Особенности отделки льняных тканей
Тема №2 Ткацкие переплетения
Ткань образуется в процессе ткачества путем переплетения нитей основы и утка на ткацком станке. Переплетение оказывает существенное влияние на физико-механические свойства ткани и внешний вид – формирует характер поверхностей ткани.
Ткацким переплетением – называется порядок взаимного переплетения нитей основы нитями утка.
1. Простые (главные) переплетения
- полотняное – получают путем переплетения каждой нити основы с нитью утка. Отличается повышенной жесткостью и прочностью на разрыв, имеет одинаковую ровную поверхность, лицевая и изнаночная стороны одинаковы.(х/б – ситец, бязь, шерсть, шелк, лен)
- саржевое – имеет характерную диагональную полоску, проходящую слева направо, сверху вниз. Имеет повышенную мягкость, небольшую сминаемость, теплозащитность. (х/б, шерсть, шелк, очень редко лен)
- сатиновое – имеет гладкую блестящую поверхность, лицевую и матовую изнаночную. За счет блестящей поверхности отличается износостойкостью, мало загрязняется, легко отстирываются. (х/б – сатин)
- атласное – вырабатывается аналогично сатиновому из шелковых нитей, имеет гладкую блестящую поверхность, красивый внешний вид, высокую износостойкость, легко отстирывается, на поверхности образуется «мохноватость», трудны в обработке (пошиве), т.к секутся.
2. Мелкоузорчатые переплетения (производные от главных) отличаются большим разнообразием рисунка.
Они построены путем видоизменения простых переплетений или комбинирования элементов нескольких переплетений.
К этой группе относят переплетения: рогожка, саржа, ломаная саржа, репс.
- рогожка – на поверхности имеет четко выраженные шашечки (мелкие, крупные), красивый внешний вид, мягкость.
- ломаная саржа – характерный четко выраженный рисунок в виде елочки (костюмные, пальтовые ткани)
- вафельное – имеет рыхлую структуру в виде ромбов(квадратов), отличается повышенной влаговпитываемостью (полотенчатые ткани)
3. Сложные переплетения характеризуются наличием трех и более систем нитей в ткани, например и двух систем основы, и одной или двух утка. Это позволяет формировать прочные, повышенной толщины ткани с одинаковым или разным рисунком на лицевой и изнаночной стороне.
К ним относят: полутора- и двухслойные, пикейные, ворсовые, петельные переплетения.
- ворсовое – имеет плотный густой ворс, красивый внешний вид, повышенную теплозащитность и износостойкость. (вельвет-рубчик, вельвет – кард)
- петельное – имеет петлистую структуру поверхности, повышенную влаговпитываемость, красивый внешний вид (махровые полотенца, халаты)
- полуторослойные – (2 утка, 1 основа или 2 основы 1 уток) отличаются повышенной толщиной, теплозащитные
- двуслойные – (2основы 3 утка, 3основы 2 утка) – тяжелые, плотные, с высокими теплозащитными свойствами (драп)
4. Крупноузорчатые переплетения образуют на поверхности ткани крупные ткацкие рисунки за счет сочетания различных простых мелкоузорчатых и сложных переплетений.
- жаккардовое – имеет крупный ткацкий рисунок, красивый внешний вид, повышенную прочность, износостойкость и формоустойчивость.
Тема №3 Отделка тканей
Отделка – комплекс физико-химических, химических воздействий на ткань, для улучшения ее потребительских свойств, особенно эстетических.
Этапы отделки
1 этап Предварительная отделка
Проводят с целью подготовки тканей к последующим операциям отделки или для придания необходимых свойств тканям.
- опаливание – удаление выступающих кончиков волокон.
- отваривание – в щелочном растворе с целью удаления примесей, придания мягкости.
- расшлихтовка – удаление шлихты. Нанесенной на нити перед ткачеством.
2 этап Колористическая отделка
Проводится с целью повышения эстетических свойств. Выбор красителей зависит от сырьевого состава и должен обеспечивать устойчивость окраски к различным воздействиям (сухому, мокрому трению, свету и т.д) в соответствии с условиями эксплуатации.
* отбеливание – процесс обработки отбеливающими веществами для придания им определенной степени белизны.
* гладкокрашение – нанесение на ткань красителя для придания ей того или иного цвета (окрашивание в один тон)
* печатание – нанесение на ткань рисунка с помощью печатного станка
- прямая печать – нанесение рисунка с лицевой стороны на предварительно отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань
- печать под акварель – нанесение рисунка на увлажненную ткань с одной или двух сторон
- вытравная печать – на гладкокрашенную ткань наносят вытравляющий состав в соответствии с рисунком, разрушающий окраску до белого цвета ( отличается четкими контурами)
- резервная печать – на неокрашенную ткань наносят резерв (защитный состав) с помощью печатного вала, а затем ткань окрашивают. После удаления резервирующего состава видны белые участки ткани по которым может производиться печать цветного рисунка.
* пестротканые ткани – выработанные из нитей, окрашенных в разные тона
* меланжевые ткани – выработанные из волокон, окрашенных в разные тона
3 этап Заключительная отделка
Проводят с целью окончательного внешнего оформления тканей и улучшения их эстетических свойств.
* аппретирование – нанесение на ткань аппрета(химического раствора) для придания ткани жесткости, несминаемости, гидроскопичности.
* ширение – выравнивание тканей по ширине до размеров, предусмотренных стандартом
* каландрирование – пропускание тканей через металлические каландры, с целью придания гладкости, шелковистости, внешнего эффекта тиснения.
* ворсование – получение на поверхности ворса на специальных ворсовальных машинах (ткани с начесом – фланель, байка)
4 этап Специальная отделка
* водонепроницаемая – сплошное покрытие с изнаночной стороны ткани пленками из резиновой смеси
* антистатическая – обработка поверхностно-активными веществами, снижающими поверхностное электрическое сопротивление.
* стойкое тиснение – получение рельефного узора с помощью тиснительного каландра
*противомолевая – пропитка раствором фтористых солей, хлорированных сульфокислот
* несминаемая – нанесение противосминаемых аппретов (карбомедных смол)
Особенности отделки льняных тканей
- отбеливание – в несколько приемов
- кислование – обработка раствором серной кислоты