Для лабораторно- практических занятий
ГОсударственный медицинский университет г.семей
Методические рекомендации
ДЛЯ ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Специальность: 5В130100 «Общая медицина»
Дисциплина: Химия
Кафедра: биохимии и химических дисциплин
Курс 1
Темы № 1-18
Составитель:
Ассоциированный профессор (доцент)
кафедры биохимии и химических дисциплин, к.х.н. Болысбекова С.М.
Семей – 2014
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 4 от 03. 11. 2014 г.
Зав.кафедрой биохимии
и химических дисциплин, д.м.н., профессор ________ Тапбергенов С.О.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
1. Тема №1:Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.
2. Цель: Изучить способы выражения состава растворов. Связать тему занятия со значением растворов в жизнедеятельности организмов.
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать:
- Правила работы и меры предосторожности при работе в химической лаборатории;
- Оказание первой помощи при травмах в химической лаборатории;
o Требования к студентам при изучении курса химии, правила оформления лабораторного отчета;
o Назначение простейшего лабораторного оборудования и методика работы с ним: химическая посуда, термометр, нагревательные приборы (спиртовка), ареометры.
o Назначение и методика выполнения химических операций: растворение веществ, нагревание растворов, фильтрование и т.д.
o Основные понятия и законы химии, номенклатура неорганических соединений.
o Эквивалент химического элемента, его зависимость от валентности. Вычисление эквивалента и молярной массы эквивалента сложных веществ: кислот, оснований, солей, оксидов.
- Студент должен уметь:
- Готовить растворы и рассчитывать их концентрацию.
- Вычислять эквивалент и молярную массу эквивалента химических элементов и сложных веществ.
4. Основные вопросы темы:
1. Вводная часть. Техника безопасности в химической лаборатории
2. Химический эквивалент элемента, его молярная масса
3. Эквивалент и молярная масса эквивалента оксида, основания, кислоты, соли
4. Способы выражения состава раствора: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента и титр.
5. Значение растворов в жизнедеятельности организмов.
5. Методы обучения и преподавания:
· Занятие вводное: знакомство с учебной группой и организацией учебной
работы студентов на курсе химии.
· Оценка исходного уровня знаний студентов по химии
· Решение задач и упражнений на тему «Химический эквивалент, его вычисление для кислот, оснований, солей. Вычисление молярной массы эквивалента соединения. Способы выражения состава раствора: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента и титр»
· Выполнение лабораторной работы. Сдача отчета о выполнении лабораторной работы.
Указания к лабораторной работе №1
Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.
Опыт №1. Определение концентрации раствора по его плотности.
Реактивы и оборудование: исследуемый раствор (жидкость), цилиндры, набор ареометров.
В сухой стеклянный цилиндр налить исследуемый раствор на высоту ареометра (100-200мл) и опустить в него ареометр, шкала которого начинается с 1,00. Если при погружении ареометра шкала окажется полностью над жидкостью, то плотность раствора превышает величину шкалы ареометра. Замените ареометр следующим из набора (с большей плотностью) и так поступайте до тех пор, пока уровень жидкости в цилиндре окажется в пределах шкалы ареометра. Если при погружении ареометра шкала окажется полностью под жидкостью, замените ареометр следующим из набора (с плотностью меньше 1,00) и так поступайте до тех пор, пока уровень жидкости окажется в пределах шкалы ареометра. Плотность меньше 1,00 имеют многие органические жидкости и их растворы. Следите за тем, чтобы при измерении ареометр не касался стенок цилиндра. Отметьте по нижнему мениску деление шкалы ареометра, совпадающее с уровнем жидкости в цилиндре. Это и будет плотность раствора. Определение произведите 3 раза.
Используя таблицы, по плотности определите массовую долю (%) растворенного вещества в растворе. Затем проведите вычисление молярной концентрации и титра раствора. Масса растворенного вещества (mх) в 1 л раствора: mх = 10·w·d , (г)
Молярная концентрация раствора:
моль/л
В этих формулах:
Мх – молярная масса вещества, г/моль,
w- массовая доля растворенного вещества, в долях от единицы,
d – плотность исследуемого раствора, г/мл.
Титр раствора:
г/мл