Оборудование учебных помещений компьютерами
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
Возможное вредное воздействие на здоровье обучающихся вредных факторов при работе с компьютером заключается в том, что длительная фиксация внимания на изображения, находящиеся на экране, вызывает напряжение зрения. Длительное нахождение в вынужденной позе сидя вызывает напряжение опорно-двигательного аппарата. Компьютер может генерировать звуки различной частоты, может ухудшать микроклимат помещения (повышает температуру воздуха и снижает влажность воздуха). При работе с компьютером повышается запыленность воздуха. От компьютера исходят электромагнитные неионизирующие и ионизирующие излучения.
Гигиенические требования к оборудованию кабинетов информатики персональными электронно-вычислительными машинами изложены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Требования, изложенные в данном нормативном документе, направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье обучающихся вредных факторов внутришкольной среды при работе с компьютерами.
1. Гигиенические требования к кабинетам информатики.
Для внутренней отделки помещений, где расположены компьютеры, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7-0,8; для стен – 0,5-0,6; для пола – 0,3-0,5.
В помещениях, оборудованных компьютерами, должна проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на компьютере.
2. Гигиенические требования к конструкции компьютера.
Конструкция компьютера должна обеспечивать возможность поворота корпуса учащегося в горизонтальной и вертикальной плоскости;
Корпус компьютера, клавиатура должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.
3. Гигиенические требования к физическим и химическим факторам среды кабинета информатики.
В помещениях, где расположены компьютеры, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата;
Освещенность рабочей поверхности стола должна быть 300-500 лк; освещенность экрана не должна превышать 300 лк.
Освещение не должно создавать бликов (отраженная блесткость). Яркость бликов на экране должна быть не более 40 кд/кв. м.
Яркость светильников должна быть не более 200 кд/кв. м. Не должно быть прямой блесткости от источников света.
Показатель дискомфорта в помещении должен быть не более 15. Коэффициент пульсации не должен превышать 5 %.
Уровни звука, вибрации, электромагнитныхполей, создаваемых компьютером, не должны превышать ПДУ (Приложения № 1 и № 2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения от компьютера не должна превышать 1 мкЗв/час.
Концентрации вредных веществ, выделяемых компьютером в воздух помещения, не должны превышать ПДК установленных для атмосферного воздуха населенных мест.
Контролируемые гигиенические параметры для разных видов компьютерной техники изложены в таблице 2.
Таблица 2 – Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры
п/п | Вид продукции | Контролируемые гигиенические параметры |
Машины вычислительные электронные цифровые, машины вычислительные электронные цифровые персональные (включая портативные ЭВМ) | Уровни электромагнитных полей (ЭМП), акустического шума, концентрация вредных веществ в воздухе, визуальные показатели ВДТ, мягкое рентгеновское излучение | |
Устройства периферийные: принтеры, сканеры, модемы, сетевые устройства, блоки бесперебойного питания | Уровни ЭМП, акустического шума, концентрация вредных веществ в воздухе | |
Устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы) | Уровни ЭМП, визуальные показатели, концентрация вредных веществ в воздухе, мягкое рентгеновское излучение |
4. Гигиенические требования к организации рабочих мест с компьютерами.
Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз учащегося на расстоянии не ближе 500 мм.
Помещения для занятий оборудуются одноместными рабочими столами, конструкция которых должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности компьютера, клавиатуры и всех учебных принадлежностей, необходимых для занятий.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать подставку для ног.