Учебно-методическое обоснование темы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО БИОХИМИИ С КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
ТЕМА «ХИМИЯ КРОВИ».
Подготовила преподаватель
Дунайская Н.Е.
г. Мозырь, 2008 – 2009 уч. г.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Химия крови».
1. Цели занятия, карта внутри- и межпредметных связей, учебно-методическое обеспечение.
2. Выписка из рабочей учебной программы по уровням усвоения учебного материала.
3. Технологическая карта занятия.
4. Приложение № 1 – Материалы контроля исходного уровня знаний по теме: «Химия крови»:
1.1. Устный индивидуальный опрос.
1.2. Поуровневый контроль.
5. Приложение № 2 – Формирование новых понятий и способов действий.
2.1. Лекция.
6. Приложение № 3 – Применение знаний, закрепление.
3.1. Самостоятельная работа – зарисовка схемы процессов распада гемоглобина крови.
3.2. Составление таблицы «Клинико-биохимическая характеристика желтух».
7. Приложение № 4 – Контроль конечного уровня знаний.
4.1. Фронтальный опрос.
8. Приложение № 5 – Домашнее задание.
9. Приложение № 6 – Список литературы для преподавателя и учащихся.
10. Приложение № 7 – Требования к специальным знаниям, умениям, навыкам.
11. Приложение № 8 – Критерии оценки знаний, умений.
12. Приложение № 9 – Рефлексия занятия.
Выписка из учебной программы.
Раздел 3. БИОХИМИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ.
Теория – 22 часа, практика – 96 часов.
Химия крови.
Теория – 8/10 часов, практика – 44 часов.
Занятие № 33 (2) – 2 часа.
Тема занятия: Химия крови.
v Обучающие цели:
1. Сформировать понятие о распаде гемоглобина крови, образовании пигментов кала и мочи.
2. Сформировать понятие о фракциях билирубина и значении этих показателей для дифференциальной диагностики различных видов желтух.
3. Дать понятие о нарушениях обмена хромопротеидов, изучить различные виды желтух.
v Развивающие цели:
1. Развивать у учащихся мыслительные операции, умение систематизировать знания.
v Воспитывающие цели:
1. Способствовать воспитанию сознательного отношения к работе на занятии.
Вид занятия:Теоретическое.
Тип занятия:Комбинированное.
Карта внутри- и межпредметных связей.
v Внутрипредметные связи:
§ Биохимия с клинико-биохимическими исследованиями – темы: «Химия белка», «Обмен белков», «Ферменты».
v Межпредметные связи:
Ø Предшествующие:
§ Анатомия/физиология – тема: «Кровь».
Ø Сопутствующие:
§ МГиОКЛИ – тема: «Гематологические исследования».
§ Основы внутренних болезней – тема: «Желтухи».
Ø Перспективные:
§ Биохимия с клинико-биохимическими исследованиями − практикум – тема: «Химия крови».
Учебно-методическое обеспечение. Наглядные средства обучения:
1. Материалы контроля исходного уровня знаний – система вопросов для устного индивидуального опроса; поуровневые карточки.
2. Система вопросов для фронтального опроса.
3. Раздаточный материал – «Схема процессов распада гемоглобина крови».
4. Стенд «Пигментный обмен».
5. Таблица «Превращение билирубина в организме».
6. Рис. и схемы из учебника Кухта.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория № 50 лаборатории биохимии с клинико-биохимическими исследованиями и аналитической химии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
Тема дает знания об обмене гемоглобина, как пищевого в ЖКТ, так и эндогенного в клетках РЭС, в крови, в печени, в кишечнике.
Для дифференциальной диагностики различных видов желтух производят определение общего билирубина и его производных в крови, моче и кале. Фельдшер-лаборант должен знать об образовании свободного и связанного билирубина, их роль в обмене хромопротеидов. Теоретические знания по теме будут иметь большое значение в практической работе – биохимических исследованиях билирубина в биологическом материале.
На данном занятии будут повторены и изучены фракции белка, представители и их роль в организме. Тема дает знания о синтезе и распаде гема.