Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБРАЗЦАМИ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ НЕМЕТАЛЛОВ
Химия I курс
№ урока | Тема урока, рассматриваемые вопросы | Домашнее задание по учебнику «Химия»,10 класс, Попель П.П. | Группа |
Найважливіші класи неорганічних сполук. | http://zno.academia.in.ua/mod/book/tool/print/index.php?id=1403 Виконати впр. 5,6 с.12 | 1-А 1-В 1-Д | |
Перiодичний закон і періодична система хімічних елементів Д. І. Менделєєва. Будова атома і види хімічного зв’язку. | §1 Побудувати електронні формули елементів малих періодів. | 1-А 1-В 1-Д | |
Місце неметалічних елементів у періодичній системі, особливості будови атомів. Фізичні властивості неметалів. | §1,2 Виконати лабораторну роботу «Ознайомлення зі зразками простих речовин неметалів.» Дивись додаток 3. | 1-А 1-В 1-Д | |
Алотропія. Значення озонового шару для життя організмів на Землі. Поширеність неметалічних елементів у природі. | §2 Підготувати доповідь про одну модифікацію любої простої речовини | 1-А 1-В 1-Д | |
5,6 | Загальні хімічні властивості неметалів: взаємодія з киснем, воднем , металами. | § 3, с. 17 – 19 Впр. 15,16 с.20 | 1-А 1-В 1-Д |
Соединения неметаллических элементов с Гидрогеном. 1.Гидроген хлорид. 2.Хлоридная кислота: свойства, применение, получение в лаборатории. 3.Хлориды. 4.Качественная реакция на хлорид-ион. | § 4, упр.№ 35, 36, 37 стр. 37 Выполнить лабораторную работу «Качественная реакция на хлорид-ион» https://www.youtube.com/watch Оформление работы смотри в приложении. https://www.youtube.com/watch?v=K6ef0XljIQQ | 1-А 1-В 1-Д | |
Аммониак. 1.Свойства аммониака, применение. 2.Полчение аммониака в лаборатории и общая схема получения в промышленности | § 5, упр.№ 46, 47, 48, 49 стр. 46 - 47 https://www.youtube.com/watch?v=CQayJsDN_Ag | 1-Д 1-В 1-А | |
Соли аммония. 1.Качественная реакция на ион аммония. | Выполнить лабораторную работу «Обнаружение ионов аммония в растворе» https://www.youtube.com/watch Оформление работы смотри в приложении. § 6, упр.№ 53, 54, 55 стр. 50 | 1-Д 1-В 1-А | |
Порівняння властивостей гідрогенхлориду та аммоніаку. | Заповнити таблицю дивись Додаток 2. | 1-А 1-Д 1-В | |
Оксиды неметаллических элементов. 1.Кислотный характер оксидов и гидроксидов. 2.Кислотные дожди. 3.Взаимодействие карбон (IV) оксида с раствором кальций гидроксида. | § 8, упр.№ 71, 73 стр. 68 | 1-А 1-Д 1-В | |
Практическая работа № 1. Получение карбон (IV)оксида. Взаимопревращение карбонатов и гидрогенкарбонатов. | Выполнить практическую работу. https://www.youtube.com/watch Оформление работы смотри в приложении. | 1-А 1-Д 1-В |
Приложение
Лабораторный опыт № 2 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРИД-ИОНОВ В РАСТВОРЕ
Цель: научиться практически выявлять хлорид-ионы в растворе.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: хлоридная кислота (НС1), растворы натрий хлорида (NaCl) и аргентум нитрата (AgN03)
Выполнение работы
В первую пробирку налейте 0,5 мл хлоридной кислоты (НС1), во вторую — 0,5 мл раствора натрий хлорида (NaCl). В каждую пробирку долейте по 2—3 капли раствора аргентум нитрата (AgN0?). Напишите, что наблюдаете.
Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
В выводе объясните результаты опыта.
Лабораторный опыт № 3
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИОНОВ АММОНИЯ В РАСТВОРЕ
Цель: научиться практически выявлять ионы аммония в растворе.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, горелка, спички, пробиркодержатель, сухое горючее, влажный комок ваты.
Реактивы: растворы аммоний сульфата (NН4)2S04 и натрий гидроксида NaОН.
Выполнение работы
В пробирку налейте 0,5 мл раствора аммоний сульфата(NН4)2S04 затем долейте 0,5 мл раствора натрий гидроксида (NaОН). Осторожно понюхайте смесь растворов. Если запаха нет, закрепите пробирку в пробиркодержателе и немного подогрейте смесь. И снова осторожно понюхайте ее, после чего закройте отверстие пробирки влажным комочком ваты.
Напишите, что наблюдаете.
Составьте уравнения реакции в молекулярной и ионной формах.
В выводе объясните результаты опыта.
Практическая работа № 1
Тема: ПОЛУЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА. ВЗАИМОПРЕВРАЩЕНИЯ КАРБОНАТОВ
И ГИДРОГЕНКАРБОИАТОВ
Цель:
Оборудование: пробирки, газоотводная трубка, штатив для пробирок, пробиркодержатель или лабораторный штатив.
Реактивы: хлоридная кислота (НС1). известковая вода [Са(ОН)2], кусочки мела или мрамора.
Выполнение работы
Опыт № 1
Соберите прибор для получения газов (рис. 1).
Для получения ССЬ в пробирку 1 опустите 3-4 кусочка мела или мрамора и долейте 1 мл разбавленной хлоридной кислоты. Пробирку быстро закройте пробкой 2 с газоотводной трубкой 3.
Закрепите пробирку в штативе (или в пробиркодержателе) и опустите газоотводную трубку в известковую воду в пробирке 4, Запишите, что наблюдаете.
Напишите уравнения реакций в молекулярной форме:
а) получение углекислого газа
б) взаимодействие углекислого газа с известковой водой
В выводе напишите, с помощью каких веществ можно получить углекислый газ в лаборатории. Объясните, почему при пропускании углекислого газа через известковую воду она стала мутной.
Опыт № 2
Продолжайте пропускать газ через известковую воду до тех пор, пока не исчезнет помутнение. Составьте уравнение реакции в молекулярной форме.
В выводе объясните, почему помутнение известковой воды исчезает при дальнейшем пропускании через нее углекислого газа.
Общий вывод. Дайте ответы на вопросы.
1. Каким способом в лаборатории можно получить углекислый газ?
2. Как двумя способами доказать, что из пробирки выделяется именно углекислый газ (С02)?
3. Как можно распознать карбонаты?
4. При каком условии карбонаты могут переходить в гидрогенкарбонаты?
https://issuu.com/fwebsite/docs/popel_kriklja_himija_10_kl_2010 - Учебник по химии
http://testedu.ru/test/ximiya/9-klass/nemetallyi-variant-2.html - самостоятельная работа по теме «Неметаллы»
Контрольная работа по теме «Неметаллы и металлы»
Вариант №1
1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.
2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
Si → P → S → Cl
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?
3.Даны вещества:
MgCl 2, Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO 3 H2SО4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNО3 FeO SiO2 CaO
Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот.
г) солей.
4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:
AgCl ← MgCL2 → Mg → MgO → MgSO4 → Mg(OH)2
5. Какова масса и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии 2,4 г магния с кислородом?
Вариант №2
1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.
2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
C → N → O → F
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?
3. Даны вещества:
MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO
Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.
4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:
AgCl ← FeCL2 → Fe → FeO → FeSO4 → Fe(OH)2
5. Какова масса и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии 24 г угля с кислородом?
Додаток 2
Таблиця 1
Властивості сполук | Гідрогенхлорид | Амоніак |
Молекулярна формула | ||
Відносна молекулярна маса | ||
Фізичні властивості | ||
Хімічні властивості: Розчинність у воді Взаємодія з металами Взаємодія з основними оксидами Взаємодія з основами Взаємодія з солями Взаємодія з кислотами Реакція горіння Каталітичне окиснення Добувння: в лабораторії у промисловості | HCl « Zn + HCl → Fe + HCl → СaO + HCl → Al2O3 + HCl → NaOH + HCl → Al(OH)3 + HCl → AgNO3 + HCl → СaСO3 + HCl → NaCl + H2SO4 → H2 + Cl2 → | NH3 + H2O « NH4OH « NH4OH+ FeCl3 → NH3 + HCl → NH3 + H2SO4→ NH3 + O2→ NH3 + O2→ NH4OH+ HCl → N2 + H2 → |
Застовування |
Додаток 3
Лабораторная работа № 1
Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБРАЗЦАМИ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ НЕМЕТАЛЛОВ
Цель: практически ознакомиться со свойствами выданных образцов простых веществ неметаллов.
Оборудование: пинцет, пробирки, штатив для пробирок, ложка для кристаллических веществ, справочник по химии (физике).
Реактивы: вода, образцы простых веществ неметаллов: графит, сера, уголь