Обратить внимание! Типичные неметаллы – ФТОР и КИСЛОРОД.
Проверить:
а) Неметаллы находятся в главных подгруппах (А) IV-VIII групп (благородные газы - гелий, неон, аргон, ксенон, радон; галогены - фтор, хлор, бром, йод; кислород, сера, селен; азот, фосфор, мышьяк; углерод, кремний, германий; бор; водород).
б) На внешнем уровне 4-8 электронов, небольшие атомные радиусы.
III A | IV A | V A | VI A | VII A | VIII A | ||||||||||||||||||
B 1s22s22p1 2p1 | C 1s22s22p2 2p2 | N 1s22s22p3 2p3 | O 1s22s22p4 2p4 | F 1s22s22p5 2p5 | Ne 1s22s22p6 2p6 | ||||||||||||||||||
2s2 | ↑ | 2s2 | ↑ | ↑ | 2s2 | ↑ | ↑ | ↑ | 2s2 | ↑↓ | ↑ | ↑ | 2s2 | ↑↓ | ↑↓ | ↑ | 2s2 | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | |||
↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ||||||||||||||||||
в) в химических реакциях проявляют окислительные и восстановительные свойства. ФТОР – только окислитель.
Задание: Дать характеристику элементов-неметаллов: 1 ряд – кислород, 2 ряд – хлор, 3 ряд – азот.
Проверить:
1 ряд
O – порядковый номер 8; заряд ядра - +8; схема строения атома 2e-, 6e-; электронная конфигурация 1s22s22p4; p+ = 8; n0 = 16-8=8; высший оксид - нет, летучее водородное соединение – H2O.
2 ряд
Cl – порядковый номер 17; заряд ядра - +17; схема строения атома 2e-, 8e-, 7e-; электронная конфигурация 1s22s22p63s23p5; p+ = 17; n0 = 35-17=18; высший оксид – Cl2O7 , летучее водородное соединение - HCl.
3 ряд
N – порядковый номер 7; заряд ядра - +7; схема строения атома 2e-, 5e-; электронная конфигурация 1s22s22p3; p+ = 7; n0 = 14-7=7; высший оксид – N2O5, летучее водородное соединение – H3N.
Общие свойства неметаллов – простых веществ:
Дополните ряд: химическая связь…….. – кристаллическая решетка……..
Проверить:
химическая связь - ковалентная неполярная – кристаллическая решетка – молекулярная и атомная
Элементы – неметаллы способны к аллотропии - способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ, а эти простые вещества называются аллотропными видоизменениями или модификациями.
Причины аллотропии:
Образование молекул с разным Образование различных
числом атомов (кислород O2, озон O3) кристаллических форм (алмаз, графит),
разное строение кристаллических решёток
Р4 – белый фосфор – молекулярная К.Р.,
Р – красный фосфор – атомная К.Р.
К общим физическим свойствам неметаллов можно отнести лишь отсутствие металлической проводимости, плохую тепло- и электропроводность. По агрегатному состоянию они могут быть твердыми – сера, фосфор, йод; жидкими – бром; газообразными – водород, кислород, азот, хлор и другие. У неметаллов разнообразный спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода.
Температуры плавления у графита – 3800, у азота - -210 градусов.
Химические свойства простых веществ — неметаллов:
1. Взаимодействие с металлами. Запишите уравнение реакции взаимодействия: 1 ряд -кислорода с алюминием; 2 ряд – хлора с магнием; азота с кальцием. Рассмотрите данный процесс с точки зрения окисления и восстановления. Укажите восстановитель и окислитель. Сделайте вывод о проявляемых свойствах неметаллов.
2. Взаимодействие с водородом. Запишите уравнение реакции взаимодействия водорода с: 1 ряд - кислородом; 2 ряд – хлором; азотом. Рассмотрите данный процесс с точки зрения окисления и восстановления. Укажите, какую роль в этих процессах играет водород?
Кремний, бор, фосфор, германий, мышьяк, а также благородные газы с водородом не реагируют.
Задание: Осуществите превращения: S →SO2 →SO3 →H2SO4 →CaSO4
Проверочная работа
Вариант 1
Составьте электронную конфигурацию атома кремния, укажите минимальную и максимальную степени окисления, запишите формулу высшего оксида и летучего водородного соединения.
Вариант 2
Составьте электронную конфигурацию атома серы, укажите минимальную и максимальную степени окисления, запишите формулу высшего оксида и летучего водородного соединения.
Домашнее задание: Творческое задание:
Перевести стихотворение на язык химии и записать уравнения соответствующих реакций (для реакций ионного обмена составить полные и сокращенные ионные уравнения).
Бросим мы в костер бревно
И получим вещество.
В кислороде он горит —
Получается оксид.
А затем оксид другой,
Догадайтесь вот, какой?
Есть он в воздухе и в нас.
В лимонаде тот же газ.
Ну, а если мы прибавим
Гидроксида натрия,
То получим очень скоро
Соль такую знатную.
Станет пышным с ней пирог,
И подумать кто бы мог!
Разлагаем эту соль
Мы при нагревании.
В результате получаем
Соль с другим названием.
Сыпем кальция хлорид,
Видим изменения,
Белый порошок возник –
Признак без сомнения.
Растворяем в кислоте,
Видим пузырьки на дне,
Газ какой-то или что же,
Кто ответит верно мне?
Смело пишем на доске
Чудо превращения.
Классы нам веществ нужны –
Все без исключения.