Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур

Конспект лекций по КСЕ доц. Панычика А.В.

Тема 1. Наука в системе культуры

1. Наука как явление культуры. Функции науки.

2. Критерии научности. Научное и вненаучное знание.

3. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

4. Сциентизм и антисциентизм. НТР и её последствия.

Наука как явление культуры. Функции науки

  • Культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.
  • Культура подразделяется на материальную и духовную.
  • Составной частью духовной культуры является наука.
  • Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
  • Закон – устойчивая повторяющаяся связь процессов и явлений.
  • Выявить закон означает установить причинно-следственные связи и/или цепочки процессов и явлений.

Основные функции науки

  • теоретическая (или познавательная);
  • практическая;
  • прогностическая;
  • мировоззренческая.

Основные этапы развития естествознания

  • 1. Донаучный (натурфилософский) – до конца XYI в.
  • 2. Классический (начало XYII вв. – XIX в.).
  • 3. Неклассический (начало XX – 1970-е гг.).
  • 4. Постнеклассичекий (с середины 1970-х гг.).
  • Натурфилософия – это преимущественно философско-умозрительное изучение природы, рассматриваемой как целостный живой организм.

Критерии научности. Научное и вненаучное знание

  • Критерии научности – это основные особенности научного знания, позволяющие отличать его от разных видов вненаучного знания.
  • Несоответствие знания хотя бы одному критерию научности означает его принадлежность к вненаучному знанию.
  • Критерий (греч. kriteriori) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация, мера оценки.
  • Признак– свойство, по которому познают или узнают объект.
  • Свойство – сторона объекта, определяющая его отличие или сходство с другими объектами.

К критериям научности можно отнести:

  • объективность;
  • достоверность;
  • точность;
  • системность.
  • Объективность – независимость знания от личности исследователя, от его индивидуальности.
  • Достоверность – обоснование и проверка знания с помощью опыта (наблюдений и экспериментов) и логических доказательств.
  • Точность – это использование в науке особого языка терминов (определений понятий) и математических формул.
  • Системность – приведение совокупности полученных знаний в порядок на основании определенных теоретических принципов.

Виды вненаучного знания

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • художественно-образное;
  • философское;
  • обыденное и др.

Таким образом, познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами.

Естественнонаучная и гуманитарная культура

Естественнонаучная («физики») и гуманитарная («лирики») культура – два крыла единой культуры, между которыми в определенный исторический момент возникли вначале взаимное непонимание, которое снизило интерес и уважение друг к другу, чреватое открытой конфронтацией и враждой.

Критерии различения естественнонаучной и гуманитарной культур

Критерий ЕНК ГК
Объект Природа Общество
Функция Преобладает функция объяснения Преобладает функция понимания
Предмет познания Типичен Индивидуален
Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно и открыто
Субъект и объект познания Строго разведены Частично совпадают
Оценки Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок
Экспериментальные методы Основа методологии Применение затруднено
Объект исследования Материальный, относительно устойчивый Больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый

Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур

1. Естествознание все больше интересуется уникальными объектами.

2. Современное естествознание стало эволюционным, историчным.

3. Образное мышление, интуиция признаются необходимыми элементами научного познания.

4. В современном естествознании признается, что исследователь не может полностью избежать своего влияния на изучаемый объект и влияния своей личности – на результат исследования.

Наши рекомендации