К специально-научным методам относят системы сформулированных в императивной форме принципов конкретных научных теорий.
На уровне чувственно-практического опыта возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно. Объяснить же их и обосновать позволяет теоретический уровень познания.
Рисунок 1 - Стандартная современная модель научного познания
Закон– есть существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений.
Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области знаний, называется теорией.
Если теория в целом не получает убедительного эмпирического подтверждения, она может быть дополнена новыми гипотезами.
Подтвержденная на практике теория считается истинной до тех пор, пока не будет предложена новая теория, которая будет построена на объяснении вновь появившихся эмпирических фактов. Основной смысл, суть теории выражается в концепции.
Когда теория еще не выработана, но имеется только главная идея для объяснения определенных событий, то такую идею тоже называют концепцией.
Концепция– определенный способ понимания, трактовки какого-либо процесса или явления, ведущий замысел, конструктивный принцип научной деятельности.
Таким образом, каждая теория или гипотеза имеет свою концепцию, свой смысл и свой принцип научной деятельности.
Исходя из вопроса о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Ученые-науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.
К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т.п. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений. На основе этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые становятся базой теории.
Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии соответствующей области знания. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.
Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. Это логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности, непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике.
Третий тип - дедуктивные теоретические системы. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные теории строятся обычно в особых формальных языках. Такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации, которая является условием превращения формального языка в знание в собственном смысле слова.
Содержание и особенности каждого типа научной теории убеждают в том, что возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые, в свою очередь, порождают научные термины - понятия.
Наука является социальным институтом, так как срослась со всеми формами материального и духовного производства, политической и идеологической жизнью общества и превратилась в непосредственную производительную силу, важнейший компонент научно-технического прогресса.
Наука является отраслью культуры.
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него, и потому неразрывно с ним связан.
Следовательно, всякий предмет культуры можно разложить на две составляющие – природную основу и его социальное содержание и оформление.
Эта двойственность культуры является основанием возникновения двух ее типов: естественно-научного и гуманитарного.
Предметная область первого типа культуры – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий.
Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, во-первых, социальных, а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В него входят философия, социология, история, филология, мораль, право, религия.
Критерии различия гуманитарного и естественнонаучного знания отображены в табл. 1.
Таблица 1 - Критерии различия гуманитарного и естественнонаучного знания
Критерии различения | Естественные науки | Гуманитарные науки |
Объект исследования | Природа | Человек, общество |
Ведущая функция | Объяснение (истины доказываются) | Понимание (истины истолковываются) |
Характер методологии | Генерализирующий (обобщающий) | Индивидуализирующий |
Влияние ценностей | Малозаметно, неявно | Существенно, открыто |
Антропоцентризм | Изгоняется | Неизбежен |
Идеологическая нагрузка | Идеологический нейтралитет | Идеологическая нагруженность |
Взаимоотношения субъекта и объекта познания | Строго разделены | Частично совпадают |
Количественно-качественные характеристики | Преобладание количественных оценок | Преобладание качественных оценок |
Применение экспериментальных методов | Составляет основу методологии | Затруднено |
Характер объекта исследования | Материальный, относительно устойчивый | Больше идеальный, чем материальный; относительно изменчивый |
Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук проявляется в следующем:
1. в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики;
2. в сознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненно важное значение для человека;
3. в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
4. в гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием гуманитарного образования;
5. в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы развития.
Лекция 2
РАЗВИТИЕ НАУКИ. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА