Эпителиальные ткани. железы
Общая гистология
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальностей
«Лечебное дело» и «Педиатрия»
Киров 2009
УДК 611.018(075.8)
ББК28.706я73
0-28
Печатается по решению редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии, протокол № 2 от 21 января 2009.
Общая гистология:Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» / Сост.: Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н.Гамулинская., Е.А. Бессолицына – Киров: Кировская ГМА. - 2009. — 83 с: 68 илл..
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» по общей гистологии. Содержание соответствует Программе гистологии, цитологии эмбриологии для высших медицинских учебных заведений РФ (Москва 2002) и включает материал всех изучаемых тем с рассмотрением теоретических вопросов, литературу по каждой теме, практических рекомендаций по микроскопированию гистологических препаратов, контрольные задания, ситуационные задачи, графические схемы и таблицы. Пособие имеет многочисленные иллюстрации.
Рецензент:
Косых А.А. –заведующий кафедрой медицинской биологии и генетики, доктор медицинских наук, профессор.
© Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н. Гамулинская, Е.А. Бессолицына. 2009
© ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава
Содержание
Содержание. 3
Предисловие. 3
Тема. 3
ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ. ЖЕЛЕЗЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 3
ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
КРОВЬ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ. 3
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 3
ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ. 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
КРОВЕТВОРЕНИЕ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ПО САМОПОДГОТОВКЕ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 3
ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
СОБСТВЕННО СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
ХРЯЩЕВЫЕ ТКАНИ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
КОСТНЫЕ ТКАНИ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНОГРАММ... 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Тема. 3
НЕРВНАЯ ТКАНЬ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.. 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.. 3
ЗАДАНИЯ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 3
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ.. 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ... 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 3
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.. 3
ЗАПИСАТЬ И/ИЛИ ЗАРИСОВАТЬ В АЛЛЬБОМ... 3
ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ.. 3
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 3
Приложение 1 …………………………………………………………………………………………………………78
Приложение 2 …………………………………………………………………………………………………………79
Приложение 3 …………………………………………………………………………………………………………80
Приложение 4 …………………………………………………………………………………………………………81
Приложение 5 …………………………………………………………………………………………………………82
Приложение 6 …………………………………………………………………………………………………………83
Предисловие
В свете современных тенденций развития высшей медицинской школы все больше времени отводится на самостоятельную работу студентов, однако, обилие научной и учебной литературы и большой объем изучаемого материала по дисциплине гистология, цитология и эмбриология затрудняет студентам систематизацию и усвоение материала по предмету.
Целью данного пособия является организация самостоятельной подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям, по общей гистологии, которые можно проводить как аудиторно, так и внеаудиторно.
Методические указания побуждают к самостоятельной творческой работе, способствуют развитию активной умственной деятельности. Ситуационные задачи стимулируют мотивационную основу деятельности студентов в освоении будущей профессиональной деятельности. Все задания выполняются студентами в рабочей тетради, которая ведется в течение всего года изучения дисциплины.
Наличие в пособии большого количества рисунков гистологических препаратов и электроннограмм облегчает восприятие студентами 1 и 2 курсов сложной морфологической науки.
Пособие содержит несколько вариантов самостоятельных контрольных работ по каждой теме, которые позволяют осуществлять постоянный контроль за внеаудиторной самостоятельной работой студентов.
Студенты помните: для того, чтобы овладеть последующими разделами по частной гистологии, а также клиническим дисциплинам и стать высококвалифицированным врачом, Вам необходимо на данном этапе обучения приобрести знания и умения по основам гистологической техники, цитологии, общей эмбриологии и общей гистологии.
Желаем вам удачи и упорства в освоении дисциплины гистология, цитология и общая эмбриология.
Тема
ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ. ЖЕЛЕЗЫ
На данном занятии начинается изучение тканей организма. Здесь будет уделено внимание некоторым общим вопросам: определению понятия «ткань», классификации тканей, способности к регенерации и реактивным изменениям тканей.
Эпителиальные ткани широко представлены в организме. Они покрывают тело, выстилают поверхность полых органов, входят в состав многих внутренних органов. При некоторых заболеваниях строение и функция этих тканей могут претерпевать значительные изменения. Например, при развитии некоторых опухолей нарушаются нормальные процессы дифференцировки клеток эпителия, в результате чего происходит патологическое разрастание ткани.
Цель занятия
Научиться:
· Определять эпителиальную ткань на микроскопическом уровне.
· Идентифицировать различные виды покровного и железистого эпителия.
· Характеризовать основные морфофункциональные и гистогенетические особенности эпителиальных тканей.
· Определять тип экзокринных желез по их строению и характеру выделяемого секрета.
· Объяснять механизм секреторного процесса в железистых эпителиальных клетках.
· Сопоставлять микроскопические, ультрамикроскопические и гистохимические особенности различных видов эпителиальных тканей с выполняемой ими функцией.