К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5
(для студентов)
Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический
Курс: 2
1. Тема занятия: Медицинская энзимология.
2. Учебная цель занятия: Сформировать представления об основных направлениях и принципах медицинской энзимологии.
3. Задачи занятия:
- Получить представления о классификации энзимопатий, о молекулярных механизмах их возникновения, развития и последствиях.
- Изучить основные принципы и направления энзимодиагностики и использования ферментов в качестве аналитических реагентов.
- Получить представления о современных подходах и перспективах энзимодиагностики, ее механизмах действия и областях применения.
4. Продолжительность занятия: 3 акад. часа.
5. Задание студентам:
Итоговый тест-контроль по теме: «ферменты»
6. Методические указания к выполнению самостоятельной работы на занятии.
7. Контрольные вопросы по теме занятия (см. задание к занятию).
8. Литература для подготовки (см. задание к занятию).
9. Обсуждено на заседании кафедры 18. 09. 2011 г.
10. Учебное задание подготовлено
ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
кафедра биохимии
Утверждаю
Зав. каф. проф., д.м.н.
Мещанинов В.Н.
_____‘’_____________2011 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6
(для студентов)
Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический
Курс: 2
1. Тема занятия: Общие представления о биологическом окислении, ЦТК.
2. Учебная цель занятия: Сформировать общие представления об этапах биологического окисления и реакциях цикла Кребса.
3. Задачи занятия:
- Рассмотреть: историю развития учения о биологическом окислении (Лавуазье, Бах, Палладин и др.), этапы утилизации энергии химических связей питательных веществ, реакции, регуляцию и энергетический баланс ЦТК.
- Выполнить самостоятельную лабораторную работу по качественному определению цитрата и сукцината, сделать вывод о клиническом значении их определения.
4. Продолжительность занятия: 3 акад. часа.
5. Задание студентам:
1. Качественное определение цитрата и сукцината флуориметрическим методом
6. Методические указания к выполнению самостоятельной работы на занятии.
Работа № 1. Качественное определение цитрата и сукцината флуориметрическим методом.
Принцип метода: Ди- и трикарбоновые кислоты, карбоксильные группы которых разделены не более чем двумя атомами углерода (НООС-СR2-СR2-СООН), при взаимодействии с резорцином в присутствии серной кислоты образуют флуоресцирующие продукты.
Реактивы: кристаллы цитрата, сукцината и резорцина, конц. серная кислота, дистиллированная вода. Посуда: пробирки, капельницы, склянки. Оборудование: горелка, флуороскоп.
Ход работы: 1. В две пробирки (№1, 2) внести реактивы (см. таблицу №1).
Таблица 1
№ | Исследуемая кислота | Н2О, капли | Н2SO4, капли | Резорцин | Результат (цвет), формула исследуемой кислоты | Выводы |
Цитрат, несколько кристаллов | 1-2 | 10-12 | Несколько кристаллов | |||
Сукцинат, несколько кристаллов | 1-2 | 10-12 | Несколько кристаллов |
2. Осторожно нагреть содержимое пробирок у мениска жидкости, поворачивая пробирку в пламени горелки.
3. Охладить на воздухе содержимое пробирок и добавить в каждую по 2 мл воды.
4. Отметить цвет (соблюдая меры предосторожности) флуоресценции раствора в ультрафиолетовом свете.
5. Записать формулы кислот, цвет флуоресценции и вывод.
7. Контрольные вопросы по теме занятия (см. задание к занятию).
8. Литература для подготовки (см. задание к занятию).
9. Обсуждено на заседании кафедры 18. 09. 2011 г.
10. Учебное задание подготовлено ст. преп. Клубникиной Н.С.
ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
кафедра биохимии
Утверждаю
Зав. каф. проф., д.м.н.
Мещанинов В.Н.
_____‘’_____________2011 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ