Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур
Конспект лекций по КСЕ доц. Панычика А.В.
Тема 1. Наука в системе культуры
1. Наука как явление культуры. Функции науки.
2. Критерии научности. Научное и вненаучное знание.
3. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
4. Сциентизм и антисциентизм. НТР и её последствия.
Наука как явление культуры. Функции науки
- Культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.
- Культура подразделяется на материальную и духовную.
- Составной частью духовной культуры является наука.
- Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
- Закон – устойчивая повторяющаяся связь процессов и явлений.
- Выявить закон означает установить причинно-следственные связи и/или цепочки процессов и явлений.
Основные функции науки
- теоретическая (или познавательная);
- практическая;
- прогностическая;
- мировоззренческая.
Основные этапы развития естествознания
- 1. Донаучный (натурфилософский) – до конца XYI в.
- 2. Классический (начало XYII вв. – XIX в.).
- 3. Неклассический (начало XX – 1970-е гг.).
- 4. Постнеклассичекий (с середины 1970-х гг.).
- Натурфилософия – это преимущественно философско-умозрительное изучение природы, рассматриваемой как целостный живой организм.
Критерии научности. Научное и вненаучное знание
- Критерии научности – это основные особенности научного знания, позволяющие отличать его от разных видов вненаучного знания.
- Несоответствие знания хотя бы одному критерию научности означает его принадлежность к вненаучному знанию.
- Критерий (греч. kriteriori) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация, мера оценки.
- Признак– свойство, по которому познают или узнают объект.
- Свойство – сторона объекта, определяющая его отличие или сходство с другими объектами.
К критериям научности можно отнести:
- объективность;
- достоверность;
- точность;
- системность.
- Объективность – независимость знания от личности исследователя, от его индивидуальности.
- Достоверность – обоснование и проверка знания с помощью опыта (наблюдений и экспериментов) и логических доказательств.
- Точность – это использование в науке особого языка терминов (определений понятий) и математических формул.
- Системность – приведение совокупности полученных знаний в порядок на основании определенных теоретических принципов.
Виды вненаучного знания
- мифологическое;
- религиозное;
- художественно-образное;
- философское;
- обыденное и др.
Таким образом, познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами.
Естественнонаучная и гуманитарная культура
Естественнонаучная («физики») и гуманитарная («лирики») культура – два крыла единой культуры, между которыми в определенный исторический момент возникли вначале взаимное непонимание, которое снизило интерес и уважение друг к другу, чреватое открытой конфронтацией и враждой.
Критерии различения естественнонаучной и гуманитарной культур
Критерий | ЕНК | ГК |
Объект | Природа | Общество |
Функция | Преобладает функция объяснения | Преобладает функция понимания |
Предмет познания | Типичен | Индивидуален |
Влияние ценностей | Малозаметно, неявно | Существенно и открыто |
Субъект и объект познания | Строго разведены | Частично совпадают |
Оценки | Преобладание количественных оценок | Преобладание качественных оценок |
Экспериментальные методы | Основа методологии | Применение затруднено |
Объект исследования | Материальный, относительно устойчивый | Больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый |
Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур
1. Естествознание все больше интересуется уникальными объектами.
2. Современное естествознание стало эволюционным, историчным.
3. Образное мышление, интуиция признаются необходимыми элементами научного познания.
4. В современном естествознании признается, что исследователь не может полностью избежать своего влияния на изучаемый объект и влияния своей личности – на результат исследования.