Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и НДР) в чрезвычайных ситуациях

Осуществление главной задачи ГО - спасение людей - невозможно при неправильной организации. Поэтому установлены определённые организационные рамки, в которых проводятся СиДНР.

Спасательные работы в ОМП включают: локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ; разведку маршрутов выдвижения сил ГО и участков работ; розыск поражённых и извлечение их из повреждённых и горящих зданий, затопленных, задымлённых и загазованных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных сооружений, и спасение находящихся в них людей; оказание первой медицинской помощи поражённым и эвакуацию их в больницы; вывод населения из опасных зон в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных, средств защиты и одежды, продовольствия, воды, фуража. Менее неотложные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях для создания хороших условий проведения спасательных работ; восстановление и ремонт линий связи, энергетических сетей в целях проведения спасательных работ, а также защитных сооружений для людей в случае повторных ЧС; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению спасательных работ; уничтожение не взорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

По решению начальника ГО района в мирное время создаётся группировка сил и средств ГО. Группировка включает в себя объектовые и территориальные формирования городских сельских районов, воинские части ГО. Как правило, она состоит из формирований первого и второго эшелонов и резерва. Эшелоны делятся на смены с соблюдением целостности организационной структуры формирований и их производственного принципа.

Первый эшелон включает в себя воинские части ГО, объектовые формирования, формирования предприятий, часть территориальных формирований. Воинские части ГО, и территориальные формирования обычно привлекаются к проведению СиДНР на наиболее важных объектах хозяйства по планам ГО района.

Второй эшелон создаётся для замены формирований первого эшелона, которые утратили работоспособность и для наращивания его мощи.

Объектная группировка сил ГО обычно состоит из сводного отряда, спасательного отряда (команды), различных служб.

При приведении сил ГО в готовность, формирования (как правило, в военное время) располагаются в заранее намеченных населённых пунктах или на местности с естественными укрытиями. В районах обеспечиваются условия

для размещения отдыха, питания, защиты личного состава, сбора формирований, организуются наблюдения, постройка ПРУ или приспособление для этой цели имеющихся сооружений, намечаются пути для выдвижения сил ГО к зонам проведения СиДНР.

В задачи группировки сил и средств ГО входят: быстрый вход в зону поражения, проведение СиДНР в сжатые сроки, непрерывность проведения спасательных работ, своевременная замена формирований, умелое использование техники и аппаратуры для розыска и извлечения людей из-под завалов, поддержание взаимодействия.

Спасательные работы невозможно провести эффективно без применения современной техники, поэтому в зависимости от вида проводимых работ используются следующие группы технических средств: машины и механизмы для вскрытия завалов, их разборки и расчистки, подъёма, перемещения и транспортировки грузов (бульдозеры, краны, тракторы, экскаваторы, самосвалы, домкраты, лебёдки); пневматический инструмент для проделывания отверстий в стенах, перекрытиях завалов с целью подачи воздуха и освобождения пострадавших (отбойные и бурильные молотки); инструменты для резки металлов, (автогенные аппараты, бензорезы, керосинорезы); устройства для откачки воды (пожарные и авторазливочные станции, мотопомпы, поливочные машины, насосы); средства для переправы через водные преграды (баржи, понтоны, тягачи-трайлеры, паромы); обслуживающие и ремонтные средства (заправщики, станции обслуживания, мастерские, осветительные станции).

При удачном использовании машин и механизмов, успешное проведение СиДНР зависит от: добывания разведкой сил ГО достоверных данных об обстановке к установленному сроку, быстрого ввода сил ГО в районы поражения, высокой выучки личного состава, соблюдения им правил безопасности при проведении работ, заблаговременного изучения особенностей вероятных участков работ, хорошего управления и чёткой организации взаимодействия сил и средств ГО. Что касается приёмов и способов выполнения СиДНР, то они зависят от характера разрушения сооружений, аварий энергетических и технологических сетей и степени радиоактивного и химического заражения территорий.

Прежде всего, устраивают проезды и проходы к разрушенным сооружениям, где могут находиться люди и в местах аварий, затрудняющих проведение спасательных работ. Нормативные рамки для проездов следующие: для одностороннего движения - дороги шириной 3-3,5 метра, для двухстороннего - 6-6,5 метра. При одностороннем движении через каждые 150-200 метров делаются разъезды, протяжённостью 15-20 метров. При устройстве проездов используются механизированные формирования с автокранами и бульдозерами. При этом одновременно с ними выступают пожарные формирования для тушения и локализации пожаров в местах прокладки путей.

К спасению людей в завалах и в повреждённых горящих зданиях привлекаются, как правило, воинские части и формирования ГО, но к этой работе привлекается также и население. Сразу после ввода спасательных групп на участок работ начинается спасение людей. Силы ГО разыскивают укрытия, устанавливают связь с находящимися в защитных сооружениях, используя воздухозаборные отверстия, другие сохранившиеся средства связи, например, перестукивания через стены. При обнаружении убежищ с находящимися в них людьми, туда в первую очередь подают воздух, расчищая воздухозаборные каналы или проделывая отверстий в стенах и перекрытиях.

Боевые возможности современных средств нападения, последствия их применения противником, возможный характер будущей войны и сложность ее ведения предъявляют все новые и новые требования к системам управления Вооруженными Силами и тылом страны. В связи с этим и степень надежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач.

Управление гражданской обороной - это целенаправленная деятельность начальников, штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи управления: поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке; принятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.

В современных условиях к управлению предъявляются следующие требования: высокая постоянная готовность всей системы управления, твердость, гибкость, непрерывность, высокое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке.

Под твердостью управления понимается способность всех начальников принимать решения и настойчиво проводить их в жизнь, сохранять организованность и добиваться выполнения поставленных задач.

Гибкость заключается в способности начальника (командира) своевременно уточнять ранее принятые решения, а если обстановка резко меняется, то найти силу воли и принять новые.

Непрерывность (или устойчивость) достигается надежным функционированием всей системы управления, ее способностью обеспечить бесперебойную связь со всеми подразделениями и знанием начальником и органом управления обстановки, чтобы постоянно содействовать выполнению мероприятий ГО.

Большое значение в современных условиях имеет и такое требование к управлению, как высокое его качество и оперативность, т. е. способность начальника и органа управления быстро и качественно выполнять свои функции: сбор данных об обстановке, принятие оптимального решения и доведение задач до подчиненных.

Скрытность управления - сохранение втайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне.

Существующая система управления гражданской обороной на объектах обычно состоит из начальника ГО объекта и его штаба, начальников служб и их штабов, командиров формирований и их штабов, пунктов управления, системы связи и технических средств управленческой деятельности.

Основой управления является решение соответствующего начальника или командира. Начальник ГО объекта несет полную ответственность за выполнение задач по защите рабочих и служащих, по повышению устойчивости работы предприятия в военное время, за проведение спасательных работ в очагах поражения. Он должен уметь принимать необходимые решения для проведения мероприятий гражданской обороны на объекте, грамотно ставить задачи подчиненным, правильно организовывать управление, взаимодействие и обеспечение действий сил и средств.

Большую роль в управлении играют начальники служб объектов. Каждый из них несет ответственность за выполнение предусмотренных планом ГО объекта мероприятий. Свои обязанности они выполняют в соответствии с решениями начальника ГО объекта.

В объеме своих прав и обязанностей начальники служб готовят расчеты на выполнение специальных мероприятий ГО, обеспечивающих защиту рабочих и служащих объекта, повышение устойчивости его работы в военное время, а также определяют задачи подчиненным формированиям и доводят их до исполнителей.

Начальники службы ГО должны знать задачи ГО объекта, своих служб, подчиненных формирований, докладывать начальнику ГО и начальнику штаба предложения на организацию и ведение ГО и принимать меры по выполнению задач, поставленных службой.

Командир формирования несет личную ответственность за подготовку, дисциплину и политико-моральное состояние подчиненного личного состава, поддержание повседневной готовности формирования к немедленному выполнению задач, а также сохранность техники, транспорта и имущества. Он является прямым начальником всего личного состава формирования, должен знать состав формирования, его задачи и возможности, уровень подготовки, постоянно поддерживать его готовность и слаженность, умело руководить действиями формирования, добиваться выполнения поставленных задач,

В своей практической работе начальник ГО объекта, начальники служб, командиры формирований должны опираться на свой штаб и другие органы управления.

Штаб гражданской обороны объекта - основной орган управления. На него возлагаются сложные задачи и в первую очередь - поддержание повседневной готовности гражданской обороны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих задач.

От начальника штаба зависит слаженная и согласованная работа штаба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований.

При организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой форме и когда докладываются начальнику ГО и начальнику штаба ГО объекта; какие данные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам ГО цехов и командирам формирований; сроки и порядок докладов об обстановке и представления донесений в вышестоящий штаб, осуществление информации сил гражданской обороны; порядок несения дежурства на пункте управления, порядок работы узла связи, вычислительного центра и использования их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля и оказания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бытовые вопросы; мероприятия по соблюдению скрытого управления.

Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи и обеспечивать благоприятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.

Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая включаете радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу, в первую очередь командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).

Радиосредства - основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных случаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и проводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР.

Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.

Связь организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимодействующими органами и силами.

Характерная черта современного этапа управления - всестороннее использование организационной техники, к которой относятся: средства добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения за производственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т. д.); средства обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и т. д.); средства документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.

В настоящее время на объектах широко применяются автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в управлении гражданской обороной вносит резкие изменения в методы работы и организационную структуру органов управления: высвободит часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимость разрабатывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необходимость во внутренней информации, устраняется параллелизм и дублирование в сборе данных обстановки и т. д.

Порядок работы по организации и выполнению всех мероприятий ГО зависит от обстановки, задач, наличия времени. При угрозе нападения противника начальник ГО объекта вводит в действие план ГО, уточняет задачи. Организуется оповещение и сбор личного состава, которому определяются порядок и сроки: приведения в готовность системы управления, связи и оповещения, организации круглосуточного дежурства, проведения мероприятий по защите рабочих и служащих, членов их семей (приведения в готовность убежищ и укрытий, строительства недостающих защитных сооружений, приспособлений под укрытие подземных сооружений, выдачи средств индивидуальной защиты; рассредоточения и эвакуации и др.); проведения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта; приведения в готовность сил и средств ГО и др.

Управление мероприятиями в этот период осуществляется как с пункта управления, так и с рабочих мест начальствующего состава. Данные о ходе выполнения мероприятий поступают к начальникам ГО цехов, начальникам служб и в штаб ГО объекта. Штаб ГО обобщает и анализирует поступающую информацию и готовит начальнику ГО объекта предложения для принятия решения.

По сигналу "Воздушная тревога" начальник, штаб, службы и командиры формирований объекта принимают меры по дублированию сигнала на территории объекта всеми имеющимися средствами и способами связи, укрытию рабочих и служащих в защитных сооружениях, остановке или переводу производственной деятельности на особый режим работы, отключению энерго-, газо-, теплоисточников, выставлению постов наблюдения.

После нападения противника начальники (командиры) уясняют обстановку, организуют разведку, восстанавливают нарушенное управление, принимают меры по сбору, обобщению и оценке данных обстановки, принимают решение на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и ставят задачи подчиненным, организуют взаимодействие и управление ходом спасательных работ, контроль за выполнением отданных распоряжений. Выясняются в общем виде, какое нападение произошло, задача, поставленная старшим начальником, роль и место объекта, служб и формирований в выполнении общей задачи.

При организации разведки указывается: цель и задачи разведки, силы и средства для ее проведения, где сосредоточить основные усилия, какие данные и к какому сроку добыть, к какому времени доложить общие выводы по сложившейся обстановке. При нарушении управления используются следующие способы восстановления: передача управления с одного пункта на другой, выделение оперативной группы со средствами связи, передача управления на вышестоящую инстанцию и др. Сбор данных обстановки осуществляется путем личного наблюдения начальника (командира) за действиями сил в очаге поражения, изучения докладов и донесений по техническим средствам (телефону, радио, с помощью магнитных лент), заслушивания докладов подчиненных и т. д. При оценке обстановки изучаются характер нападения противника; силы и средства (служб, формирований), положение соседей; состояние объекта, условий погоды, время года и суток. При оценке противника изучаются: место применения противником средств поражения, вид (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое, или обычное оружие) и количество примененных боеприпасов, характер и объем разрушений производственных фондов, пожаров, состояние защитных сооружений и находящихся в них людей; потери среди рабочих и служащих, находившихся вне защитных сооружений, аварии на коммунально-энергетических сетях, радиационная, химическая и бактериологическая (биологическая) обстановка на объекте и путях выдвижения сил к очагу поражения, и на этой основе определяются объем предстоящих спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, необходимое количество сил и средств.

При оценке сил и средств ГО выясняются: положение, состав, группировка и выполняемые задачи, их боеспособность, в том числе укомплектованность, наличие и состояние техники, политико-моральное состояние, степень обучения, обеспеченность материально-техническими средствами, доза излучения. Одновременно производится расчет и определяется их соответствие потребному количеству сил для ведения СНАВР. Определяется также, какую перегруппировку или маневр необходимо произвести. При оценке положения соседей устанавливается, в какой мере их состояние и действия будут способствовать или отрицательно влиять на решение задач по проведению СНАВР на объекте.

Характер местности и состояние маршрутов изучаются с целью выяснения их влияния на передвижение сил и средств ГО и выполнение ими спасательных работ. Особое внимание уделяется прогнозированию изменений на местности в результате применения оружия массового поражения. Устанавливается, как лучше использовать местность при решении задач ГО объекта.

Время года и суток, состояние погоды оцениваются с точки зрения их влияния на действия сил и средств в очаге поражения при проведении СНАВР. Зимой предусматриваются меры против обморожения личного состава сил ГО и пораженных, весной намечаются меры по повышению проходимости транспорта ГО. При изучении времени суток определяется продолжительность дня и ночи и соответственно меры для работы в ночных условиях. Изучается также прогноз погоды, направление господствующих ветров, осадки, режим водных акваторий, состояние гидротехнических сооружений и возможность затопления.

Выводы, которые должны быть сделаны из оценки обстановки, являются основой для принятия решения на проведение СНАВР. В решении на проведение СНАВР указываются: объем спасательных работ и последовательности их выполнения, на каких цехах, участках сосредоточить основные усилия, какую группировку сил иметь для проведения СНАВР, какие задачи поставить службам и формированиям, сроки начала и окончания работ, количество смен из состава сил ГО в случае работы на зараженной местности, порядок взаимодействия, материального и технического обеспечения, организация управления, оповещения и связи. Принятое решение штаб ГО оформляет в виде приказа или отдельных распоряжений. Решение, кроме того, наносится на план объекта, и основная его идея докладывается вышестоящему начальнику. На основании принятого решения ставятся задачи подчиненным - приказом или отдельными распоряжениями.

В приказе на проведение СНАВР указываются: краткие выводы из оценки обстановки, замысел действий и состав группировки сил, задачи формированиям, задачи соседей, задачи службам ТО, места развертывания медицинских формирований и порядок эвакуации пораженных, допустимые дозы излучения личного состава, время начала и продолжительность работы каждой смены, порядок материального, технического и других видов обеспечения, с каких пунктов осуществляется управление, места развертывания подвижного пункта управления, заместители начальника ГО.

В распоряжении отражается краткая обстановка, задачи службы или формирования и др. При постановке задач командир формирования указывает:

- спасательным формированиям - средства усиления, участок розыска пораженных, порядок оказания им первой медицинской помощи и выноса к местам погрузки, где и какие вскрыть защитные сооружения, места ликвидации аварий на сетях коммунально-энергетического хозяйства,

- формированиям механизации - средства усиления, где и к какому времени устроить проезды и проходы, обрушить (укрепить) конструкции, угрожающие обвалом; где, и в каком объеме, к какому времени произвести работы по откопке защитных сооружений или кому и какие средства придать на усиление;

- противопожарным формированиям, какие пожары потушить и локализовать, где сосредоточить основные усилия, места развертывания противопожарных средств и забора воды;

- формированиям обеззараживания, какие участки подвергнуть обеззараживанию, ширина проделываемых проходов (проездов) на заданной территории, порядок перезарядки машин и обозначения обеззараженных участков;

- медицинским формированиям - места оказания медицинской помощи пораженным, где сосредоточить основные усилия, места размещения нетранспортабельных больных;

- аварийно-техническим формированиям - средства усиления, места аварий на сетях водопровода, газо-, тепло-, электроснабжения, где сосредоточить основные усилия.

Всем формированиям указываются порядок эвакуации пораженных, допустимые дозы радиоактивного излучения, маршруты выдвижения к участку спасательных работ, места сбора после выполнения поставленной задачи, порядок связи, сигналы управления и оповещения.

Доведение до исполнителей задач - одна из важнейших функций начальника (командира) и штаба по управлению ГО объекта (службой, формированием). Все задачи должны быть доведены до подчиненных точно и ясно, без искажений.

Способы доведения задач до исполнителей могут быть различными. Чаще всего применяются: устная постановка задач всем или нескольким подчиненным при личном общении или по поручению начальника (командира) другим руководящим работником ГО объекта, передача распоряжений по техническим средствам связи, высылка подчиненным письменных распоряжений, а также - сочетание указанных выше способов. Важную роль в доведении задач до исполнителей играет штаб ГО объекта (службы, формирования).

В процессе постановки задач штаб записывает указания начальника (командира), проверяет уяснение задач подчиненными, доводит задачи до тех исполнителей, которым начальник (командир) не смог поставить лично.

После постановки задач организуется взаимодействие между службами, формированиями объекта, частями ГО и Советской Армии, выделенными для работы на объекте. Организация и поддержание непосредственного взаимодействия является важнейшей обязанностью начальников, командиров и их штабов. Командиры формирований организуют взаимодействие между подразделениями.

Основы взаимодействия закладываются при постановке задач подчиненным и организуются по целям (задачам), месту и времени, во взаимной поддержке при выполнении поставленных задач. Взаимодействие считается организованным лишь тогда, когда взаимодействующие органы и силы ГС знают общую задачу и замысел действий вышестоящего начальника, содержание задач друг друга, способы и время совместных действий по их выполнению, имеют между собой к старшим начальником надежную связь и могут своевременно осуществить взаимную информацию и быстро применить требуемое количество сигналов взаимодействия.

Точное знание обстановки и предвидение ее изменений является хора шей предпосылкой для успешной работы начальника (командира) и его штаба по подержанию устойчивого взаимодействия. Начальник (командир), организуя взаимодействие, дол жен согласовать порядок выдвижения сил ГО к очагу поражения и их действия при преодолении зон заражения, пожаров и других препятствий на маршрутах движения, время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования.

В очаге поражения уточняется и согласуется порядок проведения разведки, устройство проходов и проездов в завалах, порядок локализации и тушения пожаров, вскрытия защитных сооружений, локализации аварий, извлечения пораженных из завалов и разрушенных зданий, оказания первой медицинской помощи и выполнения других работ. Особого внимания требует согласование размещения пунктов управления служб и формирований, организация связи и оповещения и сигналов управления.

Управление в ходе спасательных работ организуется с пункта управления объекта или пункта развертываемого на участке работ.

Для обеспечения порядка при проведении мероприятий ГО штаб организует комендантскую службу. В зависимости от характера и содержания деятельности комендантская служба организуется для соблюдения режимов поведения населения на зараженной территории и светомаскировки, при укрытии рабочих и служащих в защитных сооружениях по сигналу "Воздушная тревога", при проведении рассредоточения и эвакуации, усилении охраны объекта, на маршрутах выдвижения и на участках спасательных работ. Для несения комендантской службы привлекаются формирования службы охраны общественного порядка объекта, а при необходимости и другие формирования.

Важное место в работе органов управления занимает контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи подчиненным в их выполнении. Контроль может осуществляться путем выезда (выхода) должностных лиц в подчиненные органы управления и силы, изучения устных (письменных) докладов (донесений) и других документов, путем прямых переговоров с подчиненными по каналам связи, вызова подчиненных для доклада к вышестоящему начальнику.

В современных условиях существ венным образом возрастает роль управления, его устойчивость и высокая оперативность.

Чтобы быть на уровне современных требований, необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления, добиваться оснащения их новейшими техническими средствами связи и управления, совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, развивать и обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки руководящего состава по гражданской обороне.

Финансирование деятельности постоянных органов управления в сфере защиты населения и территории осуществляется за счет денежных средств соответствующих бюджетов, согласно с законодательством Украины.

Финансирование целевых программ защиты населения и территорий от несчастных ситуаций, обеспечение постоянного функционирования предприятий и организаций осуществляется согласно с законодательством Украины.

Финансирование методов для предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации проводится за счет денежных средств организации, которые размещены, на территории развития чрезвычайной ситуации, бюджетных и внебюджетных денег Совета министров Автономной Республики Крым, областных. Киевской и Севастопольской местных государственных администраций, соответствующих исполнительных органов, страховых фондов и других источников.

Во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на общегосударственном уровне, по указу МНС Украины, Минфин Украины, Минэкономики Украины, других заинтересованных центральных органов исполнительной власти, используются специальные финансовые и материальные резервы, в том числе:

* деньги резервного фонда Кабинета Министров Украины;

* запасы государственных материальных резервов техники и специальных видов собственности.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профес сиональных учебных эаведений/С.В. Белов., В.А. Девисилов, А.Ф. Кузьяков и др. Под общ. ред. С.В. Белова. — М.: Высшая школа, 2010.

2. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. ОН. Русака. СПб. ЛТА, 2011.

3. Белов С.В., Козьяков А. Ф., Пароалин О. Ф. и др. Средства защиты в машиностроении. Расчет и проектирование. Справочник/Под ред. С.В. Белова. М.: Машиностроение, 2014.

4. Гигиена труда при воздействии электромагнитных полей/Под ред. В.Е. Ковшило. М.: Медицина, 2013.

5. Голубков Б.Н., Пятачков БП., Романова ТМ. Кондиционирование воздуха, отопление и вентиляция. М.: Энергоиздат, 2012.

6. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда. М.: Высшая школа, 2012.

7. Пожарная опасность и средства тушения веществ и материалов. Под ред. А.Н. Баратова, А.Я. Корольченко. М.: Химия, 2010.

8. Путин В.А., Сидоров А.Н., Хашковский А.В. Охрана труда, ч. 1. Челябинск, ЧТУ. 2010.

Наши рекомендации