По указанной теме необходимо выполнить самостоятельные работы №5, №6.
Самостоятельная работа №5
Темы «Способы выражения концентрации растворов», «Растворы электролитов», «Концентрация ионов», «Водородный показатель», «Произведение растворимости»
1. Что называют концентрацией раствора? Какая концентрация называется: а) молярной; б) массовой долей? Что показывают эти концентрации? Ответьте на вопросы, приведите формулы для расчетов.
2. Решите задачи:
а) В 600 г воды растворили 325 г гидроксида калия, плотность раствора равна 1,381 г/мл. Найти: молярность и массовую долю КОН;
б) Сколько граммов сульфита натрия нужно взять для приготовления: а) 150 мл 0,12 М (0,12 молярного) раствора; б) 4 л 0,05 М раствора; в) 1,5 л 20%-ного раствора, плотность которого равна 1,145 г/мл?
3. Что такое электролиты? Приведите примеры электролитов.
4. Что показывает константа диссоциации? Составьте выражение константы диссоциации для каждой стадии диссоциации молекул: а) угольной кислоты; б) гидроксида цинка.
5. Как рассчитать концентрацию ионов в растворе: а) сильного электролита; б) слабого электролита? Приведите формулу для расчетов. Чему равны значения α - степени диссоциации в каждом случае и почему?
6. Решите задачи:
а) В 4 л воды растворили 0,40 г гидроксида натрия. Пренебрегая изменением объема и считая диссоциацию гидроксида натрия полной, определите рН полученного раствора.
б) В 2 л воды растворили 10,2 г хлорноватистой кислоты. Принимая Кдис.HClO равной 5∙10-8, определите рН полученного раствора. Как изменился водородный показатель раствора по сравнению с чистой водой?
в) Пр Ag2SO4 = 2∙10-5. Определите массу ионов серебра в 0,5 л насыщенного раствора соли.
Самостоятельная работа № 6
Тема «Реакции обмена в растворах электролитов»
1. Напишите продукты реакций, расставьте коэффициенты. Уравнения реакций обмена запишите в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме:
а) оксид углерода(IV) + гидроксид натрия →
б) карбонат кальция + уксусная кислота →
в) хлорид дигидроксоалюминия + хлороводородная кислота →
2. Ответьте на вопросы:
а) Какой процесс называют гидролизом?
б) Что показывает степень гидролиза?
в) В каких случаях возможен необратимый гидролиз?
3. Изменится ли реакция среды при растворении в чистой воде следующих соединений: CuSO4, K2SO4, K2SiO3, NH4CН3СОО? Ответьте на вопрос и напишите уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме учитывая, что процесс идет по стадиям. Укажите реакцию среды раствора.
4. К каждому из трех растворов CrCl3, Na2SO4 и Na2S добавили раствор Na2CO3. В каком случае будет выделяться СО2? Почему? Составьте уравнения совместного гидролиза солей в молекулярной и ионной форме.
Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции
Тема | Основные понятия и термины | Учебники | Задачники |
VIII. Окислительно-восстановительные реакции | 1. Степень окисления, расчет степени окисления. Окислитель, процесс окисления, типичные окислители. Восстановитель, процесс восстановления, типичные восстановители. Типы ОВР. Метод электронного баланса. Направление протекания ОВР | 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.9 (разделы 9.1- 9.3) 2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел III, гл.9 (параграф 9.1) | Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.VIII, разделы 1-3,6 |
2.Основы электрохимии: электродный потенциал, разность потенциалов. Гальванические элементы. ЭДС. Уравнение Нернста. Химические источники электрического тока. Электролиз. Законы Фарадея. Коррозия металлов. Защита от коррозии. | 1) Н.Л. Глинка Общая химия, 2006 Ч.1, гл.9 (разделы 9.4-9.6) 2) Н.В. Коровин Общая химия, 2005 Раздел III, гл.9 (параграфы 9.2, 9.4, 9.6-9.8) , гл.10 | Н.Л. Глинка Сборник задач и упражнений по общей химии, 2001, гл.VIII, разделы 5,7 |
После изучения данного раздела студентам следует знать:
1. Степень окисления. Метод электронного баланса
2. Электродные потенциалы и ЭДС. Уравнение Нернста.
3. Электродные процессы на катоде и на аноде. Законы Фарадея.
4. Аккумуляторы и топливные элементы.
5. Классификацию коррозионных процессов.
6. Химическую коррозию.
7. Основные методы защиты от коррозии.
Студенты должны уметь:
1. Составить уравнение окислительно-восстановительной реакции. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса; указать окислитель и восстановитель; тип ОВР.
2. Рассчитать ЭДС и определить направление ОВР.
3. Написать схемы электродных процессов электролиза растворов и расплавов солей.