Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях

Выберите то рабочее помещение, которое Вы считаете нужным и проведите там измерения, записав результаты в таблицу 5.

Таблица 5

Уровень эффективного звукового давления (в дБ) в помещениях

Помещение 1 Помещение 2 Помещение 3
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Среднее значение      

В примечаниях к таблице укажите, какие помещения были выбраны и дополнительные сведения о режиме проведения измерений. Например, помещение 1: деканат, аудитория … .. Особые отметки: во время проведения измерений замдекана делал внушение студенту на повышенных тонах.

Рассчитайте среднее значение для каждого из помещений.

Рассчитайте погрешность. Расчет проводится так же, как в упражнении 1.

Запишите результат в стандартной форме

Источник … ;

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru дБ.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия шума.

2. Классифицируйте шумы.

3. Перечислите основные акустические величины и единицы их измерения.

4. Введите эти величины по определению.

5. Опишите прибор, использующийся в работе для измерений.

6. Какую роль в жизнедеятельности человека играет шум?

7. Как рассчитываются погрешности измерений в каждом из упражнений?

8. Как зависит интенсивность звука от расстояния до источника звука?

9. Перечислите некоторые источники звука (естественные и техногенные) и примерно укажите диапазоны звукового давления, создаваемого этими источниками.

10. Каковы принципы биологического восприятия звука человеком? Укажите частоты слышимых звуков, предел чувствительности и болевой порог.

Список литературы

1. Методические указания «Шумы и вибрации» Пауткина А.В./М.:МИИТ, - 2001. – 76 с.

2. Янг С., Эллисон А. Измерение шума машин/М: Энергоиздат, 1998.

3. Малышев В.С. Основы звукоизлучения и звукоизоляции/М.:МЭИ, 1993.

4. Шум на транспорте/ Пер. с англ. Под ред. В.В.Тольского, Г.В.Бутакова, Б.Н.Меньшикова/М.:Транспорт, 1995.

5. Р.Фейнман, Р.Лейтон, М. Сэндс. «Фейнмановские лекции по физике», М, Мир, 1976, Т.4.-С.454-464.

6. Физическая энциклопедия. Под ред. А.М.Прохорова. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», Москва, 1998. - Т.5. – С.479-480.

7. Физические величины. Справочник/М.:Энергоатомиздат, 1991. С.254-255.

Приложение 1

Метод Стьюдента

Метод (распределение) Стьюдента используется для расчёта случайных погрешностей экспериментальных величин, при измерении которых было проведено ограниченное количество экспериментов.

Распределение Стьюдента было впервые доказано Р.А.Фишером. Поскольку оно ранее было предсказано (без доказательства) У.С.Госсетом, писавшим под псевдонимом Стьюдент, Р.А.Фишер сохранил за ним это название.

Учёным было доказано, что истинное значение измеряемой величины Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru отличается от её среднего значения Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru на некоторую величину Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru , равную Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru :

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

Под Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru понимают среднее арифметическое измеренной величины:

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru ,

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - результат измерения с номером Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru ; Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - число измерений данной величины.

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru называется абсолютной случайной погрешностью (ошибкой) величины измеряемой величины Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - называется коэффициентом Стьюдента. Коэффициент Стьюдента зависит от т.н. доверительной вероятности Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru (интервала доверия) и числа измерений Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru . Для нахождения коэффициента Стьюдента существуют специальные двумерные таблицы. Зная величину доверительной вероятности и количество проведённых измерений, на скрещении соответствующих строки и столбца находят коэффициент Стьюдента.

Таблица 1

Значения коэффициентов Стьюдента для различных доверительных вероятностей (интервалов доверия) и числа измерений (объёма выборки)

Число измерений Доверительные вероятности 0,4 0,6 0,8 0,9 0,95 0,99
0,33 1,38 3,08 6,31 12,71 63,66
0,29 1,06 1,89 2,92 4,30 9,93
0,28 0,98 1,64 2,35 3,18 5,84
0,27 0,94 1,53 2,13 2,78 4,60
0,27 0,92 1,48 2,02 2,57 4,03
0,27 0,91 1,44 1,94 2,45 3,71
0,26 0,90 1,42 1,90 2,37 3,50
0,26 0,89 1,40 1,86 2,31 3,36
0,26 0,88 1,38 1,83 2,26 3,25
0,26 0,88 1,37 1,81 2,23 3,17
0,26 0,86 1,33 1,73 2,09 2,85
0,25 0,85 1,29 1,68 1,98 2,62

Например, если число проведённых измерений равно 10, а доверительная вероятность выбрана равной 0,95, то коэффициент Стьюдента оказывается равным 2,26.

Смысл доверительной вероятности Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru следующий: Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - это вероятность того, что истинное значение измеряемой величины попадает в интервал Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru . Например, пусть среднее значение измеренной величины оказалось равно 10, а случайная погрешность, рассчитанная для доверительной вероятности 0,95 оказалась равна 2. Тогда запись результата измерений будет выглядеть так: Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru . Смысл этого утверждения следующий: с вероятность 95% истинное значение измеренной величины принадлежит интервалу Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru . А 5% - это вероятность того, что истинное значение измеряемой величины окажется вне этого интервала.

Значение доверительной вероятности выбирается самостоятельно экспериментатором. Обычно принято выбирать доверительную вероятность Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

Чем большее значение доверительной вероятности мы хотим использовать при расчёте случайных погрешностей, тем большей окажется сама погрешность.

Величина Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru называется выборочным стандартным отклонением среднего арифметического (или среднеквадратичной погрешностью среднего арифметического). Величина Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru рассчитывается по формуле

Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru ,

где Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - результат измерения с номером Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru ; Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - среднее арифметическое; Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru - число измерений данной величины.

В математической статистике принято называть число измерений Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru объёмом выборки.

Итак, при использовании метода Стьюдента для расчёта случайной погрешности надо выполнить следующие шаги:

1. Провести Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru измерений величины в одних и тех же условиях.

2. Рассчитать среднее арифметическое по формуле Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

3. Задать доверительную вероятность и, зная число измерений, по таблице найти коэффициент Стьюдента Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

4. Рассчитать выборочное стандартное отклонение среднего арифметического Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru по формуле Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

5. Перемножить коэффициент Стьюдента Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru и выборочное стандартное отклонение среднего арифметического Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru и таким образом найти случайную погрешность Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru .

6. Записать результат измерений в стандартной (общепринятой) форме: Упражнение 3. Измерение уровня эффективного звукового давления в различных помещениях - student2.ru

Если измеряется физическая величина, то указываются единицы измерения этой величины.

Приложение 2

Наши рекомендации