От 0 до 1 года: растяжения и вывихи – от большой любви
Опыт – сын ошибок трудных
Маленькому Мартину нет и четырех лет, а он уже чемпион по числу приключений. В год и два месяца с ним случилось первое глобальное происшествие: на мальчика упала газовая плита. Сказать, что для матери это был шок, не сказать ничего. Супруг Екатерины услышал ее крик с улицы.
- До этого случая мы снимали квартиру, и в ней плита была на жесткой сцепке. Сыну нравилось залезать в нее, мы были против, но вместо категоричных протестов объясняли, как все может обернуться. Потом переехали в другую квартиру, в которой плита оказалась на гибкой сцепке. Пока мы зашли в комнату, сын бросился на кухню, и вдруг услышала звук падения чего-то большого: "ба-бах!". Плита полностью накрыла ребенка и ударила по крестцу. Я понимала, что из-за такой травмы могут отняться ноги, последствия могли быть какими угодно!
Произошло чудо: ребенок не пострадал и наконец оставил плиту в покое. Но это было только начало. Через месяц в походе гибкая часть каркаса палатки разогнулась и ударила Мартину в глаз. Поездка закончилась отеком сетчатки и срочной госпитализацией. И пошло-поехало: мальчишка падал с детской горки, хватался за горячий кран в бане, высыпал на голову коробку с порошком. Но самое страшное случилось недавно: он попробовал на вкус керосин. По словам Екатерины, ребенок остался один буквально на две минуты, а пакет с керосином был плотно завязан. Но детское любопытство не знает преград. Все повторилось снова: шок – скорая – реанимация. К счастью, обошлось без серьезных последствий.
- У меня очень активный ребенок, которого мы не устрашали с детства никакими "Бабаями" и "злыми дядями", поэтому он бесстрашный и очень любопытный. Ему все интересно. Моя задача объяснить ребенку, что делать и как. Но создать ему идеальных условий я не могу и никогда к этому не стремилась.
"В Беларуси слишком низкий уровень подготовленности к материнству"
Врачи не разделяют позицию матери Мартина и считают, что основная причина детских травм прежде всего в родительской невнимательности. Заведующий ожоговым отделением для детей Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска Игорь Зеленко считает, что в Беларуси слишком низкий уровень подготовленности к материнству.
Одно дело - на словах чувствовать себя матерью, другое - быть настоящей матерью. Материнский труд – это пожертвование ради ребенка своим временем, своим сном, своим образом жизни. Это у нас хромает, нет должной настороженности, боязни последствий.
С ним солидарен и заведующий травматолого-ортопедическим отделением для детей РНПЦ травматологии и ортопедииГеоргий Бродко. Разговор о детском травматизме он начинает с простого жизненного примера.
- Иду зимой по улице и вижу, что дети катаются на санках, на картонках рядом с проезжей частью. Мимо проходят взрослые, первый, второй, третий, хоть бы кто-нибудь остановился. Один я обругал этих детей, и они ушли. А где в это время были родители? Я понимаю – заняты. Кто-то деньги зарабатывает, кто-то пьет. Но если ты отпустил детей, объясни, что делать можно, а что нельзя. Поговори с ребенком. В большинстве детских травм виноваты взрослые.
Зачастую травмы заканчиваются трагично – инвалидностью или даже гибелью. Главный внештатный детский ортопед-травматолог Минздрава Дмитрий Тесаков рассказывает, что ему нередко приходится наблюдать поведение родителей в таких ситуациях. Они плачут, кричат, ругают друг друга, обвиняют медиков и бесконечно сожалеют о случившемся. И чтобы в определенный момент не было мучительно больно, родителям нельзя забывать о профилактике травматизма.
От 0 до 1 года: растяжения и вывихи – от большой любви
Медики классифицируют детские травмы в зависимости от возраста ребенка. В первый год жизни несчастные случаи с малышами происходят нечасто, но и "груднички" порой попадают к травматологам. Прежде всего - от большой любви. Например, когда родители берут малыша за руки и начинают раскачивать, забывая о том, что у детей связочный аппарат еще совсем слаб. Как итог – растяжения и вывихи.
Немало детей выпадает из люлек. К счастью, такие травмы редко заканчиваются тяжелыми последствиями. От переизбытка чувств счастливые "папаши" начинают подбрасывать ребенка вверх, но далеко не все из них обладают навыками жонглирования. Дети могут удариться головой о потолок или люстру, а иногда и проскользнуть из встречающих рук и удариться о землю.
Старший научный сотрудник РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Мухля вспоминает один из самых страшных случаев в его практике.
- В те годы я работал на скорой. Приехал на вызов к девочке 5 месяцев, которая потеряла сознание. Это был старый Новый год, женская половина – мать и бабушка ушли по делам, оставив малышку мужчинам. Отец ребенка, слегка подвыпивший, укачивал ребенка, гуляя по квартире. Одно неосторожное движение – и девочка ударилась височной частью головы об угол трельяжа и получила перелом свода основания черепа. Это было в 8 часов вечера, а в 2 ночи ее не стало. Казалось бы, совершенно на ровном месте…
Игорь Зеленко вспоминает еще один пример родительской безответственности. По его словам, зачастую новорожденные получают ожоги во время купания. Многие родители забывают (или не знают), что нельзя надеяться на ощущения пальцев или ладоней при определении температуры воды. Чтобы проверить температуру, нужно опустить в воду локоть.
Случается, что дети падают на стоящие рядом обогреватели. Если рядом нет родителей, последствия могут быть самыми разными.
Еще несколько напоминаний от медиков:
- нельзя кормить грудного ребенка, лежа в кровати;
- нельзя укладывать его на подушку и укрывать одеялом взрослого (ребенок может завернуться в тяжелое одеяло и задохнуться);
- нельзя выставлять коляски со спящими детьми на незащищенные балконы (брошенный сверху окурок может привести к ожогу);
- нельзя ставить коляску близко к стене зданий (штукатурка, сосульки или тяжелые пласты снега, как правило, падают редко, но метко).