К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2
Тема: «Цитология. Определение клетки. Общий план строения. Плазмалемма: строение, химический состав, функции. Виды межклеточных соединений. Ядро: функции, строение, химический состав. Органеллы цитоплазмы: понятие, классификация, морфофункциональная характеристика».
Утверждена на кафедральном заседании |
№ протокола ………….. |
«___» _____________2007 г. |
Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии |
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава |
д.м.н., Н.Н. Медведева………………………. |
Составитель: к.м.н., ст. преподаватель Е.А. Хапилина |
Красноярск
1. Тема занятия: Цитология. Определение клетки. Общий план строения. Плазмолемма: строение, химический состав, функции. Виды межклеточных соединений. Ядро: функции, строение, химический состав. Органеллы цитоплазмы: понятие, классификация, морфофункциональная характеристика.
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы:
Цитология – наука о клетке. Клетки и образующиеся в результате их жизнедеятельности неклеточные структуры являются основой строения и функционирования организма. Внутренние и внешние факторы (гормоны, лекарственные препараты и др.) могут вызывать изменения структуры и функции клеток, что в свою очередь влечет за собой возникновение морфофункциональных изменений в органах и системах. Изучение микроскопического строения клеток, взятых при жизни (биопсия) или от трупа (аутопсия) помогает врачу уточнить диагноз. В связи с этим будущему врачу необходимы знания морфологической и цитохимической характеристики клеток и неклеточного вещества.
4. Цели обучения:
4.1 Общая цель:Познакомиться с разделом общей гистологии – цитологией. Дать определение клетки. Изучить общий план строения клетки, подробно изучить строение, химический состав, функции плазмолеммы, ядра, цитоплазмы, органелл общего значения.
4.2 Учебная цель:
1. Иметь представление о содержании раздела общей гистологии – цитологии.
2.Знать строение, химический состав и значение клетки, плазмолеммы, ядра, цитоплазмы, органелл общего значения.
3.Уметь находить на гистологических препаратах клетку, идентифицировать структуры ядра, плазмолемму, цитоплазму, распознавать структуры расположенные на свободной и контактирующей клеточной поверхности – микроворсинки, реснички, межклеточные контакты.
4.3 Психолого-педагогическая цель: При изучении данной темы необходимо объяснять студентам, что нездоровый образ жизни, вредные привычки губительно действуют на организм и, прежде всего на гибель клеток. Многие факторы (алкоголь, никотин, наркотики) вызывают мутации в наследственном материале клеток. Воспитывать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал.
5. Место проведения практического занятия: учебная комната.
6. Оснащение занятия:таблицы, схемы, микроскопы, препарат № 2, компьютерная версия атласов.
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин) | Цель этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | 3 мин. | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся. |
2. | Формулировка темы и цели | 10 мин. | Преподавателем объявляется тема, ее актуальность и цели занятия |
3. | Определение исходного уровня знаний | 15 мин. | Разбор основных вопросов темы занятия по ответам на контрольные вопросы или через тестирование. Оснащение: 1. Контрольные вопросы 2. Тесты 3. Таблицы 4. Схемы 5. Компьютер |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | 30 мин. | 1.Устное собеседование, в процессе которого разбираются наиболее важные и сложные вопросы по теме. 2.Инструктаж обучающихся по выполнению самостоятельной работы. |
5. | Самостоятельная работа: 1) микроскопия гистологических препаратов; 2) зарисовка их в альбом. | 70 мин. | 1. Микроскопия препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение темы занятия с использованием электронного гистологического атласа и обучающих компьютерных программ. Оснащение: 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Компьютер 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши |
6. | Определение конечного уровня знаний | 20 мин. | Закрепление изученного материала при решении ситуационных задач или с использованием компьютерных контролирующих программ. |
7. | Подведение итогов и задание на дом | 7 мин. | 1. Коррекция рисунков; 2. Подписывание рисунков; 3. Оглашение оценок; 4. Задание на дом. |
Всего: | 155 мин. |
Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).
8. Аннотация:
Из общей биологии студенты уже знают, что большинство клеток характеризуется дифференцировкой на ядро, цитоплазму, цитолемму. Им известно, что цитоплазма представляет собой гетерогенную структуру, состоящую из гиалоплазмы, органелл и включений. Логично излагать материал со строения универсальной клеточной мембраны. Можно предложить студенту нарисовать на доске обобщенную схему химического строения мембраны. При этом необходимо вводить термин «гидрофильный» и «гидрофобный» полюса молекул липидов, интегральные, полуинтегральные и надмембранные белки. Дать понятие «гликокаликс». Здесь же указать студентам, что «индивидуальность» каждого участка мембран клетки определятся особенностями их белкового состава.
Далее необходимо подчеркнуть роль мембран в функционировании клетки. Рассматривается вопрос о поступлении веществ в клетку и из клетки. При изучении органелл преподаватель должен подчеркнуть, что это постоянная структура клетки, выполняющая определенные функции. Необходимо указать на классификацию органелл:
1. Органеллы общего значения и органеллы специального значения.
2. Органеллы мембранного строения и немембранного (гранулярного и фибриллярного).
При изучении отдельных органелл преподаватель обязан во всех случаях соотносить светооптическую характеристику органоида с его электрономикроскопической картиной.
Далее можно перейти к характеристике ядра. В световой микроскоп студенты могут ознакомиться с морфологическими структурами ядра в состоянии интерфазы: хроматином, ядрышком, кариоплазмой, кариолеммой (ядерной оболочкой).
Представляется целесообразным уделить внимание химическому составу хроматина и кариоплазмы, подчеркнув наличие в их составе большого количества белков в комплексе с нуклеиновыми кислотами.
Анализируя морфологию хроматина, необходимо уяснить, что его количество, расположение и окрашиваемость часто специфичны для клеток той или иной ткани. Необходимо ввести понятие об эу- и гетерохроматине, с которым следует связывать представление о степени матричной активности генома. Особо следует подчеркнуть химическое единство хроматина и хромосом. Важно, чтобы студенты уяснили, что хроматин – это деспирализованные хромосомы в интерфазном ядре.
Далее следует обратить внимание на структурную организацию ядерной оболочки, ее значение в процессах обмена веществ в ядре и цитоплазме. Указать значимость ядрышка.
После характеристики компонентов ядра необходимо вспомнить стадии митоза и мейоза. Указать отличия.
Затем преподаватель переходит к характеристике типов клеточных соединений.
Далее преподаватель переходит к характеристике компонентов цитоплазмы, рассматривает строение органелл и гиалоплазмы.
После определения исходного уровня знаний необходимо посмотреть препарат: клетки печени (окраска: Г.-Э.) и зарисовать, используя карту ООД.
9. Вопросы для самоподготовки(приложение №1)
10.Тестовые задания по теме (приложение №2)
11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)
Рекомендации по УИРС
Темы рефератов:
1. Химический состав и функция биологических мембран различного типа.
2. Рецепторные белки мембран и процессы переноса веществ через плазмолемму.
3. Функциональное значение клеточных соединений различного типа. Строение щелевых контактов и их роль в межклеточном взаимодействии.
4. Процесс синтеза белка в клетке, морфология и цитохимия этого процесса, в частности механизм прохождения белков сквозь мембрану в полость цистерн эндоплазматической сети железистых клеток.
5. Строение и функции митохондрий, их морфологические особенности в клетках различных типов.
6. Строение и роль лизосом в различных клетках в условиях нормы и патологии.
Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.
13. Перечень практических умений:
(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).
14. Список литературы:
Основная литература:
1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.
Дополнительная литература:
1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.
Методические пособия, рекомендации:
1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.
2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.
3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.
4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.
5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.
Приложение №1
Вопросы для самоподготовки
1. Перечислить основные составные части клетки.
2. Какие формы клеток свойственны животному организму.
3. Состав цитолеммы и выполняемая функция.
4. Органеллы общего значения.
5. Какие органоиды мембранного типа, какие – немембранного?
6. Эндоплазматическая сеть: а) гранулярная, б) агранулярная: строение, функция.
7. Пластинчатый комплекс
8. Лизосомы, функция.
9. Строение и функция митохондрий.
10. Строение и функции пероксисомы.
11. Мембранные специальные органоиды, функция
12. Немембранные общие органоиды, функция
13. Немембранные специальные органоиды, функция
14. Что такое гиалоплазма?
15. Ядро клетки, строение, функция.
16. Какие компоненты клетки (ядро и цитоплазма) окрашиваются кислыми и основными красителями?
17. Какие структуры (производные плазмолеммы) могут находиться на свободной поверхности клеток?
18. Какие органоиды участвуют в синтезе липидов и углеводов?
19. О какой функции клетки свидетельствует обилие фиксированных и свободных рибосом?
20. Присутствием каких органоидов обусловлена базофилия цитоплазмы?
21. Что общего в строении клеточного центра, ресничек, жгутиков?
22. Какую функцию выполняют микротрубочки?
23. Какие органоиды выполняют защитную функцию?
24. Назовите последовательные стадии изменений лизосомы при фагоцитозе.
25. Чем отличается фаголизосома от аутосомы?
26. Чем отличаются биологические мембраны разных органоидов?
27. Чем отличается плазмолемма от мембраны органоидов?
28. акие органоиды увеличивают площадь всасывающей поверхности клеток?
29. новорожденных и в период раннего детства цитоплазма клеток обладает базофилией. С чем это связано?
30. Какие органоиды хорошо развиты в молодых растущих клетках?
31. Какие существуют виды межклеточных соединений?
32. Каково функциональное значение нексусов?
33. Виды механических прочных соединений.
34. Функциональное значение синапсов?
35. Какие виды соединений клеток преобладают у новорожденных?
36. Перечислить компоненты синапса.