Эпителиальные ткани. железы

Общая гистология

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальностей

«Лечебное дело» и «Педиатрия»

эпителиальные ткани. железы - student2.ru

Киров 2009

УДК 611.018(075.8)

ББК28.706я73

0-28

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии, протокол № 2 от 21 января 2009.

Общая гистология:Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» / Сост.: Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н.Гамулинская., Е.А. Бессолицына – Киров: Кировская ГМА. - 2009. — 83 с: 68 илл..

Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» по общей гистологии. Содержание соответствует Программе гистологии, цитологии эмбриологии для высших медицинских учебных заведений РФ (Москва 2002) и включает материал всех изучаемых тем с рассмотрением теоретических вопросов, литературу по каждой теме, практических рекомендаций по микроскопированию гистологических препаратов, контрольные задания, ситуационные задачи, графические схемы и таблицы. Пособие имеет многочисленные иллюстрации.

Рецензент:

Косых А.А. –заведующий кафедрой медицинской биологии и генетики, доктор медицинских наук, профессор.

© Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н. Гамулинская, Е.А. Бессолицына. 2009

© ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава

Содержание

Содержание. 3

Предисловие. 3

Тема. 3

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ. ЖЕЛЕЗЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 3

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

КРОВЬ.. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ. 3

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 3

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ. 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

КРОВЕТВОРЕНИЕ.. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ПО САМОПОДГОТОВКЕ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 3

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

СОБСТВЕННО СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

ХРЯЩЕВЫЕ ТКАНИ.. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

КОСТНЫЕ ТКАНИ.. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ.. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Тема. 3

НЕРВНАЯ ТКАНЬ.. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3

ЗАДАНИЯ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3

ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3

ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЛЬБОМ... 3

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3

Приложение 1 …………………………………………………………………………………………………………78

Приложение 2 …………………………………………………………………………………………………………79

Приложение 3 …………………………………………………………………………………………………………80

Приложение 4 …………………………………………………………………………………………………………81

Приложение 5 …………………………………………………………………………………………………………82

Приложение 6 …………………………………………………………………………………………………………83
Предисловие

В свете современных тенденций развития высшей медицинской школы все больше времени отводится на самостоятельную работу студентов, однако, обилие научной и учебной литературы и большой объем изучаемого материала по дисциплине гистология, цитология и эмбриология затрудняет студентам систематизацию и усвоение материала по предмету.

Целью данного пособия является организация самостоятельной подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям, по общей гистологии, которые можно проводить как аудиторно, так и внеаудиторно.

Методические указания побуждают к самостоятельной творческой работе, способствуют развитию активной умственной деятельности. Ситуационные задачи стимулируют мотивационную основу деятельности студентов в освоении будущей профессиональной деятельности. Все задания выполняются студентами в рабочей тетради, которая ведется в течение всего года изучения дисциплины.

Наличие в пособии большого количества рисунков гистологических препаратов и электроннограмм облегчает восприятие студентами 1 и 2 курсов сложной морфологической науки.

Пособие содержит несколько вариантов самостоятельных контрольных работ по каждой теме, которые позволяют осуществлять постоянный контроль за внеаудиторной самостоятельной работой студентов.

Студенты помните: для того, чтобы овладеть последующими разделами по частной гистологии, а также клиническим дисциплинам и стать высококвалифицированным врачом, Вам необходимо на данном этапе обучения приобрести знания и умения по основам гистологической техники, цитологии, общей эмбриологии и общей гистологии.

Желаем вам удачи и упорства в освоении дисциплины гистология, цитология и общая эмбриология.

Тема

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ. ЖЕЛЕЗЫ

На данном занятии начинается изучение тканей организма. Здесь будет уделено внимание некоторым общим вопросам: определению понятия «ткань», классификации тканей, способности к регенерации и реактивным изменениям тканей.

Эпителиальные ткани широко представлены в организме. Они покрывают тело, выстилают поверхность полых органов, входят в состав многих внутренних органов. При некоторых заболеваниях строение и функция этих тканей могут претерпевать значительные изменения. Например, при развитии некоторых опухолей нарушаются нормальные процессы дифференцировки клеток эпителия, в результате чего происходит патологическое разрастание ткани.

Цель занятия

Научиться:

· Определять эпителиальную ткань на микроскопическом уровне.

· Идентифицировать различные виды покровного и железистого эпителия.

· Характеризовать основные морфофункциональные и гистогенетические особенности эпителиальных тканей.

· Определять тип экзокринных желез по их строению и характеру выделяемого секрета.

· Объяснять механизм секреторного процесса в железистых эпителиальных клетках.

· Сопоставлять микроскопические, ультрамикроскопические и гистохимические особенности различных видов эпителиальных тканей с выполняемой ими функцией.

Наши рекомендации