Обратить внимание! Типичные неметаллы – ФТОР и КИСЛОРОД.

Проверить:

а) Неметаллы находятся в главных подгруппах (А) IV-VIII групп (благородные газы - гелий, неон, аргон, ксенон, радон; галогены - фтор, хлор, бром, йод; кислород, сера, селен; азот, фосфор, мышьяк; углерод, кремний, германий; бор; водород).

б) На внешнем уровне 4-8 электронов, небольшие атомные радиусы.

III A IV A V A VI A VII A VIII A
B 1s22s22p1 2p1 C 1s22s22p2   2p2 N 1s22s22p3   2p3 O 1s22s22p4   2p4 F 1s22s22p5   2p5   Ne 1s22s22p6   2p6
2s2     2s2   2s2 2s2 ↑↓ 2s2 ↑↓ ↑↓ 2s2 ↑↓ ↑↓ ↑↓
↑↓   ↑↓   ↑↓   ↑↓   ↑↓   ↑↓  
                                               

в) в химических реакциях проявляют окислительные и восстановительные свойства. ФТОР – только окислитель.

Задание: Дать характеристику элементов-неметаллов: 1 ряд – кислород, 2 ряд – хлор, 3 ряд – азот.

Проверить:

1 ряд

O – порядковый номер 8; заряд ядра - +8; схема строения атома 2e-, 6e-; электронная конфигурация 1s22s22p4; p+ = 8; n0 = 16-8=8; высший оксид - нет, летучее водородное соединение – H2O.

2 ряд

Cl – порядковый номер 17; заряд ядра - +17; схема строения атома 2e-, 8e-, 7e-; электронная конфигурация 1s22s22p63s23p5; p+ = 17; n0 = 35-17=18; высший оксид – Cl2O7 , летучее водородное соединение - HCl.

3 ряд

N – порядковый номер 7; заряд ядра - +7; схема строения атома 2e-, 5e-; электронная конфигурация 1s22s22p3; p+ = 7; n0 = 14-7=7; высший оксид – N2O5, летучее водородное соединение – H3N.

Общие свойства неметаллов – простых веществ:

Дополните ряд: химическая связь…….. – кристаллическая решетка……..

Проверить:

химическая связь - ковалентная неполярная – кристаллическая решетка – молекулярная и атомная

Элементы – неметаллы способны к аллотропии - способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ, а эти простые вещества называются аллотропными видоизменениями или модификациями.

Обратить внимание! Типичные неметаллы – ФТОР и КИСЛОРОД. - student2.ru Причины аллотропии:

Обратить внимание! Типичные неметаллы – ФТОР и КИСЛОРОД. - student2.ru

Образование молекул с разным Образование различных

числом атомов (кислород O2, озон O3) кристаллических форм (алмаз, графит),

разное строение кристаллических решёток

Р4 – белый фосфор – молекулярная К.Р.,

Р – красный фосфор – атомная К.Р.

К общим физическим свойствам неметаллов можно отнести лишь отсутствие металлической проводимости, плохую тепло- и электропроводность. По агрегатному состоянию они могут быть твердыми – сера, фосфор, йод; жидкими – бром; газообразными – водород, кислород, азот, хлор и другие. У неметаллов разнообразный спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода.

Температуры плавления у графита – 3800, у азота - -210 градусов.

Химические свойства простых веществ — неметаллов:

1. Взаимодействие с металлами. Запишите уравнение реакции взаимодействия: 1 ряд -кислорода с алюминием; 2 ряд – хлора с магнием; азота с кальцием. Рассмотрите данный процесс с точки зрения окисления и восстановления. Укажите восстановитель и окислитель. Сделайте вывод о проявляемых свойствах неметаллов.

2. Взаимодействие с водородом. Запишите уравнение реакции взаимодействия водорода с: 1 ряд - кислородом; 2 ряд – хлором; азотом. Рассмотрите данный процесс с точки зрения окисления и восстановления. Укажите, какую роль в этих процессах играет водород?

Кремний, бор, фосфор, германий, мышьяк, а также благородные газы с водородом не реагируют.

Задание: Осуществите превращения: S →SO2 →SO3 →H2SO4 →CaSO4

Проверочная работа

Вариант 1

Составьте электронную конфигурацию атома кремния, укажите минимальную и максимальную степени окисления, запишите формулу высшего оксида и летучего водородного соединения.

Вариант 2

Составьте электронную конфигурацию атома серы, укажите минимальную и максимальную степени окисления, запишите формулу высшего оксида и летучего водородного соединения.

Домашнее задание: Творческое задание:

Перевести стихотворение на язык химии и записать уравнения соответствующих реакций (для реакций ионного обмена составить полные и сокра­щенные ионные уравнения).

Бросим мы в костер бревно

И получим вещество.

В кислороде он горит —

Получается оксид.

А затем оксид другой,

Догадайтесь вот, какой?

Есть он в воздухе и в нас.

В лимонаде тот же газ.

Ну, а если мы прибавим

Гидроксида натрия,

То получим очень скоро

Соль такую знатную.

Станет пышным с ней пирог,

И подумать кто бы мог!

Разлагаем эту соль

Мы при нагревании.

В результате получаем

Соль с другим названием.

Сыпем кальция хлорид,

Видим изменения,

Белый порошок возник –

Признак без сомнения.

Растворяем в кислоте,

Видим пузырьки на дне,

Газ какой-то или что же,

Кто ответит верно мне?

Смело пишем на доске

Чудо превращения.

Классы нам веществ нужны –

Все без исключения.

Наши рекомендации