Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Общая и неорганическая химия
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240134 Переработка нефти и газа.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям.
2.1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин и модулей профессионального цикла.
2.1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
· давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе;
· использовать лабораторную посуду и оборудование;
· находить молекулярную формулу вещества;
· применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;
· применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;
· проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
· составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;
· составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
· гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);
· диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;
· классификацию химических реакций и закономерности их проведения;
· обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
· общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;
· окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
· основные понятия и законы химии;
· основы электрохимии;
- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, закономерности изменения химических свойств
· элементов и их соединений по периодам и группам;
· тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;
· типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная);
· формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;
· характерные химические свойства неорганических веществ различных классов;
2.1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Общая и неорганическая химия
максимальной учебной нагрузки студента 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
лабораторно-практические занятия 20 часов
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
самоподготовка (самостоятельное изучение тем учебников, учебных пособий) | |
решение задач | |
составление уравнений реакций, отражающих генетическую связь между классами органических соединений | |
оформление отчётов по результатам лабораторных работ и подготовка к их защите | |
Итоговая промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ___Общая и неорганическая химия_______
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Общая химия | |||
Тема 1.1. Основные химические понятия и законы | Сущность атомно-молекулярного учения. Представления о строении вещества. Химические элементы. Атомы, молекулы, ионы. Валентность атомов химических элементов. Химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Расчёты по химическим уравнениям. Состав, названия и характерные свойства оксидов, оснований, кислот, солей. | ||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 1.1. Генетическая связь между классами неорганических соединений | |||
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов | Строение атома. Заряд ядра, порядковый номер и масса атома. Расположение электронов в атомах по энергетическим уровням. Главное квантовое число. Понятие о s-; p-;d-; f-электронных облаках. Современная формулировка периодического закона. Периодическая система химических элементов в свете теории строения атома. Распределение электронов в атомах первых четырёх периодов. Валентные электроны. Представление о s-; p-;d-; f-элементах. Значение периодического закона для понимания научной картины мира. | ||
Практическое занятие 1.Составление схем электронного строения атомов, определение положения элемента в периодической системе (период, группа), его характера, свойств. | |||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 1.2. Оформление отчёта | |||
Тема 1.3. Химическая связь. Строение вещества. | Условия образования химической связи. Атомная (ковалентная) связь, способы её образования. Длина и энергия связи. Понятие электроотрицательности химических элементов. Неполярная и полярная атомная связь. Образование частичных зарядов на атомах. Ионная связь, её образование. Заряды ионов. Понятие степени окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллическая решётка веществ с различным типом химической связи, зависимость свойств веществ от типа решётки. | ||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 1.3. | |||
Тема 1.4. Химическая кинетика и химическое равновесие. | Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакций. Тепловой эффект химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условие его смещения. | ||
Лабораторная работа 1Изучение факторов, влияющих на химическое равновесие | |||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 1.4. |
Тема 1.5. Химические реакции в водных растворах. Электролитическая диссоциация. | Механизмы растворения в воде веществ с ионной и полярной атомной связью. Тепловые явления при растворении. Электролитическая диссоциация как обратимый процесс. Степень диссоциации, сильные и слабые электролиты. Диссоциации кислот, щелочей, солей. Свойства ионов. Реакции ионного обмена в водных растворах, условия их необратимости. | |||
Гидролиз солей. | ||||
Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации веществ в окислительно-восстановительных процессах. Реакции, идущие без изменения и с изменением степеней окисления химических элементов. | ||||
Электролиз растворов и расплавов солей. | ||||
Лабораторная работа 2Реакции обмена в водных растворах электролитов. | ||||
Практическое занятие 2Составление уравнений реакций обмена в молекулярной и ионной формах. | ||||
Практическое занятие 3Расстановка коэффициентов в схемах окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса. | ||||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 1.5. Способы получения кислых и основных солей, их номенклатура, диссоциация, перевод в средние соли. Оформление отчёта | ||||
Раздел 2. Неорганическая химия | ||||
Тема 2.1. Металлы | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлы - простые вещества с металлическим типом связи, их общие физические свойства. Характерные химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов, понятие о твёрдых растворах и интерметаллических соединениях. | |||
Краткая характеристика металлов главных подгрупп первой и второй группы, их химические свойства. Оксиды и гидроксиды металлов, их свойства. Временная и постоянная жёсткость воды, способы её устранения. Общая характеристика металлов главной подгруппы третьей группы. Алюминий, его химические свойства. Оксид и гидроксид алюминия, их амфотерность. Применение алюминия и его сплавов в современной технике. Получение алюминия в промышленности. | ||||
Медь, хром, марганец, железо и другие представители металлов побочных подгрупп. Особенности строения атомов, химические свойства. Оксиды, гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента. Важнейшие соли металлов. Применение металлов, их сплавов и химических соединений. | ||||
Химическая и электрохимическая коррозия. Коррозия металлов - причина и следствие загрязнения окружающей среды. Защита металлов. | ||||
Лабораторная работа 3Свойства металлов главных подгрупп и их соединений. | ||||
Лабораторная работа 4Свойства соединений металлов побочных подгрупп. | ||||
Практическое занятие 4Решение расчётных задач по уравнениям реакций | ||||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 2.1. Промышленное получение чугуна и стали. Оформление отчёта | ||||
Тема 2.2. Неметаллы | Общая характеристика злементов седьмой группы главной подгруппы. Получение галогенов, их свойства. Галогеноводороды, галогеноводородные кислоты и их соли. Кислородсодержащие соединения галогенов. Применение галогенов и их соединений. Применение галогенов и их соединений. | |||
Общая характеристика злементов шестой группы главной подгруппы. Сера в природе. Получение серы. Свойства серы и её соединений. | ||||
Общая характеристика злементов пятой группы главной подгруппы. Азот, аммиак, кослородсодержащие соединения азота. Азотная кислота и её соли. Получение и свойства фосфора. Соединения фосфора с водородом. Кислородсодержащие соединения фосфора. | ||||
Практическое занятие 5Генетичесчкая связь между классами неорганических соединений | ||||
Практическое занятие 6Решение расчётных задач | ||||
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 2.2. Оформление отчёта. | ||||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).