, что вы обычно применяете. |
Нет |
3. На начальной стадии созависимости мысли и поведение выходят из-под контроля. |
Нет |
4. На средней стадии созависимости вы ОЧЕНЬ стараетесь защитить, оберечь, поддержать, помочь зависимому человеку. |
Да |
5. Выздороветь от созависимости означает научиться отстраняться от проявления симптомов зависимости. |
Да |
6. В отличие от зависимых, созависимые люди не подвержены рецидивам, так как симптомы созависимости не являются частью хронического заболевания. |
Нет |
7. Преодолеть симптомы созависимости можно, изолировав себя от зависимого человека. |
Нет |
8. Проявление симптомов ППО у одного члена семьи усиливает проявление симптомов созависимости у другого. |
Да |
Созависимая личность: · любой человек, чья жизнь стала неуправляемой из-за того, что он находится в тесных взаимоотношениях с зависимым человеком |
Когда вы пытаетесь управлять тем, над чем вы не властны, вы теряете контроль над тем, что в вашей власти, и тогда ваша жизнь становится неуправляемой |
Когда вы пытаетесь управлять тем, над чем вы не властны, (употребление ПАВ и зависимое поведение) вы теряете контроль над тем, что в вашей власти, и тогда (ваше собственное поведение) ваша жизнь становится неуправляемой |
симптомы созависимости Физические = заболевания, причиной которых является стресс Психологические - иррациональные мысли неуправляемые чувства неконтролируемое поведение социальные – манипулирование контроль изоляция дисфункциональные отношения |
стадии созависимости: начальная стадия · обычная стратегия решения проблем · попытки приспособиться средняя стадия · хроническое деструктивное поведение · реакция «удваиваем старания» хроническое заболевание · разрушение семьи · stress degeneration | |
выздоровление от созависимости | научиться управлять = своей собственной жизнью |
· отстраниться и позволить зависимому самому отвечать за себя · сосредоточиться на личных потребностях и личностном росте · выбирать адекватную стратегию поведения · поддерживать процесс выздоровления зависимого |
цепная реакция | ||||
зависимость | ||||
созависимость | созависимость | |||
зависимость | ||||
рецидив у любого члена семьи повышает риск рецидива у других ее членов | ||||
Вы можете научиться: поддерживать процесс выздоровления и уменьшать риск рецидива для всей семьи | ||||
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.1: созависимость и рецидив
Самостоятельно выполняемые упражнения
рекомендации: каждый пациент должен самостоятельно заполнить следующую страницу. Дайте пациентам примерно 15 минут, чтобы ответить на вопросы, затем разбейте их на маленькие группы по три человека. Пусть каждый пациент прочтет свои ответы группе, сопровождая их любыми пояснениями или обсуждениями, которые они сочтут необходимыми. Дайте им около 15 минут на обсуждение. Раздайте тесты для завершения занятия 8.1. и вместе обсудите ответы. Дайте пациентам задание прочесть нижеуказанный материал перед следующим занятием.
задание по чтению:
Прочтите главу 8 из книги Оставаться трезвыми Теренса Т. Горски и Мерлин Миллер.
ЗАНЯТИЕ 8.1
Самостоятельно выполняемые упражнения
Выполните следующие упражнения и покажите свои ответы другим членам группы.
Вспомните, как вы сами испытывали симптомы ППО и, быстро и не задумываясь, закончите следующие предложения несколько раз
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Когда я испытываю симптомы ППО, я | ||
Теперь вспомните вашу реакцию, когда ваш партнер испытывал симптомы созависимости, и, быстро и не задумываясь, закончите следующие предложения несколько раз. | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Когда мой партнер испытывает симптомы созависимости, я | ||
Теперь вспомните каким образом, ваши симптомы ППО и его(ее) симптомы созависимости влияют друг на друга, и, быстро и не задумываясь, закончите следующие предложения несколько раз. | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
Когда мы испытываем симптомы созависимости и ППО, мы | ||
А теперь составьте список действий, которые вы можете предпринять, чтобы справиться с симптомами ППО, когда ваш партнер испытывает симптомы созависимости. | ||
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.2: создание среды для предотвращения рецидива
Описание занятия
Цель: рассказать пациентам, как выбирать людей для вовлечения их в процесс планирования профилактики рецидива и использовать их, чтобы получать обратную связь о выздоровлении и рецидиве.
Задачи: в конце занятия пациенты должны уметь:
1. перечислить критерии выбора людей, которые смогут стать частью среды, создаваемой для предотвращения рецидива;
2. описать, как привлечь этих людей к участию и помощи;
3. объяснить, почему важно иметь вокруг себя людей, которые могут и окажут поддержку, когда процесс выздоровления подвергается опасности.
Материалы:
1.пакет материалов лектора для занятия 8.2, озаглавленный “Создание среды для предотвращения рецидива”:
а. слайды диапроектора для данного занятия,
б. тесты “До и После” для данного занятия,
в. краткое содержание лекции,
г. упражнения для пациентов;
2. диапроектор и экран;
3. доска и мел или диаграммная бумага и маркеры;
4. ручки, карандаши, бумага для письма.
Содержание данного занятия основано на страницах 75-84 рабочей тетради - руководства к книге “Оставаться трезвыми” Мерлин Миллер, Теренса Т Горски и на страницах 167-169 главы 8 данной книги.
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.2: создание среды для предотвращения рецидива
Тесты «До и После»
Рекомендации к заполнению тестов “До - и - После” занятия:
Внимательно прочтите приведенные ниже утверждения, а затем отметьте ответ ДА или НЕТ в колонке ”До”. В конце сегодняшнего занятия вас попросят заполнить колонку “После”. Это позволит вам увидеть, каким образом сегодняшнее занятие повлияло на ваше понимание рецидива.
До | После | |||||||
1. Есть люди, которых нельзя привлекать к участию в программе планирования профилактики рецидива. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
2. Вы должны встречаться с людьми, которые составляют вашу среду для предотвращения рецидива только индивидуально, ни в коем случае не организуя встреч со всей группой. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
3. Вы должны выбирать людей, которые позволят вам сделать свой собственный выбор, не пытаясь противостоять вам. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
4. Ваш спонсор по программе АА не должен быть участником этой среды. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
5. Близких родственников нельзя привлекать к участию в программе планирования профилактики рецидива. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
6. Вам вредно анализировать то, как люди раньше реагировали на ваши предупредительные сигналы. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
7. Первый шаг в создании среды для предотвращения рецидива – определить, кто может быть помочь и быть полезен вам, для чего нужно позвать всех на собрание и посмотреть, кто из них придет. | Да | Нет | Да | Нет | ||||
8. Только тех, кто может быть объективен, можно привлекать в качестве участников программы планирования профилактики рецидива, поэтому вы не должны выбирать людей, с которыми вы эмоционально тесно связаны. | Да | Нет | Да | Нет |
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.2: создание среды для предотвращения рецидива
Ответы на тесты «До и После»
1. Есть люди, которых нельзя привлекать к участию в программе планирования профилактики рецидива. |
Да |
2. Вы должны встречаться с людьми, которые составляют вашу среду для предотвращения рецидива только индивидуально, ни в коем случае не организуя встреч со всей группой. |
Нет |
3. Вы должны выбирать людей, которые позволят вам сделать свой собственный выбор, не пытаясь противостоять вам. |
Нет |
4. Ваш спонсор по программе АА не должен быть участником этой среды. |
Нет |
5. Близких родственников нельзя привлекать к участию в программе планирования профилактики рецидива. |
Нет |
6. Вам вредно анализировать то, как люди раньше реагировали на ваши предупредительные сигналы. |
Нет |
7. Первый шаг в создании среды для предотвращения рецидива – определить, кто может быть помочь и быть полезен вам, для чего нужно позвать всех на собрание и посмотреть, кто из них придет. |
Нет |
8. Только тех, кто может быть объективен, можно привлекать в качестве участников программы планирования профилактики рецидива, поэтому вы не должны выбирать людей, с которыми вы эмоционально тесно связаны. |
Нет |
среда для предотвращения рецидива шаг 1: выберите тех, кто станет ее участниками |
НЕ выбирайте тех, кто · не знает ничего (и не хочет знать) о зависимости · активно употребляет ПАВ · не поддерживает идею необходимости трезвости для вас |
выбирайте людей, которые · понимают, что такое зависимость; · хотят узнать больше о зависимости; · поддерживаю идею необходимости трезвости/чистоты и · плана профилактики рецидива для вас; · участвуют в программе выздоровления, если это необходимо; · будут честны с вами, поддерживая обратную связь; · откажутся поддерживать модели поведения, характерные для рецидива; · нужны вам, чтобы предотвратить рецидив. | |
встретьтесь с людьми, которых вы выбрали | Попросите их помочь вам |
Среда для предотвращения рецидива шаг 2:определите как и в чем каждый человек может лучше всего помочь вам | ||||||
|
среда для предотвращения рецидива шаг 3: устройте собрание тех, кто составляет вашу среду для предотвращения рецидива |
1. обсудите свои предупредительные сигналы 2. узнайте их мнение 3. объясните, что может вам помочь в будущем 4. попросите о помощи 5. пересмотрите свой план профилактики рецидива с учетом их мнения 6. разработайте план на случай вашего отрицания проблемы 7. разыграйте разговор, в котором участники оказывают вам сопротивление 8. разработайте план на случай, если вы снова начнете употреблять ПАВ 9. поддерживайте контакт со средой |
Оставаться трезвыми
модуль №8: участие семьи в планировании профилактики рецидива
Занятие 8.2: создание среды для предотвращения рецидива
Самостоятельно выполняемые упражнения
рекомендации: каждый пациент должен самостоятельно заполнить следующую страницу. Дайте пациентам примерно 15 минут, чтобы ответить на вопросы, затем разбейте их на маленькие группы по три человека. Пусть каждый пациент прочтет свои ответы группе, сопровождая их любыми пояснениями или обсуждениями, которые они сочтут необходимыми. Дайте им около 15 минут на обсуждение. Раздайте тесты для завершения занятия 8.2. и вместе обсудите ответы. Дайте пациентам задание прочесть нижеуказанный материал перед следующим занятием.
задание по чтению:
Прочтите главу 8 из книги Оставаться трезвыми Теренса Т. Горски и Мерлин Миллер.
ЗАНЯТИЕ 8.2