Макроанализ по виду излома
Излом – поверхность, образующаяся после разрушения образца или изделия. Различают изломы: хрупкий (например, у керамики, закаленных сталей); вязкий со следами местной пластической дефор-мации на поверхности излома; усталостный – после разрушения в результате многократного нагружения. Анализ и правильное “чтение” изломов играют важную роль при установлении причин аварий и поломок. Макроскопический анализ структуры изломов называется фрактографией.
По виду излома можно судить о величине зерна металла или сплава, наличии перегрева, причине разрушения (усталостный излом), о наличии расслоения, рыхлости и др. Изломы бывают кристалл-лические (зернистые), волокнистые и смешанные, продольные и поперечные.
Вязкий (волокнистый) излом обычно наблюдается после пластической деформации образца с появлением шейки перед разрушением. Волокнистый излом имеет место в отожженных доэвтектоидных сталях, а также в сталях, улучшенных термической обработкой (закалка полная, отпуск высокий). Вязкие изломы не имеют кристаллического блеска, характеризуют доброкачественную структуру металла (рис. 7.1а).
Хрупкие (кристаллические) изломы (рис.7.1б). Хрупкому разрушению подвержены закаленные стали. Поверхности изломов состоят из множества блестящих площадок. Различают следующие разновидности хрупких изломов: транскристаллический (проходит по телу зерна), межкристаллический (интеркристаллический), крупнозер-нистый (грубозернистый, крупнокристаллический), мелкозернистый (мелкокристаллический), нафталинистый, камневидный, шиферный, черный, усталостный.
Нафталинистый – транскристаллический излом, по внешнему виду напоминающий блеск нафталина, встречается у быстрорежущих сталей при нарушении режима термической обработки.
Камневидный излом – межкристаллический, имеющий крупно-зернистое строение, появляется в сталях в процессе перегрева при горячей механической обработке, признак недоброкачественности структуры.
Шиферный (слоистый) излом – характеризуется древовидным расположением волокон в продольных изломах стали. Встречается в среднеуглеродистых сталях, загрязненных неметаллическими включе-ниями и перенасыщенных газами.
Черный излом является следствием выделения графита из сталей с высоким содержанием углерода и кремния после длительного отжига при низких температурах или закалки с отпуском при температуре 700 °С.
а б в
Рис. 7.1. Строение вязкого (а), хрупкого (б) и усталостного (в) изломов
Усталостный излом встречается в деталях, работавших при циклических нагрузках (рельсы, оси, валы, шестерни, штоки, клапанные пружины и др.). На изломе поверхности разграничиваются на очаг разрушения (риски, забоины, трещины, неметаллические, газовое включения), зону постепенного развития усталостной трещины и зону излома. Усталостная трещина, развиваясь, постепенно ослабляет поперечное сечение детали. Пораженное трещиной сечение не может противодействовать нагрузке на деталь и разрушается. Зона излома может иметь признаки или хрупкого, или вязкого разрушения (рис. 7.1в).
Излом с закалочной трещиной имеет два характерных участка: темный – окисленная поверхность закалочной трещины и светлый – мелкозернистый хрупкий излом. Закалочная трещина возникает при чрезмерно высокой скорости охлаждения стали. Например, обра-зование поперечной закалочной трещины в рельсе связано с местным нагревом рельс до закалочной температуры при буксовании колеса локомотива и последующим очень быстрым отводом тепла.
Нагревание буксы вызывает излом шейки оси (рис. 7.2). В сечении излома отломившейся части выделяются следующие слои: 1 слой – основной металл, 2 – слой имеет крупнозернистую структуру и явные следы скручивания металла, 3 слой – «сердцевина», более темная по цвету.
Рис. 7.2. Характерные признаки излома шейки оси
в результате нагревания буксы а – отломившаяся часть;
б – оставшаяся часть