Структура и функции сознания
Сознание
Определение сущностисознания.
Сознание характеризует человека как уникальное существо
Что такое сознание (по аналогии с определением сущности конкретного предмета).
Возникают уже знакомые трудности.
1) Сознание не имеет свойств, которые можно было бы наблюдать непосредственно.
2) мы не можем подобрать родовое понятие, поскольку выйти за пределы сознания человеку так же невозможно, как и за пределы мира (потому что мы о мире знаем только через сознание).
В истории философии были предложены 3 варианта решения проблемы сущности сознания.
1- сознание – это духовная субстанция, способная к самостоятельному существованию. Подобные идеи могли возникнуть в рамках
а) объективного идеализма – есть объективное сознание, которое существует независимо от тела, по своим законам. Мир – проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание
б) дуализма - Сознание обладает статусом отдельной субстанции, существующей независимо и наравне с материей. Сознание и материя - независимые сущности, полностью замкнутые на себя и существующие параллельно.
В) так называемого спиритуализма (учение, в котором утверждается субстанциальность человеческого сознания, но может не утверждаться сотворимость мира богом; сознание, существующее в мире вне человека).
Причина представлений о субстанциальности человеческого сознания (души) в том, что сознание настолько отличается от прочих элементов мира, что трудно представить себе, что между сознанием и материальным миром есть вообще что-то общее. Самый распространённый аргумент богословия – как камень может породить душу?
2- субъективный идеализм и отчасти агностицизм. Сознание – это единственная реальность, с которой имеет дело человек. Сознание – это и есть мир. Нет никакого мира вне нашего сознания.
Аргументы субъективного идеализма и агностицизма, а именно, аргумент к ощущениям и его критика уже были рассмотрены. И доказано, что признание реальности материального мира, существующего независимо от нашего сознания, является необходимым для того, чтобы процесс познания имел смысл.
В критике аргумента к ощущениям косвенным образом доказывается, что сознание не является единственной реальностью, с которой имеет дело человек, а является частью и свойством материального мира (Если мир, окружающий нас, существует вне нашего сознания, то сознание существует в нём, является его частью).
3- вульгарный материализм. Согласно нему сознание является особой формой материи. Аргумент, приводимый вульгарным материализмом – мир материален, следовательно, сознание, будучи частью мира, тоже должно быть материально. Как частный случай этого аргумента: мозг материален, значит, и сознание как продукт деятельности мозга должно быть материально.
Если в идеализме – попытка абсолютизировать различие материи и сознание, которая приводит к отрыву одного от другого, то в вульгарном материализме - попытка отождествить материю и сознание.
Материалисты отвергали идею о сверхъестественной природе сознания и его субстанциальности и считали, что источник сознания заключён в материи. Однако решить вопрос о том, как сознание возникает в процессе развития материи, они не могли. Поэтому они нередко ставили сознание в один ряд с материальными явлениями.
Истоки вульгарного материализма лежат в древности
Демокрит: душа – совокупность гладких шарообразных атомов.
Гераклит: душа – сухой и яркий огонь. Пьяный потому еле держится на ногах, что душа у него стала влажной и утратила свою сухость и яркость.
Механистический материализм. Декарт: Человек – машина.
В Х1Х в. считали сознание неким химическим веществом, выделяемым человеческим мозгом.
Молешотт: человек есть то, что он ест.
Фогт: Мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.
В 20 в. появились в связи с успехами кибернетики представления о том, что машина мыслит (Эшби, Винер, Соболев, Амосов): Человек – самое совершенное из известных нам кибернетических машин, программа в которую заложена генетически. Нет различия между кибернетической машиной и высокоразвитым человеком.
В определении сущности сознания, данном вульгарным материализмом, не учитывается один очевидный факт, на котором строится аргументация объективного идеализма, дуализма и спиритуализма – это принципиальное отличие явлений сознания от явлений материального мира. Чем сознание не назови – тонкой материей, энергией – эмпирически очевидное отличие мысли от вещи из действительности никуда не денешь, и оно должно быть каким-то образом выражено в определении.
Если мы даже и примем положение о том, что сознание – это тонкая материя, то рассуждая о том, чем же отличается эта тонкая материя от остальных, которые мы встречаем в мире, мы в конце концов придём к выводу, что эта тонкая материя существует только в голове человека. И не похожа ни на одну другую форму материи – не имеет объёма, массы, других свойств, которыми обладают прочие материальные объекты: образ камня не давит на мозг, образ огня не жжёт его.
Поэтому аргументация объективного идеализма (дуализма, спиритуализма) является самой убедительной. Поскольку опирается на очевидный факт, а не на софизмы.
Попробуем разобраться с этим фактом и дать ему материалистическое объяснение.
1 – следует отметить, что в диамате сознание не считается материальным. Т.е. это принципиальное отличие мысли и вещи в нём не игнорируется. Но ему (отличию) даётся совершенно иная интерпретация. Сознание – это не субстанция, а свойство материи. Потому что отдельно от материи оно не обнаружено.
Такая специфическая природа явлений сознания (нематериальность и при этом зависимость от материи) выражается в научной философии через понятие идеального.
Идеальное – значит, нематериальное, противоположное ему и зависимое от него.
Это самое общее определение сущности сознания, которое легко подтверждается на опыте и широко используется как в гуманитарных, так и в естественнонаучных дисциплинах.
Однако философское материалистическое учение о сущности сознания не ограничивается констатацией его отличия от материи. В конце концов противоположность материи и сознания – это не главное в процессе познания человеком мира. Важнее другая сторона. Их связь и характер этой связи. Ведь функция сознания – это познание, а не просто существование наряду с материей. Вне процесса познания сознание не существует. Более того, можно сказать, что сознание в принципе и является процессом познания, подобно тому как мир является процессом развития.
Утверждая нематериальность сознания, его производность, зависимость от материи, мы берём на себя обязательство доказать, объяснить, каким образом материальный мир порождает нематериальное сознание. Каким образом камень может породить душу.
Объективный идеализм, усматривая очевидное различие материи и сознания, оставляет без внимания и не менее очевидную их связь. А именно то, что сознание воссоздаёт, воспроизводит внешний мир в идеальных образах, или, говоря другими словами, отражает его. Благодаря отражению внешнего мира в сознании человека и происходит процесс познания, благодаря этому мы и способны задуматься и над сущностью мира, и над сущностью самого сознания.
Каким образом взаимодействует сознание с внешним миром? И что из себя представляет феномен отражения?
Отражение
Отражением называют всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств, отношений отражаемого объекта путём изменения собственных свойств, структуры и функций.
Т.е. свойство отражения присуще не только человеку, наделённому сознанием, но и любому материальному объекту.
Обычно когда мы говорим об отражении, первое, о чём мы вспоминаем – это отражение в зеркале. Действительно, это самый наглядный пример отражения, на котором можно легко разобрать основные закономерности этого процесса.
Во-первых, отражение имеет место только при взаимодействии материальных объектов, одним из которых в данном случае является зеркало, другим – тот, кто в нём отражается. Если зеркало поместить в пустоту и рядом не будет никакого материального предмета, то отражения в нём не появится. Оба предмета воздействуют друг на друга, но обычно рассматривают один как субстрат отражения, а другой – как отражаемый объект (именно так в естествознании и психологии принято рассматривать отражение). Если рассматривать отражение в отношении отражающего субстрата, то отражение возникает только под внешним воздействием и воспроизводит какие-то признаки воздействующего предмета или процесса.
Во-вторых, состояние субстрата отражения изменяется под внешним воздействием, но изменяется в соответствии с собственной природой. Что бы в зеркале ни отражалось – оно всё равно остаётся зеркалом. А не становится тем предметом, которое находится вблизи его.
То же самое происходит и в человеческом сознании. Образ возникает благодаря воздействию материальных предметов на органы чувств и при этом что бы ни отражалось в нашем сознании, какие бы образы ни порождались головным мозгом, он при этом не меняет своей природы.
Мы получили достаточно яркую аналогию (отражение материального предмета в зеркале и отражение его в нашем сознании). Вопрос, можно ли на основании этой аналогии говорить о родстве процессов отражения в зеркале и в сознании? Говорить о том, что сознание является формой, частным случаем отражения?
Чтобы сделать вывод по аналогии о том, что сознание является формой отражения и продуктом развития материального мира, необходимо доказать, что рассмотренные нами характеристики феномена отражения (1-изменение состояния субстрата отражения под внешним воздействием; 2- изменение субстрата отражения в соответствии со своей природой) являются существенными для всех форм отражения, которые можно встретить в мире у всех известных форм материи. Необходимо показать преемственность всех форм отражения в процессе развития, чтобы заполнить разрыв между отражением в зеркале и человеческом сознании, доказать, что между ними есть родство.
Способность к отражению, а также характер его проявления зависят от уровня отрагизации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и у человека. Чем выше уровень развития материи, тем более адекватно воспроизводятся признаки воздействующего объекта.
Более подробно рассмотрим особенности взаимодействия и отражения на 4 известных этапах ЕЗМП.
ФФМ.
Физические взаимодействия (масс-энергетические), следовательно, физическая форма отражения.
Столкновение 2 шаров: металлический шар толкает шар деревянный – где здесь отражение? Если мы за субстрат отражения принимаем деревянный шар, то его состояние изменилось под воздействием металлического шара и он пришёл в движение. В этом состоянии есть внешнее содержание (привнесённое извне) – шар получил импульс, какое-то количество энергии, которым обладал шар металлический. И при этом он остался деревянным шаром – его природа не изменилась. Т.е. мы видим, что даже при таком примитивном типе взаимодействия феномен отражения имеет место и обладает теми же самыми признаками. Своеобразие физической формы отражения в том, что субстрат отражения при физических взаимодействиях не воспроизводит качество внешнего воздействия. По результатам отражения нельзя судить о качественных особенностях взаимодействующих объектов. Деревянный шар может прийти в движение как от толчка металлического шара, так и от толчка такой же силы человеческой руки. Определить по количественным характеристикам движения деревянного шара причину движения будет невозможно. Т.е. мы можем сказать, что шар получил определённое количество энергии, но дать качественную характеристику источника энергии мы не можем.
Простая механическая деформация
Сокращение или расширение в зависимости от колебаний температуры
Отражение света (блеск)
Отражение звуковых волн (эхо)
ХФМ.
В основе химических реакций лежат физические взаимодействия атомных ядер и электронных оболочек. Однако в целом химическая реакция характеризуется иначе, чем физические взаимодействия, лежащие в её основе. Возьмём хрестоматийный пример с реакцией Н и О и возникновением воды:
2Н2 + О2 = Н2О – Q (тепловая энергия).
Если принять за субстрат отражения Н, то испытав воздействие кислорода, он не перестаёт быть атомом Н, но при этом входит в состав более сложного соединения – молекул Н2О, т.е. обретает новое качество, которого прежде у него не было. Т.е. при химической форме взаимодействия, в отличие от физической, субстратом отражения воспроизводится качество воздействующего объекта. Правда, в результате он утрачивает своё первоначальное качество. Будучи частью молекулы воды, Н уже не является газом, способным гореть.
При химическом взаимодействии уже происходит дифференциация качественных особенностей воздействующих объектов. Отражение носит избирательный характер (зависит от валентности), комплиментарный характер – должно быть соответствие между реагирующими объектами.
БФМ
Что из себя представляет биологическая форма отражения? Оно возникает в результате взаимодействия живого организма с внешней средой, в которой он не растворяется, сохраняет свою индивидуальность в отличие от веществ, вступивших в химическую реакцию.
Кроме того живой организм способен оценить характер внешнего воздействия и изменить своё состояние в соответствии с этой оценкой.
В рамках биологической формы материи мы встречаем 2 формы отражения – раздражимость и психика.
Элементарная форма биологического отражения – раздражимость (она есть у растений и животных). Связана с обменом веществ. Заключается в способности организма целесообразно отвечать на кратковременные воздействия (изменение света, времени, влажности – ведёт к движению листьев, лепестков, изменению направления роста, положительнм или отрицательнм двигательным реакциям у животных).
Раздражимость – это форма отражения, при которой живой организм оценивает характер внешнего воздействия по принципу опасно-безопасно, съедобно-несъедобно. Т.е. мир в отношении к организму является неделимым целым – он не распадается на образы предметов, которые мы находим в нашем сознании. Он всегда попадает под одну из двояких оценок, актуальных для низшего живого организма в текущий момент.
Психика – это уже отражение мира в качественном многообразии. Здесь мир уже воспринимается живым организмом не как одно качество, а как множество качеств, как состоящий из различных предметов. Такой способ отражения присущ высшим животным и человеку в том числе.
СФМ.
Сознание человека – это тоже психическая форма отражения. Однако в нём есть то, чего нет в психике высших животных, а именно – активности в отношении своего содержания. Человек в своём сознании способен изменить образы внешних предметов и «увидеть» мир не только таким, какой он есть, но и таким, какой ему нужен. И впоследствии изменить сам мир (предметы) в соответствии с изменёнными в сознании образами.
Мы получили последовательность форм отражения, соответствующую последовательности основных форм материи. В каждой из форм отражения мы находим одни и те же признаки, которые были определены нами как существенные (объективное содержание – внешнее воздействие - и субъективная форма – соответствующая субстрату отражения).
В соответствии с принципом развития каждая высшая форма отражения включает в себя основное содержание низших форм плюс своё специфическое содержание.
Можно возразить, что мы не наблюдали превращения одной формы отражения в другую, как не были свидетелями возникновения известных нам форм материи, и определение сознания как высшей формы отражения (как продукта развития материи) является гипотезой. Но даже если это принять как гипотезу, она будет намного более правдоподобной, чем альтернативная о происхождении сознания из какого-то нематериального духовного источника или постоянного присутствия сознания в мире. Почему более правдоподобна? Она опирается на факты, которые мы обнаруживаем в мире. А альтернативные гипотезы опираются на другие гипотезы Существование сознания до появления в мире человека нуждается в доказательстве. По этому рассматривать эти точки зрения как равноправные, будучи учёными, мы не в праве.
Типы связей сознания с внешним миром
1.Отражение материального мира в идеальных образах – это главная функция сознания и самая важная из связей сознания с внешним миром. Но эта связь не единственная.
2.Не только внешний мир воздействует на сознание через органы чувств, вызывая в нём появление образов, но и сознание способно воздействовать на внешний мир. Как? Через материальную деятельность человека.
В чем выражается материальная деятельность человека? В изменении мира в соответствии с образами этого мира, предварительно изменёнными сознанием, при помощи мышечных движений. Подробно с материальной деятельностью человека – в курсе социальная философия.
3.Ещё один тип взаимодействия сознания с внешним миром – через его материальную основу. Сознание, будучи свойством человека, не существует само по себе. Психические процессы базируются на физиологических процессах. Если человек не живёт, то он и не мыслит. В основе физиологических процессов лежат химические реакции, без которых эти процессы не возможны. А в основе химических реакций лежат физические реакции, без которых эти реакции также не возможны. И так до бесконечности.
Получается, что физические взаимодействия способны оказывать влияние (не прямое, но косвенное) на психические процессы. И химические, и физиологические. Это является фактом науки, и знание этого факта давно применено на практике – в медицине прежде всего.
Но существует и обратная связь – психические процессы влияют на физиологические, те, соответственно, на химические и физические. Это тоже факт науки и используется в той же медицина, например - энцефалограмма и т.д. С этим видом взаимодействия сознания с внешним миром через его материальную основу связана одна из гипотез паранормальных явлений – телепатии, психокинеза и т.п., согласно которым сознание взаимодействует не только непосредственно с материальной основой, которой является его тело, но и с материальным миром за его пределами. Если взаимодействие сознания с телом человека является фактом, то взаимодействие сознания с внешним миром через свою материальную основу является гипотезой, не получившей на сегодняшний день эмпирического подтверждения. И всё же если сравнивать эту гипотезу с точкой зрения о непосредственном воздействии сознания на внешние материальные предметы, или непосредственном контакте сознания человека с сознаниями других людей, то данная гипотеза (концепция теневой системы по Орлову) является более правдоподобной.
Предмет и образ. Объективное и субъективное в сознании.
Сознание – это свойство или способность человек отражать предметы и явления материального мира в нематериальных (идеальных) образах. Подробнее рассмотрим, что такое образ и какова его связь с предметом.
Природа собственно идеального (чем является образ сам по себе безотносительно к предмету и к своему материальному носителю) в настоящий момент неопределенна и вряд ли вообще определима. Потому что, как уже говорили, за пределы собственного сознания ни один человек выйти не в состоянии, чтобы отличить сознание в чистом виде от чего-то ещё. Сознание просто не может существовать иначе, потому что так устроен человек и мир в целом, частью которого мир является. Ответить на вопрос, почему явления сознания нематериальны так же невозможно, как и ответить на вопрос, почему мир существует. Мы вновь сталкиваемся с предельной категорией, характеристикой мира, несмотря на то, что это характеристика относится только к части мира (сознание собой весь мир не занимает, но для человека, познающего мир при помощи сознания – так оно и получается: оно есть весь мир – в этом и сила субъективного идеализма).
Возникает закономерный вопрос – как можно разделить объективное и субъективное в образе. Как найти свойства, которые присущи предметам самим по себе, и свойства, производные от наших ощущений, от нашего сознания?
Ранее на этот вопрос мы уже отвечали. Есть предмет, есть образ этого предмета. Что в этом образе от самого предмета, а что от сознания? Цвет – субъективен, форма, размеры – эти характеристики производны от цвета, мы их определяем потому, что по цвету предмет отличается от окружающего, вес – субъективен. Получается, какое бы свойство мы ни взяли, оно всегда будет включать в себя компонент субъективности.
Вывод – объективное и субъективное в образе предмета образуют неделимое целое. Объективное – это содержание, поскольку отражается элемент внешнего мира, субъективное – это форма, потому что в сознании образ существует иначе, чем соответствующий предмет в действительности.
На первый взгляд может показаться, что мы ушли от решения проблемы соотношения объективного и субъективного в образе предмета. На самом деле диалектический метод всегда приводит к такого рода решениям и на поверку оказывается, что они больше соответствуют действительности, чем односторонние метафизические решения. Единственно правильный ответ – объективное и субъективное неразрывно связаны, образуют неделимое целое.
Это единство не мешает человеку познавать мир, достигая теоретических и практических успехов.
.
Структура и функции сознания
В зависимости от носителя: индивидуальное (уникальная духовная жизнь отдельно взятого человека, со смертью которого оно прекращает своё существование), групповое (семья, коллектив, социальный класс, нация и т.п.), общественное (общество в целом, духовная жизнь общества, реализующаяся в жизнедеятельности входящих в состав общества людей и опредмеченная в предметах материальной и духовной культуры)
Групповое и общественное сознание в структуре в главном и основном совпадают.
Общественное и индивидуальное сознание внутренне едины и существуют лишь друг через друга.
Существование общества невозможно без человеческих индивидов, а общественное сознание не может существовать без индивидуальных сознаний. Однако общественное сознание не есть арифметическая сумма индивидуальных. Это общее, в котором выражается необходимое и существенное содержание индивидуальных сознаний людей как живущих, так и прошлых поколений.
Но и индивидуальное сознание не может существовать без общественного. Человек приобретает и развивает своё сознание только в ходе усвоения культуры общества.
Элементы индивидуального сознания.
Знания (разум) – информация о реальной действительности. Знание есть способ существования сознания. Без знания не может быть сознания.
Воля – способность регулирования человеком своей деятельности и поведения. Ослабление волевого начала ведёт к деградации разума, лишает его целеустремлённости.
Чувства – отражение не явлений действительности, а отношения человека к этим явлениям. К чувствам, включённым в состав сознания, относят так называемые высшие чувства – свободы, ответственности, добра, гуманизма, дружбы, любви, патриотизма и т.д. Вне связи с этими чувствами разум теряет смысл и импульсы своего существования и движения.