Влияние внешних условий на поступление питательных
Элементов в растение
Поглощение растениями питательных элементов зависит от свойств почвы, ее водно-воздушного и температурного режимов, освещенности и других условий внешней среды. Главное условие нормального питания растений –наличие питательных элементов.
Элементы питания содержатся в почвенном растворе, органических веществах и в твердой минеральной фракции почвы. Легко доступны для растений питательные элементы почвенного раствора, а также почвенных коллоидов. Питательные элементы в недоступной форме при определенных условиях становятся доступными. Например, часть азота, фосфора и серы гумуса превращается в доступные соединения в результате минерализации. Труднодоступные соединения трехкальциевого фосфата в кислой среде почвы переходят в более доступные формы. С другой стороны, часть хорошо усвояемых элементов питания может, наоборот, переходить в формы, не доступные для растений. Например, легко доступный аммонийный и нитратный азот превращается микроорганизмами в недоступные (органические) формы.
Условия питания растений должны учитываться при разработке систем удобрения культур (определении доз, сроков, форм и способов внесения органических и минеральных удобрений).
Одно из важнейших условий питания растений – реакция почвы. Оптимальной реакцией почвы для большинства растений считается слабокислая и близкая к нейтральной – рН солевой вытяжки 6,2–6,5. Однако есть растения, лучше растущие на почвах с кислой (люпин) или слабощелочной (люцерна) средой.
Большое значение в корневом питании имеет насыщенность почвенного раствора питательными элементами. Как высокая, так и недостаточная концентрация неблагоприятны для роста и развития сельскохозяйственных культур. Растения усваивают пищу из слабоконцентрированных растворов – 0,01–0,05%, почвенные растворы незасоленных почв обычно имеют концентрацию от 0,02 до 0,2%. Растения по-разному реагируют на ту или другую концентрацию почвенного раствора. Наиболее «чувствительны» к концентрированным растворам лен, люпин, огурцы, морковь, а также большинство молодых растений.
Ионы растения и почвенного раствора постоянно взаимодействуют друг с другом. Например, при сравнительно избыточном содержании катионов или анионов в растении они препятствуют проникновению в клетку других ионов. Так, при высокой концентрации Са2+ или Mg2+ тормозится поступление К+ и Na+, и наоборот. Между анионами антагонизм проявляется слабее, он более выражен между обладающими близкими химическими свойствами, например между SO42- и SеO42-. Нет антагонизма между NO3-, PO43-, SO42-, но он возникает между анионами с одинаковыми зарядами, например, между NO3- и Н2РО4-, С1- и НРО42-. Наряду с антагонизмом происходят процессы синергизма: ионы с противоположными зарядами могут активизировать поступление друг друга в растение, например NH4+ и РО43-, К+ и SO42-, Ca2+ и NO3- и т.д.
Если соотношение элементов питания в почвенном растворе полностью отвечает физиологическим потребностям того или иного растения, такой раствор называется физиологически уравновешенным.
Одно из главных свойств почвы – водный режим. Оптимальная влажность почвы благоприятно сказывается на физиологическом состоянии растений, ускоряет фотосинтез, биосинтез белков, развитие корней и усиливает их поглотительную способность. Вода является средой для диффузии элементов питания из почвенного раствора и поглощающего комплекса почвы к корневым волоскам. На построение органического вещества растения расходуют примерно 0,2% поглощаемой воды, более 99 % влаги испаряется. Существенно снижают затраты воды на создание урожая удобрения. По данным Д. Н. Прянишникова, расход воды растением на образование сухого вещества на удобренном фоне снижался на 20–36% в зависимости от влажности почвы.
Поглощение питательных элементов растениями может совершаться только в условиях благоприятного воздушного режима почвы. Для большинства сельскохозяйственных культур достаточным является содержание в почве 2–3% кислорода. При недостатке кислорода в ней образуется больше восстановленных форм железа и других элементов, вредных для растений, увеличивается содержание углекислого газа, а это снижает поглощение корнями азота, фосфора и ионов аммония, а также деятельность микроорганизмов. Благоприятная структура почвы обеспечивает хорошее снабжение корней кислородом.
На питание растений большое влияние оказывает температура почвы. При 5–7° С снижается поступление в растения азота, фосфора, кальция, серы, в меньшей степени калия. Аммонийный азот может поступать в растение при более низкой температуре, чем нитратный. Сильное влияние низких температур на азотное и фосфорное питание в период всходов объясняется слабым использованием молодыми проростками азота и фосфора из запасов семян и почвы. Оптимальной температурой для азотного и фосфорного питания является 23–25° С. По данным В. В. Буткевича, при повышении температуры с 20 до 35° С увеличивалось образование белка в зерне пшеницы. Чрезмерно высокая температура отрицательно влияет на поступление питательных элементов в растение, что, очевидно, обусловлено снижением активности ферментных систем.
Питание и продуктивность сельскохозяйственных культур тесно связаны с интенсивностью освещения. Затенение растений в посевах, чрезмерное их загущение снижают интенсивность фотосинтеза и дыхания, а следовательно, и урожайность.
В питании растений огромное значение имеют микроорганизмы. В 1 га пахотного горизонта почвы содержится от 3 до 7–8 т микроорганизмов. Они превращают органические вещества почвы и органических удобрений в усвояемые растениями формы. Некоторые виды микроорганизмов способны также разлагать труднорастворимые минеральные соединения фосфора и калия, делая их доступными для растений. Микроорганизмы-азотфиксаторы (клубеньковые бактерии и свободноживущие) обогащают почву азотом, поглощая его из воздуха. В результате жизнедеятельности микроорганизмов в почве создается гумус.
Особую роль в питании растений играют бактерии ризосферы, – слоя почвы, непосредственно примыкающего к корневой системе, где сосредоточена основная масса питательных элементов (табл. 2.8).
2.8. Содержание доступных для растений минеральных соединений фосфора и калия в почве и в зоне корня (ризосфере), мг/100 г сухой почвы
Культура | Р2О5 | К2О | ||
вне корней | в ризосфере | вне корней | в ризосфере | |
Озимая пшеница | 37,2 | 43,2 | 6,6 | 27,9 |
Ячмень | 18,6 | 22,5 | 9,3 | 12,8 |
Клевер | 16,2 | 21,9 | 6,4 | 8,2 |
Однако микроорганизмы могут и ухудшить условия питания растений, так как у них одни и те же источники питания – азот и зольные элементы. Например, если в почву вносится свежий (неразложившийся) подстилочный навоз, бактерии становятся конкурентами растений. Кроме того, в почве есть бактерии-денитрификаторы, восстанавливающие нитраты (NO3) и аммонийный азот до закисной формы (N2O) и молекулярного азота (N2), которые улетучиваются в атмосферу. И наконец, в почве имеются микробы – возбудители болезней растений.
В разные периоды вегетации растения предъявляют неодинаковые требования к условиям питания и внешней среды, что нужно учитывать при разработке систем удобрений культур. За время вегетации растений выделяют два периода, различающихся характером поглощения питательных элементов: критический, когда в растение поступает небольшое количество питательных элементов, но их недостаток ухудшает рост и развитие культур, и период максимального потребления, когда растения поглощают наибольшее количество питательных элементов.
Для многих растений критическим является период всходов, прежде всего в отношении фосфора. В это время в растениях активно идут синтетические процессы, но корневая система еще развита слабо и они испытывают недостаток в фосфоре. И даже если в последующие фазы фосфорное питание будет достаточным, это не исправит положения – урожай будет низкий. Поэтому в первый период вегетации системой удобрения должно быть предусмотрено преобладание фосфора над азотом и калием. Для этого фосфорные удобрения небольшими дозами вносятся в рядки или гнезда во время сева. Под некоторые культуры при посеве вносятся все три основные элемента: фосфор, азот и калий, например под сахарную и кормовую свеклу, картофель.
Время интенсивного роста надземной массы (у зерновых это фаза выход в трубку – колошение, у сахарной свеклы – первая половина вегетации) является критическим периодом в азотном питании. В это же время происходит максимальное потребление азота. При недостатке в почве этого элемента проводят азотные подкормки.
Ко времени цветения и начала плодообразования у многих растений потребность в азоте снижается. Наступает критический период по отношению к фосфору и калию. Это связано с тем, что начинается усиленный синтез органических веществ, особенно при формировании репродуктивных органов. В период плодообразования заканчивается рост вегетативной массы, поступление питательных элементов уменьшается, а затем и прекращается.
Особенности потребления элементов питания растениями в различные фазы вегетации должны учитываться при разработке систем удобрения сельскохозяйственных культур, включающих обычно три приема внесения удобрений в разные сроки: основное, припосевное и подкормки.
Основное внесение удобрений до сева должно обеспечить растения питанием в течение всего вегетационного периода. Поэтому до сева обычно вносят полную дозу органических и большую часть минеральных удобрений. Внесение удобрений во время сева преследует цель «поддержать» растения в первые 10–15 дней после всходов. Как правило, для этого используются легкорастворимые формы фосфорных удобрений. В период максимального потребления растениями питательных элементов делают корневые и некорневые подкормки. Дозы удобрений для подкормок рассчитываются по данным почвенной и растительной диагностики. При определении доз, сроков и способов внесения удобрений учитываются биологические особенности культур и сортов, почвенно-климатические условия, виды и формы удобрений, планируемая урожайность.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое питание растений?
2. Какие химические элементы входят в состав растений?
3. Что такое сухое вещество растений и каков его состав?
4. Какие основные органические вещества входят в состав растений?
5. Что такое воздушное питание растений? Какова роль фотосинтеза растений в создании органического вещества?
6. В чем заключается корневое питание растений?
7. Какова роль корня и корневых волосков в питании растений?
8. Что такое пассивное и активное поглощение растением питательных элементов?
9. Расскажите о свойствах почвенного раствора.
10. В форме каких соединений поступают питательные элементы в растение?
11. Расскажите об основных положениях современной теории питания растений.
12. Каковы связи поглощения и транспорта питательных элементов с фотосинтезом, дыханием и обменом веществ в растении?
13. Какие внешние условия влияют на питание растений?
14. Роль микроорганизмов в питании растений.
15. Каковы требования растений к условиям питания азотом, фосфором и калием в разные фазы их роста и развития?