Предупреждения и ликвидации ЧС
Единая государственная система
Образованна постановлением Правительства от 18 апреля 1992 г. № 261 Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), преобразованная в 1995 году после принятия ФЗ «О ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера» в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Основной целью создания этой системы было объединение усилий ФОИВ, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств для проведения эффективной деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.
Создание РСЧС осуществлялось с учетом следующих принципов:
защите от ЧС и их последствий должно подлежать все население РФ, а также другие граждане, территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
реализация мероприятий по ЗНиТ от ЧС должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между ФОИВ, ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления;
организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия их последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей, прежде всего, профилактическую работу, направленную на максимально возможное снижение вероятности возникновения ЧС.
В соответствии с ФЗ «О ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами созданной системы являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов ЗНиТ от ЧС (см. рис.)
Региональный уровень РСЧС образован с учетом районирования территории РФ:
Ø Центральный (г. Москва),
Ø Северо-Западный (г. Санкт-Петербург),
Ø Южный (г. Ростов-на-Дону),
Ø Северо-Кавказский (г. Железноводск),
Ø Приволжский (Нижний Новгород),
Ø Уральский (г. Екатеринбург),
Ø Сибирский (г. Красноярск),
Ø Дальневосточный (г. Хабаровск).
Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
К региональному уровню относятся органы управления (РЦ ГОЧС), силы и средства регионального подчинения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.
Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый — территорию предприятия, учреждения, организации. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными ОИВ в министерствах, ведомствах и организациях РФ для организации работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ЗНиТ от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу. При этом обеспечивается оперативность, устойчивость и непрерывность управления.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов РФ в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера.
В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются коллегиальные координирующие органы — комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ).
Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности как коллегиальные органы объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств соответствующего уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с ЗНиТ от ЧС, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения — оперативно мобилизовать силы и ресурсы соответствующей территории на ликвидацию ЧС.
В составе РСЧС созданы и функционируют:
На федеральном уровне
Ø Правительственная КЧС и ПБ;
Ø ведомственные КЧС и ПБ в ФОИВ;
На территориальном уровне
Ø КЧС и ПБ ОИВ субъектов РФ;
На местном уровне
Ø КЧС и ПБ органов местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях)
Ø объектовые КЧС и ПБ.
Названная Правительственная комиссия является координирующим органом, образованным для обеспечения согласованности действий ОИВ, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Решения, принимаемые Правительственной комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех ФОИВ и ОИВ субъектов РФ.
Основными задачами Правительственной комиссии являются:
Ø разработка предложений по реализации единой государственной политики в
области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
Ø координация деятельности органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации ЧС;
Ø обеспечение согласованности действий ФОИВ при решении вопросов в
области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Для реализации основных задач Правительственная комиссия:
Ø разрабатывает предложения по совершенствованию соответствующих
федеральных нормативных правовых актов;
Ø на основе прогнозов разрабатывает и реализует меры по предупреждению и
ликвидации ЧС и пожарной безопасности;
Ø участвует в разработке соответствующих федеральных целевых и научно
технических программ и содействует их реализации;
Ø разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования
РСЧС, осуществляет меры по проведению согласованной научно-технической политики по развитию ее сил и средств;
Ø разрабатывает предложения по ликвидации крупномасштабных ЧС —
федерального и регионального уровня, проведению гуманитарных операций;
Ø перед внесением в Правительство рассматривает проекты ежегодных
Государственных докладов о состоянии ЗНиТ РФ от ЧС, организует подготовку предложений в Правительство и рекомендаций на места по вопросам своей компетенции.
Основные задачи КЧС и ПБ других уровней аналогичны перечисленным, но в них учитывается специфика соответствующего уровня, его реальные потребности и возможности.
Рабочими органами КЧС и ПБ являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области ЗНиТ от ЧС (органы управления ГОЧС).
На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.
На региональном уровне КЧС и ПБ не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС), которые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России на территории федерального округа.
На региональный центр возлагаются следующие основные задачи:
Ø реализация единой государственной политики в области гражданской
обороны, ЗНиТ от ЧС на территории соответствующего региона;
Ø участие в осуществлении по решению МЧС по организации и ведению ГО,
ЗНиТ от ЧС на территории соответствующего региона;
Ø осуществление координации функционирования территориальных подсистем
РСЧС;
Ø осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена
информацией в области ГО, ЗНиТ от ЧС;
Ø осуществление в пределах своих полномочий управления соединениями,
воинскими частями и организациями войск ГО, дислоцированными на территории региона РФ, поисково-спасательной службой МЧС России, а также другие задачи.
Органами управления ГО и ЧС:
Ø на территориальном уровне являются главные управления ГО и ЧС,
создаваемые в составе или при ОИВ субъектов РФ;
Ø на местном уровне —управления, отделы, создаваемые при органах местного
самоуправления;
Ø на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (специально
назначенные лица) по делам ГО и ЧС организаций.
Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заместителями руководителей соответствующих ОИВ, органов местного самоуправления, организаций по вопросам ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления, включающие в себя:
— оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения ФОИВ и организаций.
Для непосредственного управления ликвидацией конкретной ЧС на базе органов управления ГОиЧС могут создаваться нештатные органы управления —оперативные группы.
Органы повседневного управления размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.
В системе связи МЧС России используются линии и каналы спутниковой, радио, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего пользования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.
Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.
Система централизованного оповещения федерального звена служит для доведения сигналов управления и обеспечивает доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур центрального подчинения.
В большинстве субъектов РФ созданы и находятся на постоянном дежурстве территориальные системы централизованного оповещения.
Непосредственное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется системой оповещения территориальных и местных уровней за счет использования электросиренного оповещения, сетей радио и телевизионного вещания.
Составной частью территориальных систем оповещения являются создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и других опасных объектов) локальные системы оповещения. Этими системами оповещается не только персонал данных объектов, но и проживающее вблизи них население.
Основные задачи сил и средств РСЧС:
Ø мониторинг, наблюдение и лабораторный контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасными объектами с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
Ø осуществляют мероприятия инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты;
Ø ликвидируют чрезвычайные ситуации, проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ЧС;
Ø осуществляют эвакуационные мероприятия из зон ЧС в безопасные районы;
Ø проводят работы по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС;
Ø восстанавливают и поддерживают общественный порядок в зонах ЧС;
Ø поддерживают формирования в постоянной готовности к действиям в ЧС, осуществляют обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава.
Силы и средства РСЧС подразделяются на:
Ø силы и средства наблюдения и контроля,
Ø силы и средства ликвидации ЧС.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
Ø службы (учреждения) и организации ФОИВ, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
Ø ветеринарная служба Минсельхоза России;
Ø службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхоза России и Минэкономразвития России;
Ø геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Росатома;
Ø учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
К силам и средствам ликвидации ЧС РСЧС относятся:
Ø войска гражданской обороны;
Ø силы и средства Государственной противопожарной службы МЧС России;
Ø силы и средства поисково-спасательной службы МЧС России;
Ø формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
Ø формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
Ø военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
Ø формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
Ø специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
Ø аварийно-технические центры Росатома;
Ø службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Минтранса России;
Ø аварийно-спасательные службы и формирования Минтранса России и других ФОИВ, восстановительные и пожарные поезда МПС России;
Ø другие военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются силы постоянной готовности — аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Они при ЧС привлекаются к работе в составе сил первого и второго эшелона.
Силы и средства ликвидации ЧС РСЧС используются эшелонированно.
В первом эшелоне действуют:
Ø ведомственные АСФ (газо- и горноспасатели);
Ø силы и средства ГПС МЧС России;
Ø подразделения скорой медицинской помощи;
Ø подразделения постоянной готовности войск ГО;
Ø дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.
Срок их прибытия в район бедствия — не более 30 мин.
Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:
Ø локализация чрезвычайной ситуации,
Ø тушение пожаров,
Ø организация радиационного и химического контроля,
Ø проведение поисково-спасательных работ,
Ø оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Если силы и средства первого эшелона не в состоянии выполнить задачу по ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства второго эшелона:
— силы второго эшелона ГПС МЧС России;
— подразделения войск ГО;
— подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
— ведомственные и территориальные АСФ постоянной готовности;
— специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.).
Срок их прибытия в район бедствия — не более трех часов.
Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:
Ø проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
Ø ведение радиационной и химической разведки,
Ø локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических
заражений,
Ø жизнеобеспечение пострадавшего населения,
Ø оказание специализированной медицинской помощи.
Если силы и средства второго эшелона также не в состоянии выполнить задачу по ликвидации ЧС, то в третьем эшелоне к действиям привлекаются:
Ø дополнительные силы ГПС МЧС России;
Ø соединения и воинские части войск ГО;
Ø подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
Ø ведомственные и территориальные АСФ и аварийно-восстановительные формирования;
Ø соединения и воинские части ВС РФ, других войск и воинских формирований;
Ø специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и другие.
Срок их прибытия в район бедствия третьего эшелона —от трех часов до нескольких суток.
Основными задачами сил и средств третьего эшелона являются:
Ø радиационный и химический контроль,
Ø проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
Ø восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т. п.).
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того объекта, звена, территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.
Если масштабы возникшей ЧС таковы, что силы и средства соответствующей КЧС и ПБ не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией ЧС, она обращается за помощью к вышестоящей КЧС и ПБ.
РСЧС может функционировать в трех режимах:
Ø в режиме повседневной деятельности,
Ø в режиме повышенной готовности,
Ø в режиме чрезвычайной ситуации.
При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности.
При угрозе возникновения ЧС или ее возникновении, в зависимости от складывающейся обстановки решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
Ø режим повышенной готовности — при ухудшений производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, пожарной и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
Ø режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
В зависимости от режима функционирования РСЧС проводятся мероприятия различной целевой направленности.
В режиме повседневной деятельности:
Ø наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
Ø планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и подготовке мер по защите населения, уменьшению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования ОЭ в ЧС;
Ø совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
Ø создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
Ø осуществление целевых видов страхования;
Ø участие в проведении мероприятий по подготовке к ведению ГО.
В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.
В режиме повышенной готовности:
Ø формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
Ø усиление дежурно-диспетчерских служб;
Ø усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
Ø принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования ОЭ;
Ø приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.
В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления, а при необходимости, с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).
В режиме чрезвычайной ситуации:
Ø выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
Ø определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
Ø организация ликвидации ЧС, осуществление мероприятий ЗНиТ, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
Ø осуществление мер по обеспечению устойчивого функционирования ОЭ, первоочередному жизнеобеспечению населения, оказанию медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;
Ø организация непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
В режиме ЧС управление РСЧС осуществляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных). Финансирование содержания органов управления, сил и средств РСЧС и проводимых ими мероприятий осуществляется:
Ø на федеральном уровне за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной заявки и средств ФОИВ.
Ø на территориальном и местном уровнях:
· за счет средств бюджетов субъектов РФ на основании бюджетных заявок;
· за счет средств местных бюджетов;
· за счет средств, полученных из внебюджетных источников (штрафы за правонарушения в области ЗНиТ от ЧС; по договорам от страховых компаний и обществ взаимного страхования, целевые кредиты, добровольные взносы предприятий промышленности и транспорта на данной территории и другие источники) — по решению руководителей органов управления РСЧС.
Ø на объектовом уровне (в организациях) — за счет средств организаций.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств ФОИВ, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности этих средств выделяются финансовые средства из резервного фонда Правительства РФ.
Для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечения возможности экстренного привлечения необходимых средств в РСЧС создаются резервы материальных ресурсов:
Ø запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, накапливаемые в составе государственного материального резерва за счет средств федерального бюджета;
Ø резервы материальных ресурсов ФОИВ — за счет средств ФОИВ;
Ø резервы материальных ресурсов субъектов РФ— за счет средств бюджетов субъектов РФ;
Ø местные резервы материальных ресурсов — за счет средств местных бюджетов;
Ø объектовые резервы материальных ресурсов — за счет собственных средств организаций.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС включают в себя запасы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.
Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения в тех местах, откуда возможна оперативная их доставка в зоны ЧС. Так, резерв МЧС России (резерв Министра) размещается в каждом РЦ по делам ГО и ЧС при одной из воинских частей войск ГО.
Деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС включает международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.
Сотрудничество организуется путем заключения договоров, соглашений и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, работы в рамках крупнейших специализированных международных организаций.
Россия осуществляет тесное сотрудничество с государствами-участниками СНГ. В 1993 г. по инициативе России было подписано соглашение между правительствами государств-участников СНГ «О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера». В соответствии с этим соглашением образован и функционирует Межгосударственный Совет по ЧС.
В 1994 г. создана Межгосударственная система предупреждения и ликвидации ЧС, объединившая национальные системы государств-участников СНГ, создан Корпус сил СНГ, предназначенный для оказания помощи пострадавшим государствам в ликвидации последствий ЧС.
Международное сотрудничество осуществляется и с рядом других государств. Успешно и регулярно РФ сотрудничает с Австрией, Германией, Норвегией, США, Францией, Финляндией, Швейцарией, Швецией и другими государствами.
За достаточно короткое время Россия и РСЧС в лице МЧС России стала полноправным партнером ряда авторитетных международных организаций, таких как Управление ООН по координации гуманитарных вопросов, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Всемирная продовольственная программа (ВПП), Программа ООН по развитию (ПРООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный Комитет Красного Креста и другие.
Решая задачи по ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, РСЧС
является важным элементом системы национальной безопасности страны.