Теоретические основы товароведения
- Предмет и задачи товароведения. Возникновение и развитие товароведения
Продукция производится в результате материальной и нематериальной деятельности, и предназначается для удовлетворения каких-либо потребностей. Материальная продукция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром. Товар – это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.
Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров, и означает «знание о товарах».
На Международной теоретической конференции по вопросам общего товароведения в Лейпциге (сентябрь 1962г.) преподавателями высшей школы было предложено такое определение: «Товароведение представляет собой естественно - научную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров».
Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. Появляется первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров. Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII вв. называют товароведно-описательным.
С XVIII по XIX вв. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли, совершенствованием естественно - научных знаний оно приобрело характер научной дисциплины.
Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называется товароведно-технологическим.
Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и другими.
- Товароведная классификация товаров
Классификация представляет собой процесс распределения множества понятий (свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков.
Высшей ступенью распределения товаров является классность.
Класс товаров – это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
Подкласс – множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия. Существует общегосударственная (товары делятся на классы, подклассы, группы, виды), торговая (применяется торговая классификация), учебная (предусматривает более удобное, последовательное изучение курса товароведения) классификация.
Промышленные товары представляют собой обширную совокупность товарных групп, которые объединены по различным признакам: по назначению, удовлетворяемым потребностям, по общности материалов или по выполняемым функциям.
Существует несколько различных классификаций промышленных товаров. В частности, классификация по отраслям народного хозяйства делит товары на две группы: товары легкой промышленности (ткани, трикотаж, обувь, изделия из кожи и кожзаменителей, меховые изделия и др.) и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, инструменты, электробытовые товары, посуда, автомобили, мотоциклы, игрушки, спортинвентарь и др.). Эти товары производятся практически всеми отраслями промышленности, кроме легкой. Классификация товаров по отраслевому принципу сохранена при построении российских классификаторов. Классификаторы являются официальными документами.
Учебная классификация промышленных товаров придерживается этого принципа, однако она имеет отступления, связанные с удобством и логикой объяснения учебного материала, а также необходимостью описания современного ассортимента товаров, при производстве которых используются новые материалы, источники энергии, принципы и функции.
Промышленные товары делят на сложные комплексы:
- хозяйственные товары: металлотовары (инструменты, посуда и др.), стеклянные и керамические товары (посуда, стройматериалы, минеральные вяжущие и др.), изделия из пластмасс, бытовые химические товары (моющие, лакокрасочные материалы и др.), мебель бытовая, стройматериалы;
- нефть и нефтепродукты;
- одежно-обувные: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые;
- парфюмерно-косметические (парфюмерия, гигиеническая и декоративная косметика);
- электротовары (провода, осветительные приборы, машины для стирки, уборки, приготовления и хранения пищи и др.);
- культурно-бытовые: сложные электронные товары (телевизоры, видеомагнитофоны, фото- и кинокамеры), часы, спортинвентарь, транспортные средства, музыкальные товары, аудио- и видеокассеты, книги, игрушки;
- ювелирные товары;
- галантерейные товары;
- изделия художественных промыслов.
Деление промышленных товаров на однородные группы не является застывшим и догматичным. Так, некоторые группы товаров вышли из массового обихода, например, шорно-седельные, щепные и обозные; некоторые группы видоизменились и расширились; целые подгруппы, выделенные в классификаторах как "прочие", стали играть более значительную роль, чем известные и описанные ранее товары.
- Качество товара
Качество - совокупность свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
С целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды разрабатываются стандарты.
В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты РФ (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), региональный стандарт.
Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) являются новым видом национального стандарта, утверждаются Госстандартом России и действуют на всей территории РФ.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) – это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
ГОСТ и ГОСТ Р включают: требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды; основные потребительские свойства продукции, требования к маркировке, упаковке, хранению, транспортировке; обязательные методы контроля качества продукции; требования техники безопасности и производственной санитарии; а также другие требования, нормы и правила.
Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении, потреблении (эксплуатации). Свойства товара могут быть простыми и сложными.
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (товара).
Показатели качества:
- единичный – предназначен для обозначения простых свойств товара;
- комплексный – предназначен для обозначения сложных свойств товаров;
- базовые – показатели, принятые за основу;
- определяющие – показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товара.
Оценка качества – это выбор показателей, определение их действительного значения и сопоставления их с базовыми показателями.
В качестве базовых показателей приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов (НД), а также стандартные образцы, эталоны. После сопоставления действительных значений измеряемого показателя с базовыми устанавливаются определенные градации, классы, товарные сорта, марки продукции.
Градация – категория или разряд, присвоенный товарам в результате сопоставления действительных и базовых показателей.
Марки, номера – градации качества, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей.
Сорт – градации качества товара по одному или нескольким показателям. Деление на сорта осуществляют в зависимости от наличия дефектов и отклонений по некоторым показателям потребительских свойств.
Оценка качества и экспертиза (в случаях конфликта, неопределенности или риска) промышленных товаров проводится по действующим нормативным документам с использованием следующих методов.
Органолептическими методами проводится визуальный осмотр товара, документов, наличие видимых дефектов, комплектности, работоспособности товара, соответствия маркировки и упаковки требованиям ГОСТа (как правило, для 3% от партии представленного товара).
Физико-химические показатели оценивают объективными методами — инструментальными (с помощью технических средств измерения), регистрационным (число отказов) или расчетным. Например, определение концентрации, рН, температуры размягчения или каплепадения, цвета, электропроводности, электризуемости, уровня шума и пр. Исследование проводится в химических, физических, физико-химических и других испытательных лабораториях. Репрезентативная выборка для определения физико-химических показателей указывается в ГОСТе на данный товар.
Санитарно-химические и гигиенические показатели используют как характеристику безопасности товаров, контактирующих с водой, пищей, телом человека (обувь, одежда, посуда, косметические товары и др.).
Микробиологические и токсикологические показатели оценивают для парфюмерно-косметических товаров, средств гигиены полости рта.
Для определения эстетических или иных свойств, которые не могут быть оценены объективными методами, используют эвристические методы, в частности, экспертные или социологические. Для проведения экспертизы экспертным методом привлекают квалифицированных специалистов, знающих данную группу товаров и обладающих специальными знаниями.
- Ассортимент товаров
Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый определенным признаком и удовлетворяющий разнообразные потребности.
Промышленный ассортимент – набор товаров, выпускаемый изготовителем, исходя из его производственных возможностей.
Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
Рациональный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники и других особенности внешней среды.
5. Упаковка товаров проводится по действующим ГОСТам. Задача упаковки — защита промышленных товаров от внешних воздействий — механических (удары, давление), влаги (намокание, увлажнение, коррозия), света (выцветание) и др. К фасованным в потребительскую тару относятся товары бытовой химии (клеи, лаки и краски, удобрения и пр.), парфюмерно-косметические товары. Мерными считаются ткани, кружева, пленка полимерная и др. Штучными изделиями являются пледы, шарфы, платки, шубы, костюмы и др. Комплектными — сервизы, наборы посуды, мебель и т. п.
Требования к упаковке — специфические. Для хрупких изделий требуется создание перегородок (например, флаконы, зеркала), для электронных товаров — амортизирующие прокладки и вставки в тару, для дорогой одежды — плечики и т. п. Художественно оформленные футляры используются для парфюмерных товаров, ювелирных изделий, часов, сувениров и пр.
Наиболее распространенными материалами для упаковки товаров являются картонные коробки, бумага, полимерные пакеты и пленка, перевязочные материалы. Применяется групповая упаковка в термоусадочную пленку (посуда).
Условия хранения для большинства промышленных товаров однотипны — влажность в пределах 65-70%, температура от +5 до +25°С (средняя 10-18°С). Размещение непродоволь-ственных товаров должно быть не ближе 0,5-1 м от нагревательных приборов при сочетании рассеянного солнечного света и искусственного освещения (большинство товаров требует защиты от прямого солнечного света). При укладке товаров необходимо сохранять их форму. Следует соблюдать правила товарного соседства (не хранить совместно товары, которые могут привести к взаимной порче).
Для меховых изделий рекомендуемая температура хранения от — 4°С до +5°С. Для косметических средств, парфюмерии, водно-эмульсионных красок и лаков, наоборот, требуется защита от замерзания. Металлохозяйственные товары выдерживают охлаждение до низких температур, как и нагрев без потери качества. Легковоспламеняющиеся, горючие или токсичные (ядовитые) товары (в том числе в аэрозольной упаковке) требуют специальных условий хранения в отдельных помещениях.
Гигроскопичные товары (ткани, кожа, обувь, мебель) должны храниться в сухих помещениях, где обеспечен воздухообмен и защита от микробиологических повреждений (грибы, плесень и пр.).