Поперечная система подачи воздуха, принципиальная схема, преимущества и недостатки.
Для автотранспортных тоннелей большой протяженности целесообразна поперечная система вентиляции. При этом воздух подается и удаляется по специальным каналам, расположенным за пределами габарита приближения строений и оборудования. В тоннелях кругового поперечного сечения приточный канал располагают под проезжей частью, а вытяжной над ней В тоннелях сводчатого очертания приточный и вытяжной каналы размещают чаще всего над проезжей частью, причем возможна как односторонняя, так и двусторонняя подача воздуха. В последнем случае, хотя и увеличивается количество вентиляционных каналов и перегородок, достигается более равномерное проветривание транспортной зоны. В тоннелях прямоугольного поперечного сечения каналы наиболее целесообразно размещать сбоку от проезжей части, чтобы не увеличивать высоту тоннеля. Обычно в двухпролётных тоннелях приточные каналы располагают рядом с боковыми стенами, а вытяжной - в центре между проезжими частями. Независимо от размещения приточных и вытяжных каналов воздух в транспортную зону поступает по поперечным каналам, а удаляется через отверстия в вентиляционной перегородке. Поперечные каналы криволинейного очертания размещают непосредственно в теле сводчатых обделок или в опорных элементах круговых обделок. Расстояния между поперечными каналами и отверстиями в, вентиляционных перегородках составляют 4-6 м, причем они смещены друг относительно друга на 2-3 м. Воздух по продольным каналам подают со скоростью до 15-20 м/с, а в поперечных каналах скорость движения воздуха не должна превышать 3-5 м/с. При поперечной системе обеспечиваются равномерный приток и вытяжка воздуха, достигается большая безопасность в противопожарном отношении, чем при продольной системе, и увеличивается длина проветривания до 1,5-1,6 км. Следует иметь в виду, что создание поперечной системы, при которой необходимо перемещать большие объемы воздуха, требует значительных затрат, составляющих 15-20 % и более общей стоимости тоннеля. Так, затраты на вентиляцию таких тоннелей, как Сен-Бернардино, Зелисберг и Сен-Готард, составили соответственно 25, 32 и 38 % общей стоимости. Кроме того, при поперечной системе необходимо устройство специальных вентиляционных каналов, что может потребовать увеличения площади поперечного сечения тоннеля. В нескольких тоннелях была испытана так называемая пристенная вентиляция, при которой воздух из приточного канала, размещенного над проезжей частью, направляется вдоль стены тоннеля в транспортную зону, а затем удаляется в вытяжной канал. При этом не требуются поперечные каналы, однако трудно добиться равномерного проветривания и обеспечить в случае необходимости быструю локализацию пожаров.