Коррекция исходного уровня. Преподаватель в процессе совместного со студентами разбора материала темы останавливается на характеристике отдельных коферментных форм витаминов и их

Преподаватель в процессе совместного со студентами разбора материала темы останавливается на характеристике отдельных коферментных форм витаминов и их биохимических функций с написанием на доске химических структур коферментов.

Организация самостоятельной работы студентов.

В качестве ориентировочной основы действия используется «Практикум по биологической химии» (Строев Е.А., Макарова В.Г., 1986, работа 71, с. 166-168).

Выполняемая работа.

1. Количественное определение аскорбиновой кислоты в растительном сырье.

Объяснение содержания лабораторной работы и формы отчетности.

Работа выполняется студентами индивидуально в соответствии с ее описанием в практикуме. Необходимо обратить внимание студентов на строгое соблюдение хода выполнения работы, соблюдение количественных пропорций используемых реактивов на титрование до появления розового окрашивания, не исчезающего в течение 30 секунд, расчет проводится по формуле. Протокол оформляется в виде нижеприводимой таблицы (см. рабочую тетрадь для студентов 2-го курса).

Самостоятельная работа студентов.

Каждый студент самостоятельно проводит извлечение из растительного сырья аскорбиновой кислоты и последующее титрование вытяжки, используя в качестве ориентировочной основы действия изложенное в практикуме описание лабораторной работы. Студент показывает преподавателю результат и оформляет протокол. В процессе выполнения студентами лабораторной работы преподаватель контролирует и корректирует действия студентов, чтобы научить их необходимым практическим навыкам и умениям.

Итоговый контроль усвоения материала занятия.

Контроль усвоения материала может быть проведен в форме индивидуальной беседы со студентами в процессе проверки протоколов. Для проведения контроля рекомендуется использовать следующие вопросы:

1. Каков принцип методики количественного определения аскорбиновой кислоты в растительном материале?

2. Как получают вытяжку из растительного материала?

3. Как проводится титрование вытяжки?

4. Приведите формулу расчета содержания аскорбиновой кислоты в растительном материале и объясните ее.

5. Опишите ход количественного определения аскорбиновой кислоты в растительном материале.

6. Какое практическое значение имеет определение аскорбиновой кислоты в сырье и препаратах?

Критерии достижения цели занятия.

1. Правильные ответы на поставленные вопросы.

2. Умение провести количественное определение аскорбиновой кислоты в растительном сырье.

3. Правильное оформление протокола и умение сформулировать выводы.

Таблица

Количественное определение аскорбиновой кислоты в исследуемом материале.

Исследуемый материал (сырье) Вытяжка Объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, в мл. Содержание аскорбиновой кислоты (мг/кг)
0,5 г сырья, растереть в ступке с 5 мл 2% р-ра НСl, профильтровать в колбу на 100 мл и довести дистил. водой до метки. 10 мл ? ?

Вывод: ?

Расчет проводится по формуле:

0,088*V*100*1000

Х= 10*В = ?

где: Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг;

0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1 мл 0,001М раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола;

100 – разведение взятой пробы;

1000 – коэффициент пересчета на 1 кг сырья;

10 – объем жидкости, взятой на титрование;

V – объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, мл;

В – навеска исследуемого материала (сырья), г.

ЗАНЯТИЕ №9

ТЕМА: Ферменты, строение и свойства. Изучение кинетических свойств, специфичности действия ферментов и модификаторов их активности.

Работа на занятии.

Цели занятия.

Студенты должны уметь:

- поставить реакции, подтверждающие специфичность действия ферментов, зависимость скорости ферментативной реакции амилазы слюны от количества фермента, температуры, наличия активаторов и ингибиторов ферментов;

- сравнить действие амилазы слюны и соляной кислоты на гидролиз крахмала;

- проанализировать результаты определений, оформить протокол, сформулировать выводы.

Цели самоподготовки.

Студенты должны знать:

- общее понятие о ферментах, их роли и значении в жизнедеятельности организма;

- строение ферментов;

- свойства ферментов.

Хронокарта занятия.

Этапы занятия Время (мин.) Дидактическая система
1. Организационные вопросы   2 мин Классическая
2.Контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция   28 мин. Репетитор (хороший)
3. Организация самостоятельной работы студентов 10 мин. Технические средства общегрупповые
4. Самостоятельная работа студентов 80 мин. «Малая группа»
5. Итоговый контроль усвоения материала занятия 15 мин. Репетитор (хороший)

Оснащение занятия.

1.Оборудование: штатив с пробирками; воронка с ватой; стеклянные палочки; глазные пипетки; водяная баня; пипетки на 5 мл; лабораторный термометр; бюретка на 25 мл; химические стаканы (для льда или снега).

2. Реактивы:крахмал, 0,5% и 1% раствор; раствор йода в йодиде калия; реактив Фелинга; сахароза, 2% раствор; хлорид натрия, 1% раствор; сульфат меди, 1% раствор.

3. Материалы для исследования: слюна; соляная кислота, 10% раствор.

4. Таблицы:«Строение и функции витаминов».

Организационные вопросы.

Преподаватель выясняет, есть ли отсутствующие, обращает внимание на форму одежды студентов, сообщает цели занятия, интересуется посещаемостью лекций.

Контроль исходного уровня знаний.

Контроль проводится в виде устного разбора вопросов темы с последующим письменным контролем с помощью билетов исходного контроля знаний студентов (см. методические рекомендации для самоконтроля знаний «Простые и сложные белки. структура и функции. Ферменты и витамины как их кофакторы. Строение, свойства, механизм действия, номенклатура и классификация ферментов»). Оценки выставляются в кафедральном журнале.

Вопросы для обсуждения.

1. Роль ферментов в жизнедеятельности организма.

2. Особенности строения ферментов-протеидов и ферментов-протеинов.

3. Понятие и организация активного, субстратного и аллостерического центров.

4. Неспецифические и специфические свойства ферментов.

5. Коферменты, их виды, апофермент, холофермент.

Коррекция исходного уровня.

Преподаватель в процессе совместного со студентами разбора материала темы выясняет роль ферментов в жизнедеятельности организма, особенности химического строения ферментов-протеидов (холоферментов) и ферментов-протеинов, апоферментов и коферментов и их взаимоотношения, организацию активного, субстратного и аллостерического центров, неспецифические и специфические свойства ферментов.

Организация самостоятельной работы студентов.

В качестве ориентировочной основы действия используется «Практикум по биологической химии» (Строев Е.А., Макарова В.Г., 1986, работа 18, с.68-69; работа 23 а, б, с. 75-77; работа 25, с. 79-80; работа 26, с. 81).

Выполняемая работа.

1. Зависимость скорости ферментативной реакции от количества фермента.

2. Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры.

3. Специфичность действия амилазы.

4. Активаторы и ингибиторы амилазы слюны.

5. Сравнительное действие амилазы и HCl на гидролиз крахмала.

Наши рекомендации