Основы возрастной периодизации.
Человек, как и все живые существа, не только растет, но и развивается. Тело не просто увеличивается в размерах, а изменяет пропорции. Индивидуальное развитие живого существа от момента зачатия, т. е. появления зиготы, и до смерти называется онтогенезом (от греч. оитос - индивидуальный, единичный, гене.) - развитие). Онтогенез человека, как и других млекопитающих, подразделяется на 2 периода. Жизнь до рождения эмбриогенез - изучает эмбриология. За 9 месяцев своего эмбрионального развития человеческий зародыш кратко повторяет историю развития животного мира в целом.
Жизнь человека после рождения - постэмбриогенез - подразделяется на 11 периодов.
1. В новорожденный период - от рождения до 28 сут - у ребенка начинают самостоятельно (без участия организма матери) функционировать и взаимодействовать все органы и системы. Например, формируется способность к терморегуляции. «Включаются* дыхательные, сосательные, мигательные и другие рефлексы.
2. Грудной период (вскармливание грудью) длится до 1 гола. До 6 мес младенец питается материнским молоком. С 6-месячного возраста ему дают дополнительное питание. Пиша должна быть измельченной. Особенно полезны витамины, соки. В 6-7 мес появляются первые молочные зубы, ребенок прибавляет в массе и росте. В год он начинает становиться на ножки и ходить.
3. Младший дошкольный период - от 1 года до 3 лет - очень важен в развитии, так как в этом возрасте формируются основные двигательные (ходьба, бег, прыжки, самостоятельность при еде) и умственные (речь) навыки. Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые. Учится подражать им. Самостоятельно познает мир и самоутверждается в нем.
4. Старший дошкольный период. С 3 до 6- 7 лет продолжает активно развиваться головной мозг. Ребенок задает много вопросов. У него формируется внутренняя речь. Ребенок может подолгу играть, разговаривая сам с собой или с игрушками. Он сочиняет и рассказывает разные истории. Ьго умственное и физическое развитие во многом определяется игрой. Подвижные игры совершенствуют опорно-двигательный аппарат, а ролевые игры (в семью, в магазин, во врачей и больных) способствуют развитию коллективизма, воображения и фантазии. В этот период начинают формироваться тонкие двигательные навыки, позволяющие освоить лепку, рисование, письмо.
5. Младший школьный период(7-11...12 лет). Происходит смена социального статуса и основной деятельности. Дошкольник становится школьником, а игра как основной вид деятельности сменяется учебой. Теперь жизнь ребенка подчиняется учебному режиму. .'>го дисциплинирует его.
Учение - серьезный, упорный и напряженный труд. Обучение ускоряет развитие у детей новых навыков и способностей, продолжается интенсивное развитие коры больших полушарий и совершенствование процессов памяти, мышления, внимания и воображения. Нужно помнить, что именно в этот период появляются нарушения здоровья, связанные с несоблюдением правил гигиены и понижением двигательной активности (сколиоз, гиподинамия, близорукость и т. д.). Именно в младшем школьном возрасте особенно необходимо соблюдать режим дня и сочетать умственный труд с физической активностью.
6. В подростковый период (11-15 лет девочки, 12-16 лет мальчики) происходит глубокая перестройка всех физиологических систем. Это связано с началом функционирования половых желез и появлением вторичных половых признаков. В этот момент у мальчиков происходит интенсивное развитие мускулатуры, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. У девочек формируются молочные железы, фигура приобретает специфические женские формы.
Следует помнить, что в этом возрасте сердечная мышца зачастую не успевает расти относительно мускулатуры тела, а сосуды относительно сердца. Поэтому для предотвращения перегрузок сердца подросткам рекомендуется дневной отдых 1 -1,5 ч.
В этот период могут увеличиваться возбудимость, наблюдаться расстройства сна. частые смены настроения, повышается раздражительность. Чтобы ваш переходной период проходил без осложнений и расстройств, старайтесь быть тактичными и доброжелательными друг к другу, учителям, родителям. Старайтесь все успеть, многому научиться, проявить себя творчески в разных сферах. Повзрослеть - это значит стать сильным, уравновешенным. спокойным, уверенным в себе человеком, верным данному слову и добивающимся намеченной цели.
Одна из особенностей современного человека акселерация. Ото процесс ускорения темпов развития и увеличения массы и размеров тела. 'Гак, в 20-е гг. XX в. рост 14-летних мальчиков в среднем составлял 145,4 см. а в 70-е гг. он стал 162,6 см. Масса тела а среднем выросла на 13,5 17 кг. Взрослые люди за последние 100 лет в среднем стали па 10 см выше. Изменилась также средняя масса новорожденных. Так, например, в 1900 г. она составляла но Москве 2800 - 2900 г. в 1999 г. 3200 3500 г (для девочек и мальчиков соответственно).
Среди причин акселерации называют самые разнообразные: улучшение питания, получение концентрированных витаминных препаратов, повышение общего радиоактивного фона и увеличение С02 в атмосфере, применение гормональных препаратов при производстве мяса животных и птиц.
До сих пор психологи и физиологи спорят, повлекла ли за собой акселерация ускорение психосоциального развития личности. На этот счет нет единого мнения. Но бесспорно, что раннее созревание требует от современных подростков большей психологической зрелости, нравственной устойчивости и самоконтроля. Физиологическая зрелость этап полового созревания. Ошибочно думать, что ее наступление свидетельствует о готовности организма производить потомство. Только к двадцати годам организм девушек готов к тому, чтобы нормально выносить и род!ггь ребенка. Раннее начало половой жизни приводит к задержке роста, физических и психических функций, ранней половой слабости.
7. Девушки (15-20 лет) и юноши (16-21 год) это время наступлении не только физиологической, но и социальной зрелости. Молодые люди оканчивают школу, получают аттестат, определяются с выбором профессии, учатся защищать Родину в рядах Вооруженных сил. В этом возрасте продолжается формирование скелета, окончательно устанавливаются все физиологические процессы. Продолжает формироваться сердечно-сосудистая система. Психические процессы память и мышление достигают максимального развития.
8. В зрелый период (20 58 лет женщины, 21 G3 года мужчины) у человека формируются трудовые навыки, связанные с определенным родом профессиональной деятельности. Это время реализации творческого, нравственного и социального потенциала через общественную и профессиональную жизнь и воспитание детей. В конце этого периода наступает следующая и последняя гормональная перестройка, связанная с угнетением функций половых желез. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
9. В пожилом возрасте (58-75 лет женщины, 63-75 лет мужчины) понижаются обмен веществ и температура тела. Кальций хуже усваивается организмом, кости становятся хрупкими и ломкими. Уменьшаются работоспособность и мышечная сила. Может изме- пяться масса тела. При соблюлении гигиенических норм, приеме минерально-витаминных препаратов и посильной физической нагрузке человек сохраняет активность. Именно в этом возрасте люли пользуются особым уважением и заботой со стороны общества, государства, своих близких. Большинство людей в этом возрасте во все времена считались хранителями народной мудрости и жизненного опыта.
10. В старческом возрасте (75-90 лет) снижаются все виды активности. Температура тела и уровень обмена веществ падают. Масса тела уменьшается. Сердечный ритм и давление крови в норме понижены.
11. Свыше 90 лет - это во.цлст долгожителей. Не нужно думать, что это возраст полного износа организма. По подсчетам современных ученых, срок, отпущенный нам природой. 120лет. Японские медики предполагают, что человек может жить 200 250 лет. Видимо, они не далеки от истины, так как официально установлен рекорд долгожительства в 185 лет.
Все долгожители вели здоровый образ жизни, занимались сельскохозяйственным трудом, не покидали надолго свои деревни и были далеки от благ и ритмов современной цивилизации. Они не были подвержены депрессиям, всю жизнь работали, сохраняя физическую активность, не имели вредных привычек и были умеренны в еде, отдавая предпочтение растительной нише.