Порядок выполнения работы. 1. В мерной колбе вместимостью 100 см3 получают задачу у преподавателя, (раствор пероксида водорода)

1. В мерной колбе вместимостью 100 см3 получают задачу у преподавателя, (раствор пероксида водорода), разбавляют водой до метки на мерной колбе, тщательно перемешивают. Записывают в тетрадь объем мерной колбы (Vм.к.). Плотность раствора Порядок выполнения работы. 1. В мерной колбе вместимостью 100 см3 получают задачу у преподавателя, (раствор пероксида водорода) - student2.ru считать равной 1 г/см3.

2. Предварительно вымытую и промытую стандартным раствором перманганата калия бюретку со стеклянным наконечником заполняют раствором титранта КMnО4, устраняют из носика пузырьки воздуха, доводят до нулевой метки. Записывают в тетрадь молярную концентрацию эквивалента стандартного раствора – раствора титранта.

3. Предварительно вымытой и промытой исследуемым раствором пипеткой отбирают аликвотную часть анализируемого раствора пероксида водорода, переносят раствор в тщательно промытую водой коническую колбу для титрования, приливают к раствору 10 – 15 см3 H2SO4 (1:4) и содержимое колбы титруют рабочим раствором KMnO4 до появления устойчивого розового окрашивания от одной избыточной капли добавленного раствора перманганата калия. Титрование повторяют три раза.

Примечание

Первые капли раствора KMnO4 обесцвечиваются очень медленно, при интенсивном перемешивании, а затем по мере увеличения концентрации Mn2+ (катализатор) реакция идет значительно быстрее. Полученные результаты заносят в таблицу 1.

Таблица 1 –Перманганатометрическое определение пероксида водорода (в растворе).

(Vм.к. = 200 см3, Vал = 10,0 см3; с(1/5 KMnO4) = 0,1 н; H2SO4 (1:4) – 10 – 15 см3)

Vал, см3 Vбюр, см3 Разбавленный раствор Н2О2 Порядок выполнения работы. 1. В мерной колбе вместимостью 100 см3 получают задачу у преподавателя, (раствор пероксида водорода) - student2.ru (H2O2), % в задаче
с (½ Н2О2) моль/дм3 с (Н2О2) моль/дм3 с m2О2), г/дм3 Т(Н2О2) г/см3
10,0 10,0 10,0 Среднее … … … …          

Все расчеты выполняют в рабочей тетради, полученные результаты оформляют в виде отчета по проделанной работе.

Задание для домашней подготовки к занятию:

I. Теоретические вопросы:

1. Приведите определение понятия степень окисления и укажите правила ее вычисления. Какие реакции называются окислительно-восстановительными (ОВ)? Что такое окисление, восстановление, окислитель, восстановитель? Как классифицируют окислительно-восстановительные реакции?

2. Перечислите типичные окислители и восстановители.

3. Какие методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций (расстановки коэффициентов) вам известны?

4. Что называют сопряженной ОВ парой?

5. Что является характеристикой ОВ свойств пары?

6. Какие ОВ-потенциалы называют стандартными?

7. Что такое - ЭДС окислительно-восстановительной реакции? Как рассчитать ЭДС окислительно-восстановительной реакции?

8. От каких факторов зависит ОВ потенциал? Приведите уравнение Нернста.

9. Какие ОВ потенциалы называют электродными потенциалами?

10. Что такое гальванический элемент?

11. Как измеряют значения восстановительных потенциалов?

12. Какой электрод используют в качестве эталона при измерении восстановительных потенциалов?

13. Каким образом, исходя из табличных значений восстановительных потенциалов, оценить возможность или невозможность самопроизвольного протекания ОВ-реакций?

14. Что такое, диффузионный и мембранный потенциалы и каково их биологическое значение?

15. Охарактеризуйте роль ОВ-реакций в процессах обмена вещества и энергии, происходящих в живых организмах.

16. Перечислите оксидиметрические методы анализа, применяемые в практике клинических, и санитарно-гигиенических исследований и укажите ОВ-реакции, на которых они основаны.

II. Решите задачи и упражнения:

1. Определите степени окисления элементов в соединениях: H2SO4, K2SO3, Н2, KMnO4, Н2О2, NH3, K2MnO4, K2Cr2O7, H2S, PbO2; найдите среди них типичные окислители, восстановители, соединения с ОВ-двойственностью.

2. Выделите в реакции Zn + S → ZnS сопряженные ОВ-пары, найдите для них значения стандартных восстановительных потенциалов, рассчитайте величину ЭДС реакции образования сульфида цинка, и определите направление ее самопроизвольного протекания.

3. Выберите наиболее сильные окислитель и восстановитель среди сопряженных ОВ-пар: Fe3+/Fe2+, Сl2/2Сl-, J2/2J-; для всех пар выпишите табличные значения стандартных восстановительных потенциалов. Установите направление самопроизвольного протекания реакций (в стандартных условиях) в системах, образованных каждыми двумя из указанных ОВ-пар.

4. Укажите окислитель, восстановитель, запишите процессы окисления, восстановления и расставьте коэффициенты в схемах реакций:

H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 → S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + Н2О

Н3РО4 + HJ → Н3РО3 + J2 + Н2О

КNО2 + SnCI2 + Н2О → HCI + Sn + HNO3

Наши рекомендации