Глава vii. обеспечение безопасности информации
В большинстве индустриально развитых стран информация является первоосновой всех аспектов развития общества. Преимущество и специфика информации заключается в том, что она не исчезает при потреблении, не передается полностью при обмене (оставаясь в информационной системе у пользователя), является “неделимой”, т.е. имеет смысл только при достаточно полном наборе сведений, качество ее повышается с добавлением новой информации.
Информация - это знание, производство, хранение и применение которого становится все более важной для общества деятельностью и порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Одной из таких структур являются контрразведывательные органы преступных группировок, занимающиеся несанкционированным получением информации в целях самосохранения, извлечения сведений, необходимых для ведения противоправных действий.
Мафиозные группировки в последнее время все больше внимания уделяют получению информации по техническим каналам. Для этого создаются небольшие организации из доверенных людей, хорошо обученных и экипированных. Они проводят операции по внедрению людей и технических средств негласного получения информации в правоохранительные органы, контролируют членов собственных преступных групп с целью недопущения утечки информации.
Эффективная борьба с преступным шпионажем невозможна без соответствующей правовой, организационной и технической базы, анализ и характеристика которой дается в данной главе.
Основными целями защиты информации являются[8]:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации.
Задачи оперативно - розыскной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г.:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Важно помнить, что указанные в Законе требования должна соблюдать только одна сторона, а именно - правоохранительные органы и прежде всего органы милиции. Преступный элемент совершенно свободен в выборе средств, способов совершения преступлений, а также методов противодействия правоохранительным органам. А если учесть, что многие преступники уже давно и хорошо знакомы с методами работы ОВД, то становится совершенно очевидной необходимость рассуждений о проведении контрразведывательной деятельности ОВД, ее формах и методах, технических возможностях, хотя еще до недавнего времени понятия "разведка" и тем более "контрразведка" относились больше всего к деятельности военных ведомств.
Теперь эта терминология все более врастает в работу уголовной юстиции и даже в оперативно-розыскную науку, так как возможности разведки и контрразведки берутся на вооружение преступными сообществами, становятся непосредственными и неотъемлемыми атрибутами их криминальной деятельности, средством условий их существования.