Основные виды отделки хлопка.
Практическое занятие № 5.
Распознавание классов текстильных переплетений, видов отделки.
Цель занятия: закрепление теоретических знаний на практике и формирование умений.
- Ознакомление с ассортиментом ткацких переплетений.
- Приобрести практический навык распознавания ткацких переплетений.
ПК 1.3.Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности их эксплуатации.
Задания:
1.Изучите материалы для производства обуви.
Материально-техническое оснащение:
1. Инструменты: образцы обувных материалов.
2. Оборудование: стол.
Рекомендуемые информационные материалы:
1.А.Н.Неверова, Т.И.Чалых. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для нач.проф.образования- М.: Издательский центр «Академия», 2013 ст. 62- 68
2. Закон РФ О защите прав потребителей статья 39-46
Алгоритм самостоятельной работы:
1.Испозуя приложение 1, заполните таблицу
Класс переплетения | Вид переплетения | Характеристика | Схема |
2. По представленным образцам определить вид переплетений.
3. Изучите представленные схемы, приложение 2, запишите где, находится основная и уточная нити.
4.Используя приложение 1, ознакомьтесь с видами отделки тканей, заполните таблицу.
Вид отделки | Ткань | Характеристика |
5.Заполните таблицу
Вид отделки | Качества, придаваемые ткани |
- Составить кроссворд.
Контрольные вопросы.
1. Что такое ткацкое переплетение?
2. Какие существуют классы?
3. Какие существуют группы?
4. Что такое ткань, отделка.
5.Какие виды отделки существуют.
Критерии оценки практической работы
2 балла выставляется, если задание выполнено аккуратно, грамотно, ответы на вопросы несут значимую информацию.
1 балл выставляется, если в задании имеются ошибки, исправления, ответы на вопросы недостаточно полно изложены
0 баллов выставляется, если задание не выполнено.
Максимальное количество – 6 баллов
Оценка «5» - 5,0- 6,0 баллов (90-100%)
Оценка «4» - 4,0 -4,5 баллов (80-89%)
Оценка «3» - 3,0 -3,5 баллов (70-79%)
Оценка «2»- менее 3,0 (менее 70%)
Оценка «1» - задания не выполнены совсем
Приложение 1.
Все ткацкие переплетения подразделяются на четыре класса:
1 КЛАСС. Простые (главные) переплетения, придающие тканям гладкую однородную поверхность. К простым переплетениям относятся: полотняное (рис.1); саржевое основное (рис.2) и саржевое уточное (рис.3).
а) б)
а) б)
Рис. 2. Саржа уточная: а) – рисунок и б) – схема саржи
а) б)
Рис. 3. Переплетение сатин а) – рисунок, б) – схема переплетения
В простых переплетенияхраппорт по основе всегда равен раппорту по утку; в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.
Полотняное переплетение- простейшее и наиболее распространенное, в котором основная и уточная нити чередуются через одну. Схема полотняного переплетения напоминает шахматную доску.
В полотняном переплетении наиболее короткие перекрытия. Поверхность ткани обычно ровная, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны. Полотняное переплетение придает ткани наибольшую прочность, плотность и жесткость. В тканях полотняного переплетения, имеющих основную нить значительно тоньше, чем уточную, возникает поперечный рубчик по типу репсового переплетения. Эти переплетения называются ложнорепсовыми.
Саржевое переплетениеобразует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани (рис.2). Отличительные особенности саржевого переплетения; при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить. Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий.
Сатиновое (атласное) переплетение. При каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее чем на две нити.
Сатиновое и атласное переплетение позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность. Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется из уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных нитей.
2 КЛАСС. Мелкоузорчатые переплетенияподразделяются на два подкласса производные и комбинированные.
Подкласс производных переплетений образуется путем изменения, усложнения и усиления (удлинения) одиночных основных или уточных перекрытий простых переплетений: полотняного, атласного, саржевого.
Производные переплетения сохраняют признаки переплетений от которых они образованы, но раппорты по основе и по утку могут быть различными.
К производным полотняного переплетения относятся репсовое переплетение и рогожка.
Репсовое переплетение образуется по типу полотняного, но с удлинением основных или уточных перекрытий. При этом несколько нитей основы или утка переплетаются как одна нить. Различают репс основный - поперечный (рис. 4), создающий на ткани поперечный рубчик, и репс уточный – продольный рубчик (рис. 4). Каждая основная нить в поперечном репсе может перекрывать две, три и более уточные нити. В продольном репсе каждая уточная нить может перекрывать две, три и более основные нити, образуя на ткани продольный рубчик. Ткани репсовых переплетений, такие как фланель, могут быть без рубчика и напоминать полотняные.
а) б)
Рис. 4. Производное полотняное переплетение: а) – репс основный, б) – репс уточный
Рогожка - двойное или тройное полотняное переплетение, в котором происходит симметричное удлинение основных и уточных нитей (рис. 5). Рогожка может быть выработана также в четыре нити. Раппорт по основе равен раппорту по утку. Рисунок переплетения выражен ярче, чем в полотняном.
Рис. 5. Рогожка Рис. 6. Усиленная саржа Рис. 7. Сложная или многорубчатая саржа
К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.
Усиленная саржа (рис.6) получается при увеличенной длине перекрытий простой саржи. Ткань имеет более четкие и широкие диагональные полосы, чем в простой сарже. В зависимости от того, какая система нитей преобладает на лицевой поверхности, усиленные саржи делятся па основные, уточные и равносторонние.
Сложная, или многорубчиковая, саржа (рис.7) образует на лицевой поверхности ткани диагональные рубчики разной ширины.
Ломаная (рис.8А) и обратная (рис.8Б) саржи имеют равномерно повторяющийся излом саржевой полосы под углом 90°. Рисунок переплетения напоминает елочку. Обратная саржа в отличие от ломаной в месте излома имеет сдвиг саржевой полосы.
а) б) в)
Рис. 8. Переплетения: а) - ломаная саржа; б) - обратная саржа;
в) - усиленный сатин
Производные сатинов и атласов -усиленные сатины (рис. 8 в) или атласы - имеют добавочные перекрытия в дополнение к основному. В усиленном восьминиточном сатиновом переплетении в каждом уточном ряду чередуются два основных и шесть уточных перекрытий.
Подкласс комбинированных переплетенийобразуются чередованием или комбинированием простых.
К комбинированным переплетениям относятся продольно- и поперечнополосатые, креповые, рельефные и просвечивающие.
Продольно- и поперечнополосатые переплетения образуются чередованием или сочетанием простых переплетений в виде продольных и поперечных полос, клеток или мелких геометрических рисунков (рис.9), например чередуя полоски репса и полотняного переплетения, саржи и атласа, саржи «в елочку» и рогожки.
Рис. 9. Продольнополосатое переплетение
Креповые переплетения придают ткани характерную мелкозернистую поверхность, которая имитирует эффект, создаваемый нитями креповой крутки в шелковых тканях. Креповые переплетения можно получить произвольным удлинением перекрытий простого переплетения (рис. 10 а, б) или наложением двух простых переплетений (рис.10 В).
а) б) в)
Рис. 10. Креповые переплетения
Рельефные переплетения имеют характерную выпуклость контуров рисунков, созданную выступающими основными или уточными нитями. К рельефным переплетениям относятся: вафельные (рис. 11а), диагоналевые (рис. 11 б) и рубчиковые (рис. 11 в).
а) б) в)
Рис. 11. Рельефные переплетения: а) - вафельное, б) - диагоналевое в) – рубчиковое (пике).
3 КЛАСС. Сложные переплетения.Образуются из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей, которые образуют в ткани несколько слоев, расположенных один над другим. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.
К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, мешковые, пике, ворсовые, петельные и перевивочные.
Двухлицевые (полутораслойные) переплетения образуются тремя системами нитей: две основы и один уток или два утка и одна основа. Наличие второй системы основных или уточных нитей позволяет вырабатывать ткани, имеющие на лицевой и изнаночной сторонах нити различного качества и цвета. Применяя разноокрашенные системы, можно получить ткани, имеющие разный цвет лица и изнанки (рис. 12 а, б).
Двухслойные переплетения состоят из четырех или пяти систем нитей, переплетающихся плотно между собой или образующих две ткани,
а) б)
Рис. 12. Сложные переплетения: а) – схема и б) рисунок двухлицевого (полутораслойного)
Приложение 1
Приложение 2
Ткань, сходящая с ткацкого станка, называется суровой или суровьем. Она грубая на ощупь, неровная, с множеством поверхностных пороков. Почти все (кроме выработанных из искусственных химических волокон) ткани, которые сходят с ткацкого станка, подвергаются различным видам отделки и лишь после этого становятся товарными тканями. Два основных вида отделки тканей из волокон всех видов – крашение и печатание.
Крашение.Крашение текстиля может производиться на разных этапах его производства. Можно, например, окрашивать исходный волокнистый материал до его прядения. Такой метод отличается хорошим проникновением красителя и часто применяется для крашения шерсти. Масса волокон в способном вращаться барабане опускается в большой чан с красителем. Вращающийся барабан перемещает окрашиваемую массу в красителе. Некоторые машины выполнены так, что волокнистая масса удерживается неподвижно в камере, а краситель циркулирует через нее. Обработка каждым красителем производится отдельно. Окрашенные волокна могут смешиваться для получения особых цветовых эффектов либо прясться раздельно.
Искусственные химические волокна можно окрашивать еще в растворе. Для этого нужный краситель добавляется к раствору до формования из него нити. Крашение в растворе дает чистые, ровные цвета, необычайно стойкие к воздействию света и невымывающиеся. Краситель внедряется в волокно и не может быть легко удален из него.
Ткани из гребенной шерсти иногда окрашивают методом крашения на шпулях. Из волокна чесанием получают ленты, которые затем наматывают на перфорированные шпули так, что образуются шарообразные мотки диаметром 50–100 см. Их опускают в перфорированных барабанах в чан с красителем, и краситель циркулирует через них благодаря перфорациям в шпуле.
Древний метод крашения текстиля – крашение в мотках. Ранее мотки пряжи подвешивались на шестах и вручную опускались в чан с раствором красителя. В настоящее время для этого применяется машина, похожая на «чертово колесо»; при повороте колеса его спицы с мотками пряжи погружаются в краситель.
Самым экономичным, а потому и наиболее распространенным является метод партионного (штучного) крашения, т.е. крашения ткани в кусках, после того как она уже выработана. Имеются разные варианты метода. Иногда ткань проводят через ванну с красителем, скрутив ее в виде жгута, а иногда она проходит в полную ширину сначала через чан с красителем, а затем через отжимные валки. Если в состав ткани входят волокна двух типов с разным сродством к данному красителю, то достигается двухтоновый эффект. Такое крашение называется однованным.
Печатание.Печатанием, или набивкой ткани называется нанесение на нее краски в соответствии с заданным рисунком. Наиболее распространенный метод – валковое печатание прямыми красителями. Ткань пропускается между большим чугунным пустотелым цилиндром (грузовиком) и одним или несколькими медными печатными валками. На валках выгравирован нужный рисунок; они забирают в углубления рисунка пастообразную краску и переносят ее непосредственно на ткань. Каждый валок наносит свой цвет, и предусматривается столько валков, сколько требуется рисунком. При таком методе возможно печатание с очень высокой скоростью – до 200 м/мин. Одновременное печатание с двух сторон ткани называется дуплексным.
При печатании с вытравливанием тоже используются валки. Сначала на ткань сплошным слоем наносится краситель. Затем с некоторых площадей краситель удаляется валками, несущими не печатную пасту, а обесцвечивающие химические вещества. В результате образуется белый рисунок на цветном фоне. Если требуется второй цвет, то он может быть нанесен после этого прямым красителем.
Трафаретное печатание может осуществляться как машинным способом, так и вручную. Рисунок, который должен быть перенесен на обрабатываемую ткань, наносится на технологическую ситовую ткань, натянутую на раму. Пробельная площадь рисунка покрывается непроницаемым материалом, а печатающая оставляется открытой. Наложив раму на ткань, на нее наносят краситель и прикатывают резиновым валком. Краситель проникает в ткань только на незакрытых участках. Поскольку при таком методе на ткань наносятся большие количества красителя, он позволяет печатать светлыми тонами на темном фоне. Для каждого цвета используется свой трафарет. Такой процесс медленнее и дороже валкового печатания.
При резервном печатании определенные площади изделия покрывают агентом (типа таниновой протравы), отталкивающим краситель. После этого изделия подвергают штучному крашению, при котором покрытые площади не воспринимают красителя. Затем защитный агент химически удаляют, и на темном окрашенном фоне возникают светлые площади. Используя последовательно ванны разных красителей, можно добиваться различных эффектов.
В методе ксилографии, которому уже более 5000 лет, используются деревянные, линолеумные или металлические клише с нужным рисунком. На клише (по одному для каждого цвета) наносится печатная паста, клише накладывается на ткань и пристукивается. Операция повторяется столько раз, сколько того требует рисунок. Это трудоемкий и дорогостоящий ручной метод, но он применяется на некоторых тканях для достижения модных эффектов.
Оснóвное печатание – особый процесс окрашивания нитей основы на некоторых площадях до выработки ткани. Краситель может наноситься на нити основы либо до их подачи в ткацкий станок, либо (валковым печатанием) после намотки на навой. Прерывание рисунка неокрашенными нитями утка дает своеобразный эффект.
Один из вариантов такого метода, называемый печатанием по гребенной ленте, применяется для отделки шерстяных тканей. Толстые шерстяные ровницы в форме шнура пропускаются через валковую печатную машину, которая окрашивает их полосами. Затем из ровниц прядется пряжа, поступающая на ткацкий станок. На готовой ткани полосы разрываются, образуя цветовые пятна.
Основные виды отделки хлопка.
Отбеливание. Это химический процесс удаления нежелательных окрашивающих веществ из ткани.
Опаливание. Удаление (сжиганием) беспорядочно выступающих волокон с лицевой поверхности ткани для придания ей более ровного и блестящего вида.
Аппретирование. Пропитка тканей различными веществами (крахмалами и эфирами целлюлозы) для придания им жесткости и упругости.
Каландрирование. Обработка ткани на нагреваемых цилиндрических прессах для придания плотности, гладкости или глянцевитости.
Отделка на серебристом каландре. Вал покрыт тонкими выгравированными штрихами и придает ткани повышенную (но нестойкую) глянцевитость.
Мерсеризация. Погружение ткани на несколько минут в холодный крепкий раствор каустической соды. Придает стойкий блеск, повышает прочность и сродство к красителям.
Ворсование. Извлечение на поверхность ткани коротких и свободных волокон в цилиндрическом барабане с набором ворсовальных шишек или валиков, обтянутых игольчатой лентой.
Придание водоотталкивающих свойств. Пропитка ткани водоотталкивающими химическими веществами.
Санфоризация. Противоусадочная отделка путем прессовой обработки, обеспечивающая усадку менее 1%.
Стрижка ворса. Обработка на ворсостригальной машине с наборами лезвий, действующих так же, как в газонной косилке.
Плиссирование. Имитация жатого ситца печатанием пастообразной каустической содой. Набитые участки усаживаются сильнее ненабитых, что создает эффект морщинистости. Отделка нестойкая.
Основные виды отделки льна.Для льна применяются те же виды отделки, что и для хлопка, кроме мерсеризации. Для отделки лен часто подвергают операции колочения (деревянными или стальными молотками), после которой он на ощупь становится похожим на лайку.