Вопрос: В конце ГПиПП Дамблдор приказывает Северусу Снейпу убить его. В чем разница между этим событием и помощью в самоубийстве?
О: Хороший вопрос. И ответ на него: «Не слишком большая». Как я уже писал в других книгах, один из фирменных приемов Роулинг может быть назван «нарративным заблуждением». В каждой книге мы видим происходящее с точки зрения, находящейся где-то над головой Гарри. Нам кажется, что мы знаем, что происходит, но на самом деле мы понятия не имеем о действиях и планах Дамблдора, Снейпа, Волдеморта или даже Людо Бэгмэна. Соответственно, в конце каждой книги мы обнаруживаем нечто, что ускользало от Гарри, и нас каждый раз сбивает с ног то, как много мы упустили (о том, зачем Роулинг это делает, см. главу 6).
Каков большой сюрприз в ГПиДС? Альбус Дамблдор – величайший волшебник своего времени, де-факто родитель и наставник Гарри на протяжении всех книг – оказывается слишком человечным и, скажем так, не всегда этически безупречным. Когда Гарри узнает от Риты Скитер и чокнутой тетушки Рона некоторые факты из жизни Дамблдора, которыми директор никогда с ним не делился, то понимает, что Дамблдор вообще почти ничего ему не рассказывал, и тут начинается борьба Гарри за веру, которая в значительной степени становится содержанием всей книги (см. главу 17).
Два самых неприятных факта, которые мы узнаем о директоре, касаются Северуса Снейпа. Наиболее драматично то, что Гарри хранили и оберегали вовсе не из любви к нему самому или к памяти его матери, а только для того, чтобы он мог умереть в нужный момент – «как свинья на бойне», по словам Северуса. Как говорит сама Роулинг, в Дамблдоре есть что-то от Макиавелли – склонность к планированию и скрытности, которую его брат Аберфорт заслуженно презирает.
Второе, что мы узнаем: смерть Дамблдора на Астрономической башне была спланирована заранее. Апологеты этого плана приводят довольно интересные аргументы:
• Дамблдор был уже фактически мертв, так что это было не убийство и не помощь в самоубийстве;
• погибнув на башне по собственному желанию, Дамблдор спасает Драко от совершения убийства, Снейпа от нарушения Непреложного обета, а заодно и повышает его статус среди приспешников Волдеморта (т.е. это героическое и благородное самопожертвование с его стороны);
• Снейп должен был убить Дамблдора, чтобы овладеть Старшей палочкой и таким образом обезопасить себя от нападения Темного Лорда (это объясняет, почему план был именно таков, а то, что Драко обезоружил Дамблдора, нарушив тем самым план, возможно, провиденциально);
• как объясняет Дамблдор, быстрая смерть от руки друга избавляет его от возможной ужасной гибели, которую он мог бы претерпеть от рук Вкушающих смерть (в особенности кровожадного Фенрира Сивого).
Все эти аргументы сами по себе вполне убедительны, но с этической точки зрения не выдерживают критики. Дамблдор все еще жив, и каким бы оправданным, героическим, даже подобным Христову не было его самопожертвование, Северус Снейп все равно вынужден именно убить живого невинного человека. Как пишет Марк Ши в журнале First Things, «факт остается фактом – не совершай зла ради добра, которое может от него произойти. Убийство невинного есть зло, как это осознает и сам Снейп. Добить из милосердия – сомнительный поступок не только для магглов. А «я всего лишь выполнял приказ» – слабое оправдание еще со времени 1946 года.
Главный вопрос ГПиДС – как принять факт, что горячо любимый директор, величайший волшебник своего времени, был вовсе не тем человеком, каким казался, и, возможно, был вообще не слишком хорошим человеком. В главе «Кингс-Кросс» Дамблдор со слезами на глазах просит у Гарри прощения именно за те ошибки, которые мы сейчас упомянули, и признает, что уже давно понял: Гарри – лучший человек, нежели он сам.
Почему Гарри оказался лучше? Подсказки стоит искать в сцене сражения с Волдемортом. В главном зале во мраке перед рассветом происходит отнюдь не братская трапеза, но Гарри открыто говорит Волдеморту обо всем, что знает, и призывает его пойти по единственному пути, на котором еще есть надежда спасти его истощенную, разорванную душу от вечной муки, – по пути раскаяния. Волдеморт на это неспособен, но Гарри, тем не менее, обязан призвать его к покаянию, из-за того, что слишком много поставлено на кон и из-за того, что он чувствует необходимость, пусть это и не слишком удачное выражение здесь, любить своего врага. Волдеморт убивает сам себя – и в буквальном, и в переносном смысле, потому что обезоруживающее заклинание Гарри сможет убить Волдеморта только в том случае, если Поттер не ошибся в своих предположениях относительно хозяина Старшей палочки. Однако Волдеморт пренебрегает советом Гарри и нападает с целью убить.
Роулинг показывает, что любовь к врагу и открытое служение правде есть путь победы и над внутренними демонами, и над внешним злом. Интриганство Дамблдора в духе Макиавелли – это то, что мы должны осознать, чтобы понять директора; однако мы вовсе не обязаны приветствовать или оправдывать приказ, из-за которого другому человеку пришлось совершить убийство. Как говорит сам Дамблдор в «Кингс-Кросс»: «Бедный Северус…»