Роль минеральных веществ в жизни растений
Влияние окружающей среды отражается и на химическом составе растений. Все элементы, встречающиеся в почве и атмосфере, найдены и в теле растений. В сухом веществе растений содержится 45% углерода, 42% кислорода, 6,5% водорода, 1,5% азота и 5% зольных элементов. Все элементы, входящие в состав растений, принято делить на три группы.
Макроэлементы. .Содержание их в организме колеблется от десятков процентов до сотых долей процента. К ним относят все элементы, входящие в состав органических веществ (углерод, водород, кислород, азот), а также зольные элементы (калий, кальций, кремний, магний, натрий, железо, фосфор, сера, алюминий, хлор).
Микроэлементы содержатся в растениях в тысячных долях процента, однако без них невозможна жизнь. К микроэлементам относят марганец, бор, медь, иод, бром, стронций, молибден, кобальт, никель, литий, цинк. Многие из них входят в состав ферментов, поэтому их отсутствие вызывает нарушение физиологических процессов в организме растений. Например, при отсутствии бора в почве сахарная свекла заболевает гнилью сердечка; при недостатке меди (на болотных почвах) у злаков не образуются зерна; при отсутствии цинка в почве у цитрусовых происходит деформация плодов. Однако избыточное содержание микроэлементов в почве отрицательно сказывается на растениях. Ультрамикроэлементы содержатся в сухом веществе в миллионных долях процента. Это золото, серебро, цезий, селен, кадмий,, ртуть, радий и др. Их роль в-жизни растений еще недостаточно изучена. У некоторых видов содержание этих элементов можег быть значительным.
В разные периоды жизни растение потребляет различные элементы и в разных количествах. Так, например, при цветении и образовании семян растение поглощает наибольшее количество зольных элементов. Минеральные вещества, поглощенные растением из почвы, участвуют в синтезе органических соединений, которые обладают большой потенциальной .энергией. Эта энергия необходима .для роста и развития. •
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ1
Старейшим и до настоящего времени основным методом накопления информации о сезонной жизни организмов являются фенологические наблюдения, т. е. визуальная регистрация сроков наступления отдельных этапов роста и развития. Наблюдением за сроками развития растительных организмов занимается наука фенология. Можно проводить наблюдения за развитием отдельных органов или за циклом развития целого растения. Можно также проводить наблюдения за сезонными изменениями у растений, сроками наступления их в связи с другими явлениями природы. В этом случае создается полное впечатление о сезонной динамике природы в целом, яснее становится степень взаимосвязи всех сезонных явлений в природе. При таких наблюдениях явления располагают в календарном порядке, составляя календарь природы. Результаты наблюдений обычно выражают в виде таблиц, графиков, карт, которые очень наглядны и легко читаются. В пределах одной природной зоны каждый этап годичного цикла характеризуется определенным, только ему свойственным набором сезонных явлений. Особенно наглядно проявляются сезонные изменения в растительном мире, поэтому среди растений выделен ряд небольших групп, которые служат индикатором каждого сезона. По ним судят о состоянии природы в данный момент, прогнозируют сроки проведения сезонных работ (сроки посева семян, подкормки растений, борьбы с вредителями и болезнями растений и пр.), мероприятий по охране природы. Наблюдения ведут за следующими сезонными фазами развития растений: набухание и раскрывание почек, облиствение, цветение (начало и конец), созревание плодов и семян (молочная, восковая и полная зрелость), осеннее расцвечивание листвы, листопад (начало и конец) На территории Русской равнины начало цветения ольхи, орешника (лещины) и мать-и-мачехи является сигналом конца снеготаяния. С этими явлениями связано начало весенней посадки деревьев. Зеленение березы указывает на разгар весны — наступление периода основных посевных работ. Разгар весны сменяется предлетьем. Фенологическими сигналами (индикаторами) начала предлетья служат начало цветения рябины обыкновенной, сирени обыкновенной, пыления сосны (высыпание пыльцы сосны из пыльников). Предлетье — период посева и посадки теплолюбивых полевых, огородных
и декоративных культур, боящихся заморозков. В это время выколашивается озимая рожь. Лето наступает с началом цветения местных видов шиповника, малины, липы, татарского клена. Липа зацветает недели за две до начала уборки озимых хлебов. Начало созревания брусники знаменует спад лета. Это время уборки хлебов, грибной сезон. С началом пожелтения листьев у березы, липы наступает осень. Начинается массовая уборочная кампания на полях. Массовое пожелтение листьев у березы и липы (осень в разгаре, золотая осень) — пора первых заморозков. Завершается уборка поздних культур. Пора глубокой осени наступает с завершением листопада. Это короткий период, всего 8—10 суток. Предзимье характеризуется первым, но быстро тающим снегом.
В разные годы сроки наступления того или другого явления у растений неодинаковы. В результате многолетних наблюдений установлены средние сроки каждого явления. Сопоставление средних сроков с соответствующими данными для каждого отдельного года дает представление об особенностях хода сезонных явлений в данном году.
Наблюдения за явлениями природы используют различные отрасли народного хозяйства, так как они служат научной основой их развития. Результаты фенологических наблюдений используют при освоении новых территорий страны, при планировании размещения санаториев и домов отдыха, при прогнозировании вспышек некоторых заболеваний (например, сенная лихорадка), при работах по интродукции и акклиматизации растений и во многих других отраслях