Для лабораторно- практических занятий

ГОсударственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

Дисциплина: Химия

Кафедра: биохимии и химических дисциплин

Курс 1

Темы № 1-18

Составитель:

Ассоциированный профессор (доцент)

кафедры биохимии и химических дисциплин, к.х.н. Болысбекова С.М.

Семей – 2014

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 4 от 03. 11. 2014 г.

Зав.кафедрой биохимии

и химических дисциплин, д.м.н., профессор ________ Тапбергенов С.О.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание

1. Тема №1:Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.

2. Цель: Изучить способы выражения состава растворов. Связать тему занятия со значением растворов в жизнедеятельности организмов.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:
  • Правила работы и меры предосторожности при работе в химической лаборатории;
  • Оказание первой помощи при травмах в химической лаборатории;

o Требования к студентам при изучении курса химии, правила оформления лабораторного отчета;

o Назначение простейшего лабораторного оборудования и методика работы с ним: химическая посуда, термометр, нагревательные приборы (спиртовка), ареометры.

o Назначение и методика выполнения химических операций: растворение веществ, нагревание растворов, фильтрование и т.д.

o Основные понятия и законы химии, номенклатура неорганических соединений.

o Эквивалент химического элемента, его зависимость от валентности. Вычисление эквивалента и молярной массы эквивалента сложных веществ: кислот, оснований, солей, оксидов.

  • Студент должен уметь:
  • Готовить растворы и рассчитывать их концентрацию.
  • Вычислять эквивалент и молярную массу эквивалента химических элементов и сложных веществ.

4. Основные вопросы темы:

1. Вводная часть. Техника безопасности в химической лаборатории

2. Химический эквивалент элемента, его молярная масса

3. Эквивалент и молярная масса эквивалента оксида, основания, кислоты, соли

4. Способы выражения состава раствора: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента и титр.

5. Значение растворов в жизнедеятельности организмов.

5. Методы обучения и преподавания:

· Занятие вводное: знакомство с учебной группой и организацией учебной

работы студентов на курсе химии.

· Оценка исходного уровня знаний студентов по химии

· Решение задач и упражнений на тему «Химический эквивалент, его вычисление для кислот, оснований, солей. Вычисление молярной массы эквивалента соединения. Способы выражения состава раствора: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента и титр»

· Выполнение лабораторной работы. Сдача отчета о выполнении лабораторной работы.

Указания к лабораторной работе №1

Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.

Опыт №1. Определение концентрации раствора по его плотности.

Реактивы и оборудование: исследуемый раствор (жидкость), цилиндры, набор ареометров.

В сухой стеклянный цилиндр налить исследуемый раствор на высоту ареометра (100-200мл) и опустить в него ареометр, шкала которого начинается с 1,00. Если при погружении ареометра шкала окажется полностью над жидкостью, то плотность раствора превышает величину шкалы ареометра. Замените ареометр следующим из набора (с большей плотностью) и так поступайте до тех пор, пока уровень жидкости в цилиндре окажется в пределах шкалы ареометра. Если при погружении ареометра шкала окажется полностью под жидкостью, замените ареометр следующим из набора (с плотностью меньше 1,00) и так поступайте до тех пор, пока уровень жидкости окажется в пределах шкалы ареометра. Плотность меньше 1,00 имеют многие органические жидкости и их растворы. Следите за тем, чтобы при измерении ареометр не касался стенок цилиндра. Отметьте по нижнему мениску деление шкалы ареометра, совпадающее с уровнем жидкости в цилиндре. Это и будет плотность раствора. Определение произведите 3 раза.

Используя таблицы, по плотности определите массовую долю (%) растворенного вещества в растворе. Затем проведите вычисление молярной концентрации и титра раствора. Масса растворенного вещества (mх) в 1 л раствора: mх = 10·w·d , (г)

Молярная концентрация раствора:

моль/л

В этих формулах:

Мх – молярная масса вещества, г/моль,

w- массовая доля растворенного вещества, в долях от единицы,

d – плотность исследуемого раствора, г/мл.

Титр раствора:

г/мл

Наши рекомендации