Материалы для текущего и промежуточного контроля.
Примерные задания проверочных работ
Это тестовые задания и письменные работы по вопросам семинара.
Тест 1 .
1.Выберите все возможные положения, которые образуют структуру естественно - научной культуры: ___________________________________
а) совокупный исторический объем знаний о природе и обществе;
б) совокупный исторический объем знаний философии, религоведения, этики;
в) объем знаний о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;
г) системообразующие ценности знаний о свободе, добре, идеалах красоты и др..
2.Продолжите. Методы эмпирического познания – это…____________
3. Выберите правильный ответ.
Детализация научных проблем изучения действительности это …_________
а) интеграция б) дифференциация
4. Выберите из перечисленных понятий основные виды материи ________
а) вещество б) объективность в) поле г) время
5.Выберите правильный ответ
Пространство и время это …____________________
а) самостоятельные субстанции;
б) форма существования единственной субстанции – материи.
6.Из предложенных видов взаимодействий укажите основное в образовании ядер и молекул ______________
а) сильное; б) электромагнитное; в) слабое; г) гравитационное.
7.Из перечисленных систем укажите равновесную систему, это…________
а) одноклеточный организм; б) раствор аммиака; в) алмаз
8.Выберите один правильный ответ.
Язык химии это…________________.
а) химический элемент; б) форма мышления;
в) химический закон; г) молекула.
9.Заполните пропуски, используя предложенные варианты.
Структурные уровни организации материи.
Молекулярно-генетический - клеточный - ____________________ - популяционно-видовой - _____________________
а) экосистемный; б) популяционный; в) организменный; г) биосферный.
10.Возникновение жизни по теории креационизма означает, что жизнь…___________
а) существовала всегда;
б) возникала неоднократно из неживого вещества;
в) занесена из космоса;
г) создана сверхестественным существом в определенное время;
д) появилась в результате биохимических процессов.
11. Выберите правильный ответ.
Дальнодействие это….._______________
а) представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на любое расстояние без каких-либо посредствующих звеньев;
б) передача взаимодействия от тела к телу, от точки к точке с конечной скоростью, не превышающей скорость света в вакууме.
12.Дайте определение термина «Концепции» - это
13.Выберите все варианты правильных, на ваш взгляд, ответов на вопрос.
В чем состоит основное противоречие феноменов здоровья и болезни? _____________
а) могут существовать в одном индивидууме;
б) сам организм (например, нервная система) может быть организатором патологических процессов;
в) организация патологического процесса – это адаптация в экстремальных условиях среды
14. Укажите правильный вариант
Сознание это…._________________.
а) способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информации.
б) исторически сложившаяся форма общения
в) высшая форма отражения человеком окружающего мира – знание, которое может быть передано другим людям в форме слов, символов и др.
15. Известно, что детерминация – это причинная обусловленность явления или процесса.
Отметьте детерминанты сознания человека ________________
а) природа и общество
б) атмосфера
в) мутации.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Вопросы к зачету
1. Цель и задачи К.С.Е.. Понятие планетарного социума
2. Структура культуры: естественно - научная и гуманитарная культура, их сходство и различие. Наука, ее признаки и место в культуре.
3. Методы получения знаний (всеобщие, общенаучные, эмпирические, теоретические) и методология их изложения в учебной дисциплине К.С.Е.
4. Модели развития науки, классификация, характеристика на примере современного научного знания.
5. Системно-структурный и информационный подход к изложению материала и решению проблем.
6. Процесс научного познания. Абсолютная и относительная истина, определение, примеры.
7. Общая характеристика естествознания: цель, задачи, предмет, систематика, тенденции развития.
8. Формы научного знания: научный факт, гипотеза, закономерность, закон, теория, концепция, научная картина мира. Определение, примеры.
9. Эволюция звезд. Гипотезы эволюции Солнца и его системы.
10. Планета Земля. Строение, характеристика сфер, направление их развития.
11. Геологическая шкала времени. Концепция нептунизма, катастрофизма, мобилизма, современного глобального эволюционизма.
12. Физическая картина мира: виды материи и ее свойства, способ и формы существования материи в механистической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картине мира.
13. Дать определение и привести примеры принципов: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности, дополнительности, симметрии и асимметрии.
14. Привести иерархию в микро-, макро-, и мегамире. Дать характеристику уровней иерархии.
15. Физическое взаимодействие: общая характеристика, виды.
16. Реляционная концепция пространства и времени. Основные положения специальной и общей теории относительности.
17. Биологический, социальный и психологический пространственно – временной континуум.
18. Концепции химии, эволюция предмета химического знания : состав вещества, структурная химия, химический процесс и эволюционная химия. Энергия химических процессов, закон сохранения массы, закон сохранения энергии. Катализ. Энтальпия, энтропия, определение, примеры. Современная химия, приоритетные направления. Химические предприятия в Архангельской области.
19. Основные периоды в развитии математики: зарождения, постоянных величин, переменных величин, переменных отношений. Роль математического языка в науке.
20. Синергетика как наука, ее предмет и методы познания, связь с самоорганизацией каких-либо систем.
21. Современные гипотезы происхождения жизни. Открытые и закрытые системы. Флуктуация, бифуркация, диссипация, устойчивое состояние, энтропия, их роль в организации и развитии организма человека.
22. Биологическое сходство и различие человека и высших животных. Биогенетический закон Геккеля. Этапы биологической эволюции.
23. Микроэволюция, макроэволюция, синтетическая теория эволюции, основные положения. Антидарвинизм. Структурные уровни организации живой материи, их характеристика.
24. Учение о биосфере. Структура, функции. Ноогенез. Географическая среда. Человек и космос. Концепция А.Л.Чижевского. Цикличность в жизни и эволюции человека.
25. Экология, структура, цели, задачи. Экологическая ниша, экологическое равновесие. Аутэкология, синэкология, динамика популяций, экология человека. Экология 21-го века. Закономерности развития экологических систем. Современные экологические проблемы.
26. Человек. Основные концепции строения и функции систем человека: нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, иммунной, эндокринной. Основные концепции современной физиологии.
27. Определение здоровья, нормы реакции, болезни. Тенденции наследственности, причины. Работоспособность, здоровье и старение россиян, северян.
28. Биоэтика, определение, причины возникновения, цели и задачи. Евгеника.
29. Генетика как наука, ее предмет и основные проблемы. Ген, структура и роль в воспроизводстве и развитии живых организмов.
30. Бессознательное и сознательное в человеке по З.Фрейду и Э.Фромму. Человек: индивид и личность. Иерархия потребностей человека по А.Маслоу. Иерархия в сообществах высших животных по Дж. Гуддолу.
31. Теория эмоций.