Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу
Занятие № 2
Тема занятия: Эпителии. Железистый эпителий.
Продолжительность изучения темы часов
Из них на занятии 2 часа.
Самостоятельная внеаудиторная работа часа.
Цель занятия: Ознакомиться с железистым эпителием, принципом строения и классификацией желез.
Задачи:
Знать:
1. Получить понятия о железистом эпителии, секреторном цикле, типах секреции, принципах развития, строения и классификации желез.
Уметь:
1. Идентифицировать различные виды экзокринных желез.
2. По электронным микрофотографиям изучить различные типы секреции железистых клеток.
Значение изучения темы:
Ткани являются компонентами органов. Поэтому изучение тканей обеспечит понимание гистофизиологии органов в норме и изменениях, которые они претерпевают с возрастом или при развитии патологического процесса. Методы морфологического анализа желез - паренхиматозных органов (биопсия, эндоскопия, аутопсия), применяемые в медицинской практике, также требуют знание гистофизиологии тканей.
Возникший в процессе эволюционного развития железистый эпителий, формирует функционирующие структуры – паренхиму желез внешней (экзокринной) и внутренней (эндокринной) секреции. Изучение железистого эпителия необходимо для понимания гистофизиологии экзокринных и эндокринных желез. Кроме того, многие патологические процессы связаны с нарушением гистофизиологии железистого эпителия, с особенностями регенерации, изменением процессов регенерации (опухоли). Поэтому студентам необходимо знать общиепринципы строения желез и органоспецифические особенности строения, функции, возможности регенерации железистых эпителиев в норме для того, чтобы разобраться в сущности соответствующих вопросов при изучении других дисциплин и в клинической практике.
Методические рекомендации по самоподготовке.
Теоретические вопросы для самоподготовки.
Необходимый уровень знаний:
Из предшествующих курсов и тем:- повторить
1. Морфофункциональная характеристика органелл, принимающих участие в синтетических процессах и секреции клеток.
2. Способы транспорта веществ и выведения их из клетки.
3. Строение оболочки клетки (плазмолеммы) и клеточных контактов.
4. Структурно-функциональная характеристика органелл специального назначения: микроворсинок, микротрубочек, ресничек.
5. Жизненный цикл клеток.
6. Способы репродукции клеток в зависимости от степени их зрелости и функциональной активности.
7. Эмбриональные источники развития эпителиальных тканей.
По теме занятия:- устно
1. Железистый эпителий. Роль железистого эпителия.
2. Источники развития.
3. Особенность строения секреторных экзокриноцитов и эндокриноцитов на ультрамикроскопическом и световом уровнях.
4. Характеристика стадий секреторного цикла.
5. Типы секреции.
6. Классификация желез по месту выведения секрета.
7. Принципы строения экзокринных и эндокринных желез. Отличия в строении.
8. Классификация экзокринных желез.
9. Принципы эпителиальной выстилки секреторных отделов и выводных протоков экзокринных желез.
10. Источники и возможности регенерации структур паренхимы желез.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Репродукция клеток. Митоз, биологическое значение митоза. Амитоз.
2. Способы регенерации клеток (эндорепродукции - полиплоидия, внутриклеточная регенерация, компенсаторная гипертрофия).
УИРС (учебно-исследовательская деятельность студентов).
Темы рефератов(один по выбору):
1. Дифференциация клеток в процессе гистогенеза;
2. Регенерация физиологическая и реперативная;
3. Регенерация эпителиев;
4. Современные представления о способах образования и выделения секрета из клетки.
Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.
Результатом эволюции в функциональном плане явилось выделение железистого (секреторного) эпителия.
При изучении разновидностей железистых эпителиальных тканей обратить внимание на взаимосвязь источника развития, строения и функции.
Изучите типы секреции железистого эпителия (эккриновый, мерокриновый, апокриновый и голокриновый). Уясните, что тип секреции определяется химическим составом секрета.
Секреторный (железистый) эпителий формирует железы организма как самостоятельные анатомические органы - железы (поджелудочная, слюнные, молочные, печень, щитовидная железа и др.). Железы также могут входить в состав ряда органов (потовые, сальные железы кожи, железы пищевода, желудка и др.).
Классифицируют железы по месту выведения секрета (экзокринные и эндокринные) и по типу строения.
При характеристике экзокриновых желез уяснить общий принцип строения железы (наличие секреторных отделов и выводных протоков). Уясните принципы классификации экзокринных желез по строению.
Следует уяснить, что гистологическое строение секреторных отделов и выводных протоков желез соответствуют строению того эпителия, производным которого они являются. Эта закономерность поможет правильно проанализировать состояние органа при патологии.
Уделить внимание взаимоотношению эпителиальных структур желез и соединительной ткани, ее роли в железах.
Обратить внимание на локализацию камбиальных (стволовых) клеток в эпителиальных структурах желез, производных однослойных и многослойных эпителиев.