Материалы для выполнения задания

1. Стереоскоп.

2. Два контактных аэрофотоснимка

Выполнение задания

Выполняются рисунки результатов дешифрирования видов урочищ на кальке и составляется таблица 17 дешифрирования природно-территориальных комплексов локального уровня.

Контрольные вопросы к заданиям № 16 – 18

Создание объёмной модели местности с использованием стереоскопа.

  1. Дешифровочные признаки пашни, лугов, еловых лесов.
  2. Дешифровочные признаки различных участков почверхности ландшафтов.
  3. Взаимосвязь вертикальной поясности с ожидаемым растительным покровом.
  4. Тон, структура, форма и тени как дешифровочные признаки.
  5. Группировка склонов по крутизне.
  6. Зависимость задержания мелкозёма и снега от крутизны склона.

Семинарское занятие № 12

Физико-географические карты и их использование в ландшафтных исследованиях

Методические материалы.Карта - уменьшенное, обобщенное, условно-знаковое изображение Земли, других планет или небесной сферы, построенное по математическому закону (т.е. в масштабе и проекции). Карта - это модель реальной действительности. Она показывает размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Карты составляют по результатам полевых съемок, по другим картографическим источникам, аэро- и космическим снимкам, статистическим и литературным данным.

Карты позволяют выявить фактическое состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), что позволяет находить закономерности этого размещения.

Карты и другие картографические материалы широко используются в следующих направлениях:

для ориентирования на местности;

в науке - как средство получения новых знаний об изучаемом объекте;

в хозяйстве при планировании, проектировании, инженерном строительстве, освоении земель, разведке полезных ископаемых, прогнозе погоды и т.п.;

в военном деле для обеспечения обороноспособности страны;

в обучении - как учебные пособия и материалы для самостоятельной работы.

В картографии разрабатывается особый метод использования карт для получения качественных и количественных характеристик объектов и явлений, анализа их структуры, взаимодействия, динамики. Он получил название картографического метода исследования. При этом карты рассматриваются как модели, которые заменяют сам объект исследования. Одновременно и в комплексе с картами и атласами для тех же целей привлекаются аэрофотоснимки и космические снимки. В физической географии картографический метод является одним из основных методов научного исследования.

Перечень изучаемых и контрольных вопросов

1. Классификация карт по масштабам.

2. Общегеографические и тематические карты.

3. Обзорные, мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные, детальные карты.

4. Картографические основы для составления карт различного типа

5. Принципы составления номенклатуры топографических карт.

6. Контурные планы внутрихозяйственного использования.

7. Контактный аэрофотоснимок. Накидной фотомонтаж. Фотоплан.

8. Космический снимок.

9. Физико-географические карты.

10. Физико-географические карты аналитические (например, отдельных элементов климата) и синтетические (например, типов климата).

11. Назначение карт общенаучные (научно-справочные) например: общие климатические, прикладные (агроклиматические).

12. Специализированные типы физико-географических карт – ресурсные, оценочные, прогнозные, необходимые для рационального использования и охраны природной среды.

13. Почвенные, геоботанические, зоогеографические, океанологические карты.

14. Ландшафтные карты разного масштаба и их назначение.

15. Классификационные группы ландшафтных карт (типы, классы, виды).

Примеры карт разных масштабов смотрите в приложениях №№ 1-4.

Семинарское занятие № 13

Наши рекомендации