Коррекция исходного уровня. Преподаватель в процессе совместного со студентами разбора материала темы останавливается на характеристике отдельных коферментных форм витаминов и их
Преподаватель в процессе совместного со студентами разбора материала темы останавливается на характеристике отдельных коферментных форм витаминов и их биохимических функций с написанием на доске химических структур коферментов.
Организация самостоятельной работы студентов.
В качестве ориентировочной основы действия используется «Практикум по биологической химии» (Строев Е.А., Макарова В.Г., 1986, работа 71, с. 166-168).
Выполняемая работа.
1. Количественное определение аскорбиновой кислоты в растительном сырье.
Объяснение содержания лабораторной работы и формы отчетности.
Работа выполняется студентами индивидуально в соответствии с ее описанием в практикуме. Необходимо обратить внимание студентов на строгое соблюдение хода выполнения работы, соблюдение количественных пропорций используемых реактивов на титрование до появления розового окрашивания, не исчезающего в течение 30 секунд, расчет проводится по формуле. Протокол оформляется в виде нижеприводимой таблицы (см. рабочую тетрадь для студентов 2-го курса).
Самостоятельная работа студентов.
Каждый студент самостоятельно проводит извлечение из растительного сырья аскорбиновой кислоты и последующее титрование вытяжки, используя в качестве ориентировочной основы действия изложенное в практикуме описание лабораторной работы. Студент показывает преподавателю результат и оформляет протокол. В процессе выполнения студентами лабораторной работы преподаватель контролирует и корректирует действия студентов, чтобы научить их необходимым практическим навыкам и умениям.
Итоговый контроль усвоения материала занятия.
Контроль усвоения материала может быть проведен в форме индивидуальной беседы со студентами в процессе проверки протоколов. Для проведения контроля рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. Каков принцип методики количественного определения аскорбиновой кислоты в растительном материале?
2. Как получают вытяжку из растительного материала?
3. Как проводится титрование вытяжки?
4. Приведите формулу расчета содержания аскорбиновой кислоты в растительном материале и объясните ее.
5. Опишите ход количественного определения аскорбиновой кислоты в растительном материале.
6. Какое практическое значение имеет определение аскорбиновой кислоты в сырье и препаратах?
Критерии достижения цели занятия.
1. Правильные ответы на поставленные вопросы.
2. Умение провести количественное определение аскорбиновой кислоты в растительном сырье.
3. Правильное оформление протокола и умение сформулировать выводы.
Таблица
Количественное определение аскорбиновой кислоты в исследуемом материале.
Исследуемый материал (сырье) | Вытяжка | Объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, в мл. | Содержание аскорбиновой кислоты (мг/кг) |
0,5 г сырья, растереть в ступке с 5 мл 2% р-ра НСl, профильтровать в колбу на 100 мл и довести дистил. водой до метки. | 10 мл | ? | ? |
Вывод: ?
Расчет проводится по формуле:
0,088*V*100*1000
Х= 10*В = ?
где: Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг;
0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1 мл 0,001М раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола;
100 – разведение взятой пробы;
1000 – коэффициент пересчета на 1 кг сырья;
10 – объем жидкости, взятой на титрование;
V – объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, мл;
В – навеска исследуемого материала (сырья), г.
ЗАНЯТИЕ №9
ТЕМА: Ферменты, строение и свойства. Изучение кинетических свойств, специфичности действия ферментов и модификаторов их активности.
Работа на занятии.
Цели занятия.
Студенты должны уметь:
- поставить реакции, подтверждающие специфичность действия ферментов, зависимость скорости ферментативной реакции амилазы слюны от количества фермента, температуры, наличия активаторов и ингибиторов ферментов;
- сравнить действие амилазы слюны и соляной кислоты на гидролиз крахмала;
- проанализировать результаты определений, оформить протокол, сформулировать выводы.
Цели самоподготовки.
Студенты должны знать:
- общее понятие о ферментах, их роли и значении в жизнедеятельности организма;
- строение ферментов;
- свойства ферментов.
Хронокарта занятия.
Этапы занятия | Время (мин.) | Дидактическая система |
1. Организационные вопросы | 2 мин | Классическая |
2.Контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция | 28 мин. | Репетитор (хороший) |
3. Организация самостоятельной работы студентов | 10 мин. | Технические средства общегрупповые |
4. Самостоятельная работа студентов | 80 мин. | «Малая группа» |
5. Итоговый контроль усвоения материала занятия | 15 мин. | Репетитор (хороший) |
Оснащение занятия.
1.Оборудование: штатив с пробирками; воронка с ватой; стеклянные палочки; глазные пипетки; водяная баня; пипетки на 5 мл; лабораторный термометр; бюретка на 25 мл; химические стаканы (для льда или снега).
2. Реактивы:крахмал, 0,5% и 1% раствор; раствор йода в йодиде калия; реактив Фелинга; сахароза, 2% раствор; хлорид натрия, 1% раствор; сульфат меди, 1% раствор.
3. Материалы для исследования: слюна; соляная кислота, 10% раствор.
4. Таблицы:«Строение и функции витаминов».
Организационные вопросы.
Преподаватель выясняет, есть ли отсутствующие, обращает внимание на форму одежды студентов, сообщает цели занятия, интересуется посещаемостью лекций.
Контроль исходного уровня знаний.
Контроль проводится в виде устного разбора вопросов темы с последующим письменным контролем с помощью билетов исходного контроля знаний студентов (см. методические рекомендации для самоконтроля знаний «Простые и сложные белки. структура и функции. Ферменты и витамины как их кофакторы. Строение, свойства, механизм действия, номенклатура и классификация ферментов»). Оценки выставляются в кафедральном журнале.
Вопросы для обсуждения.
1. Роль ферментов в жизнедеятельности организма.
2. Особенности строения ферментов-протеидов и ферментов-протеинов.
3. Понятие и организация активного, субстратного и аллостерического центров.
4. Неспецифические и специфические свойства ферментов.
5. Коферменты, их виды, апофермент, холофермент.
Коррекция исходного уровня.
Преподаватель в процессе совместного со студентами разбора материала темы выясняет роль ферментов в жизнедеятельности организма, особенности химического строения ферментов-протеидов (холоферментов) и ферментов-протеинов, апоферментов и коферментов и их взаимоотношения, организацию активного, субстратного и аллостерического центров, неспецифические и специфические свойства ферментов.
Организация самостоятельной работы студентов.
В качестве ориентировочной основы действия используется «Практикум по биологической химии» (Строев Е.А., Макарова В.Г., 1986, работа 18, с.68-69; работа 23 а, б, с. 75-77; работа 25, с. 79-80; работа 26, с. 81).
Выполняемая работа.
1. Зависимость скорости ферментативной реакции от количества фермента.
2. Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры.
3. Специфичность действия амилазы.
4. Активаторы и ингибиторы амилазы слюны.
5. Сравнительное действие амилазы и HCl на гидролиз крахмала.