Метилтретичнобутиловый эфир
Метилтретичнобутиловый эфир (МТБЭ - СН3ОС4Н9) используется, как добавка к бензину. Его получают путём синтеза 65 % изобутилена и 35 % метанола в присутствии катализаторов. Положительные стороны применения МТБЭ таковы:
- возможно получение неэтилированных высокооктановых смесей;
- нет необходимости изменять регулировку топливной аппаратуры;
- облегчается фракционный состав бензинов, а следовательно, и их пусковые качества. Однако несколько возрастает опасность образования паровых пробок;
- несколько улучшаются мощностные и экономические показатели двигателя;
- снижается токсичность отработавших газов;
- снижается расход бензина на 3 %.
Возможное использование метилтретичнобутилового эфира справедливо рассматривается сегодня, как одно из перспективных направлений расширения ресурсов высокооктановых неэтилированных бензинов.
Газовые конденсаты
Газовые конденсаты (жидкие углеводороды, конденсирующиеся при нормальных условиях из природных газов) рассматриваются, как дополнительный источник сырья для получения автомобильного топлива.
Уровень физико – химических и эксплуатационных свойств газоконденсатов близок к дизельным топливам.
Считают наиболее целесообразным использовать газовые конденсаты в качестве топлива для дизелей на местах их добычи без сложной переработки.
Анализ газовых конденсатов рассматриваемых месторождений позволяет разделить их по составу на две группы: тяжёлые газовые конденсаты относительно узкого фракционного состава и лёгкие более широкого фракционного состава. Конденсаты первой группы по основным свойствам незначительно отличаются от стандартных арктических и зимних дизельных топлив, а конденсаты второй группы имеют меньшие значения плотности, вязкости, температур вспышки и застывания, чем стандартные дизельные топлива.
Газоконденсатное топливо рекомендуется для эксплуатации дизелей в северных условиях при температуре воздуха минус 45 0С и выше.
Газоконденсатное топливо токсично и взрывоопасно, что обусловливает необходимость соблюдения установленных требований безопасности. Оно оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, раздражает кожные покровы, слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
Если используют газовый конденсат широкого фракционного состава, регулируя при этом топливную аппаратуру для обеспечения той же мощности, что и при работе на дизельном топливе, то эффективность и экономические показатели рабочего цикла, а также температура отработавших газов практически не изменяются. Динамические показатели при этом несколько улучшаются, дымность отработавших газов снижается примерно на 10% (вследствие меньшего содержания в конденсате высококипящих углеводородов). Если же регулировка топливной аппаратуры сохраняется неизменной, то это приводит к падению мощности дизеля, работающего на ГКТ, примерно на 7% по сравнению с дизельным топливом (уменьшается подача конденсата из-за меньшей плотности ГКТ).
Водотопливные эмульсии
В последние годы рассматривается возможность использования воды в качестве добавки к топливу, в результате чего образуется эмульсия. По одному из определений эмульсии представляют собой системы, включающие две нерастворимые жидкости, одна из которых - дисперсная фаза — в виде мельчайших капель равномерно диспергирована в другой, — дисперсионной среде.
Известен опыт применения водотопливных эмульсий (ВТЭ) трех типов: эмульсия воды в углеводородах; эмульсия углеводородов в воде; микроэмульсии, позволяющие вводить в топливо различные присадки, не растворимые в углеводородах.
Практическое использование эмульгированного топлива в широких масштабах невозможно без решения таких технических задач как:
- разработка простой, эффективной и надежной технологии получения такого топлива;
- разработка рецептур эффективных эмульгаторов, способных адсорбироваться на поверхностях раздела фаз (воды и бензина) и понижать вследствие этого поверхностную энергию (поверхностное натяжение), и создание стабильных топливных эмульсий;
- разработка систем тонкой очистки эмульгированных топлив от механических примесей;
- повышение эксплуатационной надежности различных типов двигателей при переводе их на ВТЭ.
Основные физико-химические свойства современных ВТЭ практически идентичны базовому бензину. По антидетонационным свойствам отмечается даже некоторое их превосходство вне зависимости от способа добавления воды к топливу: впрыск в цилиндры или впускную систему, применение в виде водо-бензиновой эмульсии. В настоящее время механизм действия воды на процесс сгорания в двигателе изучен далеко не полностью. Антидетонационный эффект от добавления воды к топливу складывается по меньшей мере из трех факторов: охлаждения заряда рабочей смеси; охлаждения деталей камеры сгорания; действия водяного пара как инертной среды, регулирующей процесс сгорания.
Одним из возможных способов эффективного использования в современных карбюраторных двигателях бензинов с более низким октановым числом является впрыск воды во впускной коллектор двигателя. Этот способ по сравнению с использованием водобензиновых эмульсий имеет существенное преимущество. Он обеспечивает с помощью сравнительно несложного приспособления подачу воды во впускной коллектор только на режимах средних и максимальных нагрузок, т. е. когда требования двигателя к октановому числу топлива возрастают. Исследования эффективности впрыска воды показали возможность применения в двигателях с впрыском воды автомобильных бензинов с октановым числом на 6 - 8 ед. ниже октанового числа бензинов, рекомендованных автомобильным заводом при сохранении, а в некоторых случаях и улучшении экономических и мощностных характеристик, отсутствии повышенных износов и коррозионных поражений деталей двигателей.
Обводненное дизельное топливо характеризуется пониженным ЦЧ и большим периодом задержки воспламенения. Однако наличие «микровзрывов» капель эмульсии и воздействие на сгорание химических факторов присутствия воды приводят к интенсификации тепловыделения и сокращению продолжительности сгорания, что благоприятствует снижению расхода топлива. Удельный расход топлива может быть снижен на 2—6%. Дымность отработавших газов уменьшается в результате влияния водяных паров на процесс газификации углерода (сажи).