Модуль III. Обмен и функции углеводов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль III. Обмен и функции углеводов
учебной дисциплины (модуля)«Биохимия»
для специальности Лечебное дело
курс II семестр 3
Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент |
Владивосток – 2016 г.
Практическое занятие № 15
Тема:«Пути поступления и превращения углеводов в тканях организма. Последовательность реакций аэробного и анаэробного гликолиза.
Ключевые реакции глюконеогенеза»
Мотивация: Научиться применять знания о свойствах углеводов, их синтезе, метаболизме, о взаимосвязи этих процессов и механизмах регуляции при последующем изучении метаболизма органов и систем, а также для решения вопросов диагностики, профилактики и лечения болезней, связанных с нарушением обмена углеводов. Знакомство с процессом гликолиза дает представление о возможностях энергетического обеспечения клеток в анаэробных условиях. Понимание значения аэробных процессов обмена глюкозы для энергообеспечения клеток различных органов позволяет понять механизмы нарушения функций органов и систем при торможении этих процессов (гипогликемическая кома, ишемия и инфаркт миокарда и др.).
Общая цель: полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК-3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.
Конкретные цели и задачи.Сформировать знания о структуре углеводов животных тканей и растительных углеводов пищи. Сформировать представление об особенностях переваривания углеводов, транспорта глюкозы в клетки. Усвоить анаэробные процессы окисления глюкозы и их значение. Сформировать представление о путях превращения ПВК в клетках в зависимости от энергетического статуса и особенностей окислительного метаболизма клеток; о глюконеогенезе как процессе поддержания уровня глюкозы крови. Изучить центральные пути метаболизма в связи с аэробной дихотомией глюкозы.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о роли углеводов в метаболизме человека; о проявлении
нарушений переваривания и всасывания углеводов для понимания патогенеза ряда
заболеваний ЖКТ.
- знатьстроениеглюкозы, фруктозы, рибозы, гликогена; основные этапы
и последовательность реакций аэробного и анаэробного катаболизма глюкозы, энергетический баланс аэробного и анаэробного катаболизма глюкозы; основные этапы (схема и обходные реакции) глюконеогенеза и его физиологическую роль.
- уметь объяснять особенности метаболизма глюкозы в разных тканях (органах); оценивать значение аэробного и анаэробного катаболизма глюкозы при разных физиологических состояниях организма; интерпретировать связь переключения процессов синтеза и распада глюкозы с ритмом питания и физической активностью; объяснять причины и последствия лактатацидоза.
- владетьмедико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):гликолиз, глюконеогенез, лактатацидоз.
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: семинар
3. Заключительная часть занятия
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
1. Углеводы. Строение основных моно-, олиго- и полисахаридов.
2. Общие пути обмена глюкозы в клетке.
3. Гликолиз: последовательность реакций. Гликолитическая оксидоредукция.
Субстратное фосфорилирование.
4. Ключевые реакции глюконеогенеза. Цикл Кори и глюкозо-аланиновый цикл.
5. Аллостерическая регуляция ферментов гликолиза и глюконеогенеза.
Роль фруктозо-2,6-бисфосфата.
Задания для контроля сформированности компетенций в учебное время:
1. Какие функции в организме выполняют углеводы?
2. Какова структура крахмала?
3. Какие типы связей встречаются в молекуле гликогена?
4. Дайте определение понятиям: гомополисахариды, гетерополисахариды.
5. В каком отделе пищеварительного тракта, и под действием каких ферментов происходит переваривание углеводов?
6. Какие углеводы стимулируют перистальтику желудочно-кишечного тракта?
7. С недостатком, какого фермента связана непереносимость молока?
8. Почему дисбактериозы сопровождаются диареей?
9. В чем сущность анаэробного окисления углеводов? Напишите словами схему анаэробного окисления углеводов.
10. В чем сущность аэробного окисления углеводов? Дайте характеристику этапов аэробного окисления углеводов и его энергетическую ценность.
11. Назовите источники, поддерживающие уровень глюкозы в крови.
12. Почему процессы гликолиза и глюконеогенеза не могут идти с одинаковой
скоростью?
13. Какой тип окисления глюкозы характерен для мышц в состоянии покоя?
14. Какой тип окисления глюкозы характерен для мозга?
15. Какую информацию может дать определение уровня лактата в крови?