Характеристика очага поражения при авариях на химически опасных объектах
Аварии на химически опасных объектах и транспорте могут сопровождаться или выбросом, или разливом АХОВ. При аварии с выбросом АХОВ образуется зараженное облако, которое называется первичным. Состав и поражающее действие этого облака зависит от свойств АХОВ.
При испарении аэрозольных частиц и капель АХОВ, а также с участков их разлива, образуется вторичное облако. Таким образом, различают первичное и вторичное химическое заражение.
При первичном заражаются воздух, местность, люди и техника в момент выброса (вылива) АХОВ, которое является непосредственно причиной поражения незащищенных людей.
Вторичное химическое заражение людей может произойти при контакте их с зараженной местностью и объектами.
Таким образом, в результате крупной производственной аварии с выбросом (выливом) АХОВ образуется зона химического заражения, и возникают очаги химического поражения.
Зона химического заражения включает территорию, подвергшуюся непосредственному воздействию АХОВ (участок разлива) и территорию, над которой распространялось облако АХОВ. Зона химического заражения характеризуется размерами (длиной, глубиной и площадью), которые в свою очередь зависят от количества АХОВ, их типа, метеорологических условий (ветер, состояние приземного воздуха, осадки и др.), рельефа местности, наличия на ней растительности, типа и плотности застройки.
Очагом химического поражения называется территория, на которой в результате воздействия АХОВ произошли массовые поражения людей, животных, растений.
Очаг химического поражения может быть меньше зоны химического заражения или совпадать с ней. В зоне может быть и несколько очагов поражения. Их границы определяются границами населенных пунктов или их частей, оказавшихся в зоне химического заражения.
Последствиями взрывов могут быть поражения от ударной волны (избыточного давления во фронте ударной волны) и скоростного напора воздуха, несущего всевозможные обломки разрушений. Размеры зон поражения зависят от мощности взрыва.
Последствиями пожаров могут быть ожоги различной степени тяжести, химические отравления АХОВ, выделяющимися при горении синтетических материалов, т.е. возможны комбинированные поражения. Размеры зон поражения зависят от характера пожара
В очагах (зонах) поражения, вызванных стихийными бедствиями, природными пожарами санитарные потери носят в основном травматический характер. Однако, необходимо учитывать, что при стихийных бедствиях возможны возникновения вторичных поражающих факторов за счет аварий на объектах народного хозяйства, вызванных стихийными бедствиями. В таких случаях характер поражения может быть комбинированным.
При сильных землетрясениях потери носят очагово-массовый характер с преобладанием комбинированных поражений. Это объясняется тем, что разрушаются предприятия с различным профилем производства, сети газо- и водоснабжения, электросети, хранилища АХОВ. Возникают большое количество пожаров, сильная загазованность в районе землетрясения. Наряду с травматическими поражениями различной степени тяжести, возникают поражения от ожогов, отравлений, различная комбинация их. Оказание первой помощи затруднено значительными завалами, трудностью доступа к пораженным, и отрицательным фактором становится время.
К авариям техногенного характера относятся взрывы и пожары на предприятиях оборонной, нефтедобывающей, газовой, текстильной, хлебопродуктовой и фармацевтической промышленности, а также на складах взрыво- и горючеопасных веществ и материалов.
Вторичными последствиями взрывов и пожаров являются поражения людей обломками обрушенных зданий и сооружений, погребения их под обломками, отравление угарным газом и утечка АХОВ из поврежденного оборудования.
В последние годы отмечается резкий рост аварийности на транспорте. Возрастает тяжесть последствий транспортных аварий, на которые приходится более 60 % от общего числа жертв техногенных событий. К транспортным авариям относится: аварии товарных и пассажирских поездов и поездов метрополитена, аварии грузовых и пассажирских судов, автомобильные аварии и авиационные катастрофы. В последние пять лет число погибших от дорожно-транспортных происшествий в нашей стране составило более 300 тысяч, а получивших различные травмы - около миллиона человек.
Имеют место аварии на электростанциях, очистных сооружениях, канализационных системах и системах водоснабжения, коммунальных системах, газопроводах. Сброс вредных веществ промышленными предприятиями в водоемы отмечался и в Воронеже.
Аварии на объектах химической промышленности, газопроводах, местах хранения и транспортировки емкостей с токсическими веществами приводят к выбросу в биосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ), которые вызывают гибель растительных и животных организмов.
При аварии на водоемах, имеющих АХОВ, происходит заражение территории этими веществами. При этом размеры и конфигурация очага заражения зависят от количества и физико-химических свойств попавшего в атмосферу вещества, скорости ветра и других метеорологических условий, характера застройки города, рельефа и растительного покрова местности. На зараженной территории различают зоны со смертельными и поражающими концентрациями.
Количество химических веществ, применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту, с каждым годом увеличивается.
Наиболее распространенными АХОВ являются хлор, аммиак, различные кислоты (серная, соляная и др.), окись углерода (угарный газ), щелочи и технические жидкости.
Аварии с выбросом биологически опасных веществ могут произойти при производстве, транспортировке, нарушении контроля за их хранением.
Биологически опасными веществами (БОВ) называют болезнетворные микроорганизмы и их яды, используемые в промышленности для изготовления лекарственных препаратов, минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями сельского хозяйства, а также в оборонной промышленности при производстве бактериологического оружия.
Последствиями выброса БОВ могут быть единичные случаи особо опасных инфекционных заболеваний или эпидемии. Заражение в очаге людей и животных происходит через воздух, воду, почву, продукты и различные предметы довольно длительное время после аварии.