Предупреждения и ликвидации ЧС

Единая государственная система

Образованна постановлением Прави­тельства от 18 апреля 1992 г. № 261 Российская система предупре­ждения и действий в ЧС (РСЧС), преобразо­ванная в 1995 году после принятия ФЗ «О ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера» в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий ФОИВ, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организа­ций, их сил и средств для проведения эффективной деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Создание РСЧС осуществлялось с учетом следующих принци­пов:

защите от ЧС и их последствий должно подлежать все население РФ, а также другие граждане, территория, объекты экономики, материальные и куль­турные ценности РФ;

организация и проведение мероприятий по предупрежде­нию и ликвидации ЧС является обязательной функцией ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

реализация мероприятий по ЗНиТ от ЧС должна осуществляться с учетом разде­ления предметов ведения, полномочий и ответственности между ФОИВ, ОИВ субъектов РФ и органа­ми местного самоуправления;

организационная структура системы должна соответство­вать государственному устройству РФ и ре­шаемым задачам;

при формировании системы должен соблюдаться комплекс­ный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия их последствий, а также всех воз­можных мер по противодействию им и требуемого для этого соста­ва участников;

система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникнове­ния ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматри­вающей, прежде всего, профилактическую работу, направленную на максимально возможное снижение вероятности возникнове­ния ЧС.

В соответствии с ФЗ «О ЗНиТ от ЧС природного и техногенно­го характера» основными задачами созданной системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и по­вышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупрежде­ния и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС;

подготовка населения к действиям в ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических по­следствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля в области ЗНиТ от ЧС;

ликвидация ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от ЧС, проведение гума­нитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защи­ты от ЧС, а также лиц, непосредственно уча­ствующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит ре­шение вопросов ЗНиТ от ЧС (см. рис.)


Региональный уровень РСЧС образован с учетом районирова­ния территории РФ:

Ø Цен­тральный (г. Москва),

Ø Северо-Западный (г. Санкт-Петербург),

Ø Южный (г. Ростов-на-Дону),

Ø Северо-Кавказский (г. Железноводск),

Ø Приволжский (Нижний Новгород),

Ø Уральский (г. Екате­ринбург),

Ø Сибирский (г. Красноярск),

Ø Дальневосточный (г. Ха­баровск).

Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.

К региональному уровню относятся органы управления (РЦ ГОЧС), силы и средства регионального подчинения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоци­рованных на их территориях.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных обра­зованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и лик­видации ЧС в пределах их территорий. Мест­ный уровень охватывает территории муниципальных образова­ний, а объектовый — территорию предприятия, учреждения, ор­ганизации. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными ОИВ в министерст­вах, ведомствах и организациях РФ для орга­низации работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, по­стоянно действующие органы управления, специально уполномо­ченные на решение задач в области ЗНиТ от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятель­ности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложен­ных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Система управления РСЧС строится по территориально-про­изводственному принципу. При этом обеспечивается оператив­ность, устойчивость и непрерывность управления.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляет­ся Правительством РФ. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС Рос­сии, которое в пределах своих полномочий осуществляет коорди­нацию деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов РФ в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются коллегиаль­ные координирующие органы — комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ).

Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности как коллегиаль­ные органы объединяют в своем составе ответственных представи­телей различных ведомств соответствующего уровня, в компетен­цию которых входит решение вопросов, связанных с ЗНиТ от ЧС, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения — оперативно мо­билизовать силы и ресурсы соответствующей территории на лик­видацию ЧС.

В составе РСЧС созданы и функционируют:

На федеральном уровне

Ø Правительственная КЧС и ПБ;

Ø ведомственные КЧС и ПБ в ФОИВ;

На территориальном уровне

Ø КЧС и ПБ ОИВ субъектов РФ;

На местном уровне

Ø КЧС и ПБ органов местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях)

Ø объектовые КЧС и ПБ.

Названная Правительственная комиссия является координи­рующим органом, образованным для обеспечения согласованно­сти действий ОИВ, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечения по­жарной безопасности.

Решения, принимаемые Правительственной комиссией в со­ответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех ФОИВ и ОИВ субъектов РФ.

Основными задачами Правительственной комиссии являются:

Ø разработка предложений по реализации единой государст­венной политики в

области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Ø координация деятельности органов управления и сил еди­ной государственной

системы предупреждения и ликвидации ЧС;

Ø обеспечение согласованности действий ФОИВ при решении вопросов в

области пре­дупреждения и ликвидации ЧС и обеспече­ния пожарной безопасности.

Для реализации основных задач Правительственная ко­миссия:

Ø разрабатывает предложения по совершенствованию соот­ветствующих

федеральных нормативных правовых актов;

Ø на основе прогнозов разрабатывает и реализует меры по пре­дупреждению и

ликвидации ЧС и пожарной безопасности;

Ø участвует в разработке соответствующих федеральных целе­вых и научно

технических программ и содействует их реализации;

Ø разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования

РСЧС, осуществляет меры по проведению со­гласованной научно-технической политики по развитию ее сил и средств;

Ø разрабатывает предложения по ликвидации крупномас­штабных ЧС —

федерального и региональ­ного уровня, проведению гуманитарных операций;

Ø перед внесением в Правительство рассматривает проекты ежегодных

Государственных докладов о состоянии ЗНиТ РФ от ЧС, организует подготовку предложений в Правительство и рекомендаций на места по вопросам своей компетенции.

Основные задачи КЧС и ПБ дру­гих уровней аналогичны перечисленным, но в них учитывается специфика соответствующего уровня, его реальные потребности и возможности.

Рабочими органами КЧС и ПБ являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение за­дач в области ЗНиТ от ЧС (органы управления ГОЧС).

На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.

На региональном уровне КЧС и ПБ не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС), кото­рые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России на территории федерального округа.

На региональный центр возлагаются следующие основные за­дачи:

Ø реализация единой государственной политики в области граж­данской

обороны, ЗНиТ от ЧС на территории соответствующего региона;

Ø участие в осуществлении по решению МЧС по организации и ведению ГО,

ЗНиТ от ЧС на территории соответст­вующего региона;

Ø осуществление координации функционирования территори­альных подсистем

РСЧС;

Ø осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена

информацией в области ГО, ЗНиТ от ЧС;

Ø осуществление в пределах своих полномочий управления со­единениями,

воинскими частями и организациями войск ГО, дислоцированными на территории региона РФ, поисково-спасательной службой МЧС России, а также другие задачи.

Органами управле­ния ГО и ЧС:

Ø на территориальном уровне являются главные управле­ния ГО и ЧС,

создаваемые в составе или при ОИВ субъектов РФ;

Ø на местном уровне —управления, отделы, создаваемые при органах местного

самоуправления;

Ø на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (специально

назначенные лица) по делам ГО и ЧС организаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются замес­тителями руководителей соответствующих ОИВ, органов местного самоуправления, организаций по вопросам ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления, включающие в себя:

— оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризис­ных ситуациях МЧС России;

— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения ФОИВ и ор­ганизаций.

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной ЧС на базе органов управления ГОиЧС могут создаваться нештатные органы управления —оперативные группы.

Органы повседневного управления размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддер­живаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой орга­низационно-техническое объединение сил и средств связи и опо­вещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информа­ции и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

В системе связи МЧС России используются линии и каналы спутниковой, радио, радиорелейной и проводной связи. Она стро­ится по принципу рационального сочетания сетей общего пользо­вания и прямой связи, что позволяет более эффективно использо­вать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специ­фические особенности связи.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориаль­ном и местном уровнях управления.

Система централизованного оповещения федерального звена служит для доведения сигналов управления и обеспечивает дове­дение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур центрального подчинения.

В большинстве субъектов РФ созданы и находятся на постоянном дежурстве территориальные системы централизованного оповещения.

Непосредственное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации осуществ­ляется системой оповещения территориальных и местных уровней за счет использования электросиренного оповещения, сетей радио и телевизионного вещания.

Составной частью территориальных систем оповещения явля­ются создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и других опасных объектов) локальные системы оповещения. Этими систе­мами оповещается не только персонал данных объектов, но и про­живающее вблизи них население.

Основные задачи сил и сред­ств РСЧС:

Ø мониторинг, наблюдение и лабораторный контроль за со­стоянием окружающей природной среды и потенциально опасны­ми объектами с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

Ø осуществляют мероприятия инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты;

Ø ликвидируют чрезвычайные ситуации, проводят аварий­но-спасательные и другие неотложные работы при ЧС;

Ø осуществляют эвакуационные мероприятия из зон ЧС в безопасные районы;

Ø проводят работы по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС;

Ø восстанавливают и поддерживают общественный порядок в зонах ЧС;

Ø поддерживают формирования в постоянной готовности к действиям в ЧС, осуществляют обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Ø силы и средства на­блюдения и контроля,

Ø силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

Ø службы (учреждения) и организации ФОИВ, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

Ø ветеринарная служба Минсельхоза России;

Ø службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контро­ля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхо­за России и Минэкономразвития России;

Ø геофизическая служба Российской академии наук, опера­тивные группы постоянной готовности Росгидромета и подразде­ления Росатома;

Ø учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

К силам и средствам ликвидации ЧС РСЧС относятся:

Ø войска гражданской обороны;

Ø силы и средства Государственной противопожарной службы МЧС России;

Ø силы и средства поисково-спасательной службы МЧС Рос­сии;

Ø формирования и учреждения Всероссийской службы меди­цины катастроф;

Ø формирования ветеринарной службы и службы защиты рас­тений Минсельхоза России;

Ø военизированные службы Росгидромета по активному воз­действию на гидрометеорологические процессы;

Ø формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

Ø специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирова­ний, предназначенные для ликвидации ЧС;

Ø аварийно-технические центры Росатома;

Ø службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Минтранса России;

Ø аварийно-спасательные службы и формирования Минтран­са России и других ФОИВ, восстановительные и пожарные поезда МПС России;

Ø другие военизированные и невоенизированные противопо­жарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются силы постоянной готовности — аварий­но-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Они при ЧС привлекаются к работе в составе сил первого и второго эшелона.

Силы и средства ликвидации ЧС РСЧС используются эшелонированно.

В первом эшелоне действуют:

Ø ведомственные АСФ (газо- и горноспасатели);

Ø силы и средства ГПС МЧС России;

Ø подразделения скорой медицинской помощи;

Ø подразделения постоянной готовности войск ГО;

Ø дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия — не более 30 мин.

Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:

Ø локализация чрезвычайной ситуации,

Ø тушение пожаров,

Ø органи­зация радиационного и химического контроля,

Ø проведение поисково-спасательных работ,

Ø оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не в состоянии выполнить задачу по ликвидации ЧС, привлекают­ся силы и средства второго эшелона:

— силы второго эшелона ГПС МЧС России;

— подразделения войск ГО;

— подразделения поисково-спасательной службы МЧС Рос­сии;

— ведомственные и территориальные АСФ постоянной готовности;

— специализированные подразделения экстренной медицин­ской помощи (противоожоговые и др.).

Срок их прибытия в район бедствия — не более трех часов.

Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:

Ø проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,

Ø ведение радиационной и химической разведки,

Ø локализация радиоактив­ных загрязнений, химических и биологических

заражений,

Ø жизне­обеспечение пострадавшего населения,

Ø оказание специализиро­ванной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона также не в состоянии выполнить задачу по ликвидации ЧС, то в третьем эшелоне к действиям привлекаются:

Ø дополнительные силы ГПС МЧС России;

Ø соединения и воинские части войск ГО;

Ø подразделения поисково-спасательной службы МЧС Рос­сии;

Ø ведомственные и территориальные АСФ и аварийно-восстановительные формирования;

Ø соединения и воинские части ВС РФ, других войск и воинских формирований;

Ø специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и другие.

Срок их прибытия в район бедствия третьего эшелона —от трех часов до не­скольких суток.

Основными задачами сил и средств третьего эшелона являют­ся:

Ø радиационный и химический контроль,

Ø проведение аварий­но-спасательных и других неотложных работ,

Ø восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуни­каций, обеспечение питанием и т. п.).

Ликвидация ЧС осуществ­ляется силами и средствами того объекта, звена, территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.

Если масштабы возникшей ЧС таковы, что силы и средства соответствующей КЧС и ПБ не могут самостоятельно справиться с локализа­цией и ликвидацией ЧС, она обращается за помощью к вышестоящей КЧС и ПБ.

РСЧС может функционировать в трех режимах:

Ø в режиме по­вседневной деятельности,

Ø в режиме повышенной готовности,

Ø в ре­жиме чрезвычайной ситуации.

При нормальной производственно-промышленной, радиаци­онной, химической, биологической (бактериологической), сейс­мической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функциони­рует в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения ЧС или ее воз­никновении, в зависимости от складывающейся обстановки ре­шением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

Ø режим повышенной готовности — при ухудшений произ­водственно-промышленной, радиационной, химической, биоло­гической (бактериологической), сейсмической, пожарной и гид­рометеорологической обстановки, при получении прогноза о воз­можности возникновения ЧС;

Ø режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техно­генного характера.

В зависимости от режима функционирования РСЧС проводят­ся мероприятия различной целевой направленности.

В режиме повседневной деятельности:

Ø наблюдение и контроль за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

Ø планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС при­родного и техногенного характера, обеспечению безопасности и подготовке мер по защите населения, уменьшению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функцио­нирования ОЭ в ЧС;

Ø совершенствование подготовки органов управления по де­лам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих си­туациях;

Ø создание и пополнение резервов финансовых и материаль­но-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

Ø осуществление целевых видов страхования;

Ø участие в проведении мероприятий по подготовке к ведению ГО.

В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осу­ществляется из пунктов постоянного расположения органов по­вседневного управления.

В режиме повышенной готовности:

Ø формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в рай­оне возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

Ø усиление дежурно-диспетчерских служб;

Ø усиление наблюдения и контроля за состоянием окружаю­щей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их мас­штабов;

Ø принятие мер по защите населения и окружающей природ­ной среды, по обеспечению устойчивости функционирования ОЭ;

Ø приведение в состояние готовности сил и средств, уточне­ние планов их действий и выдвижение при необходимости в пред­полагаемый район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осущест­вляется из пунктов постоянного расположения органов повсе­дневного управления, а при необходимости, с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационар­ных).

В режиме чрезвычайной ситуации:

Ø выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной си­туации;

Ø определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

Ø организация ликвидации ЧС, осущест­вление мероприятий ЗНиТ, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

Ø осуществление мер по обеспечению устойчивого функцио­нирования ОЭ, первоочередному жизнеобеспе­чению населения, оказанию медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;

Ø организация непрерывного контроля за состоянием окру­жающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним терри­ториях.

В режиме ЧС управление РСЧС осущест­вляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управ­ления (подвижных и стационарных). Финансирование содержания органов управления, сил и средств РСЧС и проводимых ими мероприятий осуществляется:

Ø на федеральном уровне за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной заявки и средств ФОИВ.

Ø на территориальном и местном уровнях:

· за счет средств бюджетов субъектов РФ на основании бюджетных заявок;

· за счет средств местных бюджетов;

· за счет средств, полученных из внебюджетных источников (штрафы за правонарушения в области ЗНиТ от ЧС; по договорам от страховых ком­паний и обществ взаимного страхования, целевые кредиты, доб­ровольные взносы предприятий промышленности и транспорта на данной территории и другие источники) — по решению руко­водителей органов управления РСЧС.

Ø на объектовом уровне (в организациях) — за счет средств ор­ганизаций.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств ФОИВ, со­ответствующих бюджетов, страховых фондов и других источни­ков. При отсутствии или недостаточности этих средств выделяют­ся финансовые средства из резервного фонда Правительства РФ.

Для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвида­ции ЧС и обеспечения возможности экстрен­ного привлечения необходимых средств в РСЧС создаются резер­вы материальных ресурсов:

Ø запасы материальных ресурсов для проведения первооче­редных работ при ликвидации ЧС природно­го и техногенного характера, накапливаемые в составе государст­венного материального резерва за счет средств федерального бюд­жета;

Ø резервы материальных ресурсов ФОИВ — за счет средств ФОИВ;

Ø резервы материальных ресурсов субъектов РФ— за счет средств бюджетов субъектов РФ;

Ø местные резервы материальных ресурсов — за счет средств местных бюджетов;

Ø объектовые резервы материальных ресурсов — за счет соб­ственных средств организаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС включают в себя запасы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.

Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения в тех местах, откуда возможна оперативная их доставка в зоны ЧС. Так, ре­зерв МЧС России (резерв Министра) размещается в каждом РЦ по делам ГО и ЧС при одной из воинских частей войск ГО.

Деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС вклю­чает международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.

Сотрудничество организуется путем заключения договоров, соглашений и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтере­сованности, работы в рамках крупнейших специализированных международных организаций.

Россия осуществляет тесное сотрудничество с государства­ми-участниками СНГ. В 1993 г. по инициативе России было под­писано соглашение между правительствами государств-участников СНГ «О взаимодействии в области предупреждения и ликви­дации ЧС природного и техногенного харак­тера». В соответствии с этим соглашением образован и функционирует Межгосударственный Совет по ЧС.

В 1994 г. создана Межгосударственная система предупрежде­ния и ликвидации ЧС, объединившая нацио­нальные системы государств-участников СНГ, создан Корпус сил СНГ, предназначенный для оказания помощи пострадавшим государствам в ликвидации последствий ЧС.

Международное сотрудничество осуще­ствляется и с рядом других государств. Ус­пешно и регулярно РФ сотрудничает с Австрией, Германией, Норвегией, США, Францией, Финляндией, Швейца­рией, Швецией и другими государствами.

За достаточно короткое время Россия и РСЧС в лице МЧС России стала полноправным партнером ряда авторитетных между­народных организаций, таких как Управление ООН по координа­ции гуманитарных вопросов, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Всемирная продовольственная програм­ма (ВПП), Программа ООН по развитию (ПРООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный Комитет Красного Креста и другие.

Решая задачи по ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, РСЧС

явля­ется важным элементом системы национальной безопасности страны.

Наши рекомендации