Отчет по лабораторной работе № 16 Изучение явления фотоэффекта.
1. Цель работы:
1.1. Изучить явления фотоэффекта.
1.2. Закрепить законы фотоэффекта.
1.3. Закрепить уравнение Эйнштейна.
2. Применяемые приборы и оборудование :
2.1. Вакуумный фотоэлемент на панели / типа СУВ-4 /.
2.2. Потенциометр.
2.3. Миллиамперметр.
2.4. Вольтметр.
2.5. Светофильтр из школьного набора светофильтров с известной частотой пропускаемого света.
2.6. Источник электрической энергии.
2.7. Электрическая лампочка в патроне и с вилкой для включения в
осветительную цепь.
2.8. Ключ.
2.9. Соединительные провода. 2.10. Миллиметровая бумага.
3. Ход работы:
3.1. Составить электрическую цепь по схеме, изображенной на рисунке
s
соединив катод фотоэлемента с зажимом "+" , анод с "-" источника электрической энергии.
3.2. Установить светофильтр С перед фотоэлементом и осветить его,
включив осветительную лампочку.
3.3. Замкнуть цепь. С помощью потенциометра получить в цепи
наименьшее напряжение. Снять показания измерительных приборов.
3.4. Плавно изменять положение скользящего контакта потенциометра, увеличивая напряжение, подаваемое на фотоэлемент. Снять 5-7 показаний измерительных приборов.
3.5. Получить напряжение, при котором фототок равен 0 . Записать показания вольтметра (U3).
3.6. Вычислить максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов,
используя соотношение:
3.7. Вычислить работувыхода электрона, используя соотношение :
3.8. Выразить работу выхода в электрон - вольтах.
3.9. Результаты измерений, вычислений записать в таблицу :
Таблица: | ||||||
Номер опыта | Частота излучения v, Гц. | Сила фототока IФ. А | Напряжение, подаваемое на фотоэлемент U, В | Максимальная энергия фотоэлектронов Ек, Дж Дж | Работа выхода Авых, эВ | |
3.10. На миллиметровой бумаге построить график зависимости силы фототока от задерживающего напряжения, откладывая на оси абсцис отрицательное напряжение, а на оси ординат - силу фототока.
4. Результаты измерений и обработка данных :
5. Выводы: 5.1.
5.2. 5.3.
Отчет по лабораторной работе № 17 Определение температурного коэффициента сопротивления меди.
1. Цель работы:
1.1. Научиться определять опытным путем температурный коэффициент сопротивления различных веществ.
1.2. Ознакомиться с прибором для определения температурного коэффициента сопротивления меди.
1.3. Ознакомиться и научиться пользоваться прибором, для измерения сопротивления - омметром.
2. Применяемые приборы и оборудование:
2.1. Прибор для определения температурного коэффициента сопротивления меди.
2.2. Омметр
2.3. Термометр
2.4. Внешний сосуд калориметра с водой.
2.5. Электроплитка.
2.6. Ключ.
2.7. Соединительные провода.
2.8. Миллиметровая бумага.
3. Ход работы:
3.1. Сосуд с водой поставить на электроплитку и включить в сеть.
3.2. Определить цену деления шкалы омметра.
3.3. Измерить сопротивление Rj медной проволоки, при комнатной температуре ti.
3.4. Опустить прибор в воду, установить на нем термометр. При некоторой температуре t2 измерить сопротивление R2 исследуемой проволоки.
3.5. Опыт повторить 5-7 раз, одновременно измеряя температуру и сопротивление проволоки.
3.6. Вычислить 2-3 раза а, используя соотношение:
3.7. Определить среднее значение а ср и , сравнив полученный результат с табличным значением температурного коэффициента сопротивления меди, вычислить относительную погрешность.
3.8. Результаты измерений, вычислений записать в таблицу .
Таблица : | ||||||
№ опыта | Температура медной проволоки t°C | Сопротивле ние медной проволоки R,Om | Температурн. коэффициент сопротивлен. а, °С-1 | Ср.значение температурн. коэфф.сопрот аср, °С-1 | Табличное значен.температ. коэфф.сопротив. Атаб, °С-1 | Относительная. погрешность |
Отчет по лабораторной работе № 18 Изучение электрических свойств полупроводников,
1. Цель работы:
1.1. Убедиться в односторонней проводимости диода. 1.2. Научиться снимать вольт-амперную характеристику диода.
2. Применяемые приборы и оборудование :
2.1. Источник электрической энергии.
2.2. Миллиамперметр.
2.3. Миллиамперметр на 100-200 мА.
2.4. Диод Д7Ж или Д2.
2.5. Транзистор П 13.
2.6. Резисторы (постоянное сопротивление) 1 и 5 кОм.
2.7. Потенциометр 1,2МОм.
2.8. Соединительные провода.
2.9. Ключ (2шт.)
2.10. Вольтметр на 4В.
2.11. Доска монтажная.
2.12. Миллиметровая бумага.
3. Ход работы:
3.1. Прочесть описание работы до конца.
3.2. Составить цепь по схеме :
3.3. Диод Д2 включить в прямом (пропускном) направлении: отметка "+" должна быть обращена к плюсу источника ЭДС. Ключ замкнуть и отметить показания миллиамперметра. Цепь разомкнуть.
3.4. Диод Д2 включить в обратном запорном направлении.
3.5. По результатам наблюдения сделать соответствующие заключения.
3.6. Составить цепь по схеме. Диод включить в пропускном направлении.
3.7. Замкнуть цепь. Подобрать положение движка потенциометра так, чтобы вольтметр показал самое маленькое напряжение. Снять показания измерительных приборов.
3.8. Перемещать постепенно движок потенциометра и снять не менее семи значений напряжения и силы тока. Цепь разомкнуть.
3.9. Результаты измерений записать в таблицу :
Таблица: | |||||||||||
№ опыта | -> j | ||||||||||
Ток, проходящий через диод I, мА | |||||||||||
Напряжение, поданное на диод U, В |
3.10. По результатам измерений построить на миллиметровой бумаге график зависимости силы тока от напряжения, откладывая по оси ординат силу тока, а по оси абсцисс - напряжение в вольтах.
4. Результаты измерений и обработка данных:
5. Выводы:
■ 5.1.
5.2. 5.3.
Отчет по лабораторной работе № 19
Определение электрохимического эквивалента меди.
1. Цель работы:
1.1. Научиться определять электрохимический эквивалент меди.
1.2. Ознакомиться и научиться пользоваться весами.
1.3. Ознакомиться и научиться пользоваться электроприборами.
2. Применяемые приборы и оборудование :
2.1. Весы с развесом.
2.2. Амперметр.
2.3. Часы.
2.4. Вентилятор настольный или электроплитка.
2.5. Источник электрической энергии (выпрямитель ВС-4-12 или батарея аккумуляторов).
2.6. Реостат.
2.7. Ключ.
2.8. Медные пластины (2 шт.)
2.9. Соединительные провода.
2.10. Электрическая ванна с раствором медного купароса.
2.11. Наждачная бумага.
3. Ход работы:
3.1. Тщательно отчистить поверхность медной пластины наждачной бумагой, и взвесить эту пластину с максимально возможной точностью.
3.2. Собрать электрическую цепь, по схеме, изображенной на рисунке:
взвешенную пластину соединить с отрицательным полюсом источника электрической энергии.
3.3. После проверки цепи преподавателем заметить время по часам с секундной стрелкой, замкнуть ключ. Быстро установить реостатом силу тока J-I, 5A. Пользуясь реостатом, поддерживать силу тока неизменной на протяжении всего опыта.
3.4. Через 8-10 минут цепь разомкнуть. Пластину, служившую в опыте катодом, вынуть, осторожно ополоснуть водой, высушить перед вентилятором или электроплиткой, тщательно взвесить и определить массу выделившейся меди.
3.5. По результатам измерений определить электрохимический эквивалент меди.
3.6. Сравнить найденное значение электрохимического эквивалента меди с табличным и определить погрешность измерения.
3.8. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
Таблица: | |||||||
Масса катода до опыта mi ,кг | Масса катода после опыта m2, КГ | Масса меди, отложившейся на катоде m, кг | Сила тока I, A | Время пропускания тока. t,c | Электрохимический эквивалент R, кг / кл | Табличное значение электрохимического эквивалента Rтаб, кг/кл | Относительная погрешность |
4. Результаты измерений и обработка данных :
5. Выводы: 5.1.
5.2. 5.3.