Криминалистическая идентификация и группофикация 13 страница
Методика экспертного исследования аналогична методике дактилоскопической экспертизы. Все исследования произво-
Глава Є5. Следы кожного покрова головы и зубов человека 235
дятся с использованием оптических средств (лупы, микро- ? скопы, источники концентрированного света, источники возбуждения УФ и ИК люминесценции). Сравнение производится на фотоснимках, увеличенных до 20 раз. Для формирования индивидуальной совокупности необходимо совпадение не менее 15 признаков строения кожного покрова.
4. СЛЕДЫ ЗУБОВ
Строение зубов человека судебные медики и криминалисты с давних пор относят к признакам внешности, хотя это скорее признаки внутреннего строения, поскольку они видны не всегда. Вместе с тем следы зубов и их признаки включены в структуру словесного портрета, карты сбора информации для формирования современных единых банков данных, карты неопознанного трупа и без вести пропавшего лица. В этой связи они рассматриваются именно в данной главе.
Следы зубов человека в следственной практике встречаются сравнительно редко, но криминалистическое значение их огромно. Анатомическое строение зубов в своей совокупности индивидуально, что позволяет производить по их следам отождествление преступников, неопознанных трупов, лиц без вести пропавших.
К общим признакам зубов относят количество, особенности рельефа жевательной поверхности коренных зубов, форму и размеры коренных зубов, расстояние между зубами, форму и строение клыков и т. п.
Частными признаками являются различные аномалии анатомического строения, дефекты, заболевания, положение и чередование зубов, форма прикуса, соотношение верхних и нижних зубов и др.
Следы зубов образуются при механическом взаимодей-
ствии, когда зубы контактируют с каким-либо объектом, обладающим остаточной деформацией. Это могут быть твердые, пластические тела — металл, дерево, предметы из них, смолы, пластмассы, продукты питания, овощи, фрукты и т. п.
По механизму образования следы зубов делят на следы надкуса и откуса. След надкуса образуется, когда верхние и нижние зубы движутся навстречу друг другу, внедряются в следовоспринимающий предмет, но не разделяют его, т. е. собственно только надкусывают. Такие следы надкуса являются следами давления, возникающими вследствие деформации следовоспринимающего предмета. Они отображают внешнюю форму, размеры и расположение зубов, чаще всего передних (верхних и нижних). Это статические следы надкуса. Следы надкуса делят на простые, образующиеся только от верхних зубов, и сложные, возникающие как от верхних, так и от ниж-
Раздел IV. Следы человека
них следов (на плитке шоколада, кусочке сыра, яблоке, когда надкус сделан, однако надкушенная часть не отделена).
Следы откуса возникают, когда надкушенная часть объекта полностью отделяется как часть от целого. При завершении откуса зубы смыкаются,. а откушенная часть остается во рту.;
Таким образом, следы откуса остаются на поверхностях разделенных объектов. Следы откуса — динамические и представляют собой сочетание бороздок и валиков, отображающих ширину и расстояние между зубами, дефекты режущих линий резцов, а также различные механические изменения, возникающие как на естественных, так и искусственных зубах. Такие линейные следы можно видеть на масле, сыре, мармеладе и тому подобных продуктах и пластических объектах. Следы откуса могут быть и на относительно твердых объектах, но они чаще всего являются следами скольжения, например образующимися на металлическом колпачке, когда бутылку открывают зубами. В практике ГАИ г. Киева был случай, когда при наезде на пешехода последний ударился лицом о капот автомашины, на которой остались следы скольжения, нанесенные зубами потерпевшего. Следы были использованы для идентификации.
На месте происшествия следы зубов могут быть на окурках сигарет, предметах туалета, которые человек привык кусать (грызть), например, конец карандаша, ручки и т. п. В случаях вскрытия свинцовых пломб на них нередко обнаруживаются следы зубов. Объемные следы зубов описывают, фотографируют, изготавливают слепки (полимерные, гипсовые). Слепки рекомендуется изготовлять только с предметов, которые нельзя изъять вместе со следом (масло, сыр, фрукты высыхают и след деформируется). Остальные следы надо доставлять на экспертизу непосредственно с предметом-носителем.
Следы зубов на тканях человека — нередкое явление. Обычно для фиксации их приглашают судебного медика. Здесь возможно описание, фотографирование, иногда изготовление полимерных слепков. Если следы найдены на трупе, то, кроме названных приемов фиксации, возможно изъятие ткани вместе со следом. Такой след специальным образом консервируется.
Судебную экспертизу следов зубов, как идентификационную, так и диагностическую, обычно проводят судебно-медицинские экспертные учреждения МЗ Украины. Медики в рамках судебно-медицинской экспертизы создали специальную отрасль — судебно-медицинскую трасологию. Идентификационная экспертиза следов зубов типично трасологическая и относится к виду криминалистической. Поэтому целесообразнее проводить такие исследования комплексно, приглашая судебно-медицинских экспертов и экспертов криминалистовтрасологов.
Глава 16. Учение о следах навыков человека 237
Елава 16. УЧЕНИЕ О СЛЕДАХ НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА
1. ПОНЯТИЕ НАВЫКОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ-ПРИЗНАКОВ
Навык — это действие, двигательный акт, сформированный путем повторения однотипных операций и характеризующийся высокой степенью автоматизации при отсутствии поэлементной сознательной регуляции.
Навык отражает жизненный опыт человека: как действовать, как выполнять какую-то работу, реагировать на внешний раздражитель в сложившейся ситуации, которая раньше встречалась неоднократно. В этом плане навык — степень обучения человека умению решать конкретную задачу, выйти из сложной ситуации с наименьшими затратами сил и энергии, например, одному сотруднику без подготовки задержать опасного преступника, проникнуть незаметно в хранилище, взломать сейф и т. п. От степени овладения навыком зависит его устойчивость и автоматизированность, т.е. выход из ранее встречавшейся ситуации решается одинаковыми действиями.
Навык — динамическая примета человека, это не признак внешности, поскольку он характеризует человека как личность, как биологическую систему. Это внутреннее качество личности, ее свойство действовать в определенных ситуациях так, а не иначе. Навык характеризует психику, физиологию, высшую нервную деятельность человека.
Внешние признаки человека — это -специфика анатомического строения его тела, скелетной основы, кожного покрова, которые очевидны, поскольку лежат на поверхности, имеют строгую локализацию и относительно неизменяемы. Анатомические признаки в совокупности представляют границу материальной сущности. Как и для любого материального тела, внешняя оболочка (поверхность) характеризуется внешними признаками, у человека — анатомическими, т. е. материальными образованиями: выпуклостями, вогнутостями, ямками, бугорками, бороздками и валиками, образованными строением скелетной основы и кожи. Внешние признаки характеризуются расположением (топографией), размерами, формой и цветом. В совокупности они образуют собственное строение кожи, которое на различных участках тела человека неодинаково.
Динамические, или функциональные (двигательные), признаки отражают внутреннюю, деятельностную сторону биологической системы, в том числе и человека. Это внутренние качества, проявляющиеся только при функционировании объекта, почему и называются функциональными, или двигательными — динамическими. Сущность таких признаков состоит
238 Раздел IV. Следы человека
в движении системы (объекта) в целом либо отдельных его частей, групп мышц, и они характеризуют деятельностные качества человека как единого целого, как личность.
Поэтому динамичность (функциональность)-это не столько признак, сколько свойство личности проявлять себя вовне. Если признаки внешности, например, форма спинки носа, разрез глаз, оттопыренность ушной раковины, проявляются формой, размером и расположением, то такое свойство, как способ действия, допустим, отпирание замка с помощью отмычки, проявляется в виде деятельности — социальной (профессиональной) или преступной.
Свойство — это внутреннее качество, проявляющееся лишь в движении, взаимодействии с материальной средой. Следовательно, свойства личности, проявляясь в виде взаимодействия с материальной средой, образуют идеальные и материальные следы. В криминалистике и следственной практике следы свойств человека, главным образом способ совершения преступления, используются для розыска преступников и их отождествления.
Природа функциональных свойств. Функциональное свойство представляет собой двигательный акт, материальной основой которого служит условнорефлекторная деятельность человека. Механизм образования свойства, т. е. двигательного акта, представляется следующим. Человек, взаимодействуя с материальной средой, отражает ее и тем самым формирует систему ответных реакций на внешний раздражитель, главным образом, мобильных действий. Такщм образом, субъект осуществляет взаимодействие с окружающей средой и изменяет ее объекты, внешние условия.
При повторении внешних условий ответные действия на раздражитель становятся все более однотипными, в коре головного мозга формируется динамический стереотип, т. е. система нервных связей, которая на одинаковые раздражители реагирует одинаковыми движениями, образом действий человека. В результате многократного повторения (тренировки) решения одних и тех же задач в биологической системе формируется навык.
Таким образом, сущность динамических свойств, т. е. функциональных признаков (по общепринятой терминологии), составляют навыки — автоматизированные двигательные реакции отдельных или группы мышц человека на какой-то раздражитель, например, личностные потребности, ситуационные задачи, встречающиеся при расследовании преступлений. Отсюда в уголовном праве двигательные свойства человека в конкретных ситуациях интерпретируются как образ действия, а в криминалистике — как способ совершения преступления.
Глава 16. Учение о следах навыков человека 239
2. ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЙСТВ-НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА
Познание свойств человека требует знания видов навыков» которыми он обладает, и особенностей их отражения в материальной среде. В физиологии высшей нервной деятельности и психологии навыки делят на сенсорные (перцептивные), связанные с ощущениями и называемые иногда чувственными; интеллектуальные, связанные с умственной деятельностью, и двигательные (моторные). Хотя это деление условно, оно имеет принципиальное значение для понимания свойств человека, прежде всего способа совершения преступ-
ления, представляющего систему двигательных процедур (действий) преступника для реализации преступного замысла.
Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение хорошо знакомых, т. е. неоднократно воспринимавшихся ранее, объектов. Перцептивные навыки лежат в основе узнавания людей, предметов, явлений, событий реального мира. Зрение, осязание, слух, обоняние, вкус суть каналы получения информации о внешней среде, мысленные образы накапливаются в памяти человека (следы памяти) и образуют источник идеальной информации о свойствах человека. И. П. Павлов по этому поводу замечал: «У нас от всех бывших раздражителей имеются следы». Перцептивные навыки позволяют получать информацию о некоторых внешних признаках предмета, о том, каков он — угловатый, круглый, гладкий, шероховатый, сухой, влажный, легкий, тяжелый и т. п.
Интеллектуальный навык представляет собой автоматизированный прием, способ решения ранее встречавшейся задачи. Поэтому такой навык имеет заранее построенный алгоритм действий для решения однотипных задач, ситуаций, встречавшихся в прошлом, поскольку они формируются неосознанно. Так, большинство защитных движений образуется подсознательно: косолапость при ходьбе, спектральные переходы в речи, некоторые признаки почерка, привычки и манера поведения и т. п.- также возникают неосознанно. Они устойчивы и почти не поддаются изменению. Например, право-;
окружное движение изменить на левоокружное можно лишь на небольшом участке текста, как и изменить походкутолько на небольшом участке пути. Поэтому, отбирая образцы функциональных свойств признаков (почерка, походки, речи), необходимо учитывать возможность умышленного их искажения, для чего увеличивать время отбора, количество образцов и использовать, как правило, отобранные по времени последними.
В криминалистике двигательные свойства-навыки можно классифицировать по иным основаниям, например, по функцио-
Раздел IV. Следы человека
нальному назначению- на локомоционные, коммуникативно-речевые, профессиональные и навыки совершения преступлений (Г. А. Самойлов, 1968), либо на спортивные, учебные, трудовые, бытовые и т.п.; по степени выработанноеT-на выработанные и невыработанные; по степени усвоения и автоматизации-знание, умение, навык; по сохранению во времени- на устойчивые (неизменяемые) и относительно устойчивые (изменяющиеся в пределах идентификационного поля);
по степени регуляции и контроля — на неконтролируемые сознанием й контролируемые сознанием и т. д.
В настоящее время в криминалистике нет единой классификации динамических свойств личности, очевидно, потому, что внешне Проявляемые двигательные реакции трудно описать вследствие целостного восприятия движения, которое для точного описания требует детализации, дискретного подхода, причем система деятельности должна быть строго ориентирована относительно точек отсчета. Поэтому пока в криминалистике используют навыки ходьбы, письма и письменной речи, мимики и жестикуляции, некоторые интеллектуальные навыки, которые можно измерить, описать и представить в качестве источника криминалистической информации в уголовном судопроизводстве.
Интеллектуальный навык как след памяти представляет определенную степень научения, усвоения повторяющихся действий. Доведенный до совершенства, т. е. автоматического движения, он представляет прием. В этом плане навыки являются базой для формирования тактики следственных действий, поскольку следственное действие представляет систему ранжированных приемов, используемую для наиболее эффективного достижения цели. Интеллектуальный навык подобен конкретной программе, предписывающей, как, какими средствами и в какой последовательности необходимо действовать в типичной ситуации. В этой связи программирование планирования расследования представляет практическую реализацию интеллектуальных навыков.
Двигательный навык — это автоматизированное неоднократно осуществлявшееся ранее воздействие субъекта на внеш- «а ний объект с помощью движений с целью его преобразо- 1 вания. |
Двигательный навык, таким образом, есть целенаправ- | ленная преобразующая деятельность, осуществляемая в ходе Я взаимодействия субъекта с объективной реальностью. Авто- Ц матизированное воздействие представляет собой сущность й| способа совершения преступления, практическую реализацию цели. Если интеллектуальный навык является сформировавшимся устойчивым знанием — как действовать, то двигательный навык- это непосредственное действие субъекта,
Глава 16. Учение о следах навыков человека 241
направленное на изменение реального объекта. Отсюда в психологии двигательный навык понимают как систему, включающую перцептивные и интеллектуальные навыки. Последние управляют и контролируют преобразующую деятельность на основе автоматического отражения преобразуемого объекта. Поэтому двигательные навыки относительно устойчивы и опосредованы внешними условиями и порядком осуществления актов действий, направленных на преобразование реальных объектов.
Практика свидетельствует о том, что абсолютно одинаковых способов совершения преступлений, как и способов деятельности вообще, не бывает.
Практическое использование функциональных свойств человека в следственной практике пока еще находится на органолептическом уровне, поэтому в орбите источников информации находятся главным образом очевидцы события преступления, являющиеся источниками идеальных следов. Использование материальных следов функциональных свойств требует инструментальных средств их обнаружения и фиксации, исследования и, главное, оценки на основе знания таких свойств навыков, как динамичность, индивидуальность, устойчивость, автоматичность, вариативность, отражаемость.
Динамичность навыка. Физиологией установлена взаимосвязь психики человека с актами его движения, Двигательные, спортивные, профессиональные, речевые навыки являются актами психической деятельности и проявляют себя вовне движением мышц и скелетной основы. Еще И. М. Сеченов отмечал, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечному движению. Следовательно, психические акты внешне проявляют себя в движении мышц или их групп, наблюдая и «читая» которые, можно судить о психических актах человека. Движения рук, ног, пальцев, корпуса, головы, речеобразующих органов все это внешнее проявление навыков как элементов психомоторной деятельности. В большинстве случаев они осуществляются автоматизированно как ответные реакции на ранее встречавшийся раздражитель и отражают эмоциональное состояние, что используется при общении в качестве личностного источника информации, Следовательно, динамичность навыка — это его сущность, в движении он существует, становится наблюдаемым и измеряемым.
Индивидуальность навыка выражается в том, что отдельные его элементы (детали) вследствие своей оригинальности приобретают значение особенностей (особых примет), присущих свойствам лишь конкретного лица. Поэтому индивидуальность не есть копирование, повторение действия (движения) во всех мельчайших подробностях, она индивидуальна как
Раздел IV. Следы человека
форма деятельности, оболочка, модель накопленных опытом действий. Именно в этом плане навык индивидуален, например, навык ходьбы, письма, конкретной профессии и т. п.
Каждый пишущий исполняет письменные знаки, копируя их общее строение, форму, однако при этом допускает какие-то собственные двигательные элементы, которые индивидуализируют почерк. В этом плане динамический навык индивидуален как общее. Поэтому признаки навыков делят на общие и частные.
Устойчивость навыка — это свойство, которое необходимо отличать от устойчивости твердых тел. Там устойчивость обеспечивает сохранение в пространстве внешних признаков, их статичность. Устойчивость навыка — свойство, приобретенное человеком в результате неоднократного повторения и образования динамического стереотипа, который лишь относительно устойчив. Поэтому анатомические признаки устойчивы в общем и относительно устойчивы в частном. Интеллектуальный навык устойчив в общем как образ действия,. например, способ взлома замка путем вырывания дужки, но относительно устойчив в той структуре движений, которые образуют способ как единое целое. Следовательно, устойчивость следует понимать как относительное свойство навыка.
Автоматичность (автоматизированность) навыка также особенность относительная, поскольку она предполагает не бессознательную деятельность, а лишь в какой-то степени бесконтрольную со стороны сознания. Поэтому даже высокоавтоматизированные навыки, такие как почерк, походка, могут частично контролироваться человеком. Учитывая это, при отборе образцов почерка, походки и других динамических навыков необходимо наблюдать за действиями субъекта, поскольку он может искажать почерк и другие свои свойства-навыки.
Автоматичность (автоматизированность) присуща не всем навыкам и зависит от вида деятельности. Так, научно-исследовательская деятельность — всегда осознанная и не может быть автоматизированной, тогда как производственная или бытовая в своих элементах повторяется неоднократно и приобретает свойство автоматизированности.
Таким образом, автоматизированность следует понимать как бесконтрольное выполнение лишь отдельных движений во взаимосвязанной системе, представляющей деятельность как законченный акт (способ взлома или совершения другого преступления, сокрытия следов и т. п.).
Вариативность навыка есть следствие относительной устойчивости, поскольку динамическая структура навыка представляет совокупность осознанных и неосознанных эле-
Глава 16. Учение о следах навыков человека 243
ментов движений. Поэтому вследствие условнорефлекторной деятельности навык обладает инвариантностью, однако осознанная деятельность создает условия для вариантности движений, т. е. навык обладает вариативностью. Вариативность навыка следует рассматривать как возможность различных осознанных вариантов движений в структуре навыка вообще. " Отсюда вариативность можно интерпретировать как ответные реакции на внешние или внутренние раздражители.
Отображаемость навыка — это реальная закономерность, свойство материи, с помощью которого объект выделяет себя из среды ему подобных. Поэтому динамическое свойство, как двигательная мышечная реакция, приводит человека во взаимодействие с материальной средой, в результате чего образуются следы свойств-навыков на объектах материальной среды. Отражение навыка, или отображаемость,- всеобщее свойство любого явления, события и материального образования.
3. ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ДИНАМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Информационная значимость статических и динамических следов для расследования преступлений неоднозначна: первые очевидны и представляют материальные копии, вторые неочевидны и проявляются лишь в движении, в непосредственной деятельности. Динамические навыки в своей совокупности формируют свойства личности, образ действия, поведения в типичных жизненных ситуациях. Прогнозировать личностные свойства и динамику поведения человека можно на основе собранной информации о динамических навыках.
Существует два подхода к получению информации из динамических источников: органолептический (чувственно-познавательный) и инструментальный. При первом следы отображения двигательных навыков, например, походки, мимики, жестикуляции и тому подобных выражений эмоциональной напряженности фиксируют органами чувств, а оценивают в соответствии с накопленным опытом. Во втором обнаружение, фиксацию и исследование динамических признаков производят техническими средствами, а результаты используют как заключение специалиста. Выше были названы виды навыков: перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Рассмотрим их следы как источники информации.
Получение информации из следов перцептивных навыков. Перцептивные навыки проявляются вовне в виде вегетативнодвигательных реакций, являющихся очевидными, а следовательно, изменениями в широком понимании. Внешние прояв-
244 Раздел IV. Следы человека
ления внутренних вегетативных реакций выражаются в изменении цвета кожного покрова, прежде всего лица, как следствии расширения или сужения кровеносных сосудов; в расширении зрачков, усилении потоотделения, слезотечения и т. п., которые очевидны. Поэтому рекомендуется при проведении следственных действий, например, в ходе допроса, обыска, наблюдать за такими реакцияии и использовать их для выбора тактики общения и поведения следователя. Но как интерпретировать эти реакции, т. е понять, какова причина покраснения либо побледнения лица допрашиваемого; что означает изменение темпа речи и тембра голоса — возможно, субъект что-то скрывает или лжет. Даже невольно вырвавшиеся у допрашиваемого слова, двигательные эмоциональные всплески нельзя считать следствием точного попадания в цель вопроса-раздражителя. Оценка их пока еще остается на уровне жизненного опыта, результатов «несчитанной статистики» того факта, что покраснение чаще всего свидетельствует о стыде, трудной ситуации выбора ответа либо поведения, а беспокойство, печаль, отчаяние и депрессия нередко появляются, когда допрашиваемый старается скрыть след памяти и ответить на поставленный вопрос ложной легендой.
Кроме внешних следов (вегетативно-двигательных реакций), существует ряд внутренних, не проявляющих себя вовне так очевидно, например, изменение состава крови, деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания. Такие вегетативные следы можно регистрировать только техническими средствами, контактными и бесконтактными. В полицейской практике сделаны попытки создать такие приборы (вариографы, лайдетекторы) и применить их на практике для детекции лжи. Однако пока они еще не обеспечивают-строгой научной объективности, и применение их связано с нарушением конституционного права неприкосновенности личности. Поэтому показания подобных устройств не могут служить доказательствами, а используются лишь в-оперативных целях для прогнозирования.
Вместе с тем инструментальный подход для получения информации из следов перцептивных навыков является весьма перспективным, при соответствующей методике его следует применять не только в оперативной, но и в следственной практике, а его результаты в будущем должны использоваться как равнопорядковые доказательства, разумеется, при соответствующем соблюдении процессуальных норм.
Двигательные вегетативные реакции характеризуют изменения тонуса мимической мускулатуры лица и скелетной конечностей. Выразительные движения мышц лица называются мимикой, а выразительные движения всего тела человека — позой. Совокупность выразительных движений мими-
Глпва 17. Следы навыков письма
ки, жестов и позы называется пангомилшкюй. Выразительные движения рук называют жестами, или жестикуляцией.
Мимические, жестовые движения и позы юосят навыковый характер и подчеркивают психическое или фмзическое состояние человека. В этой связи различают мимшку спонтанную (неконтролируемую) как внешнюю ответную реакцию на какой-то раздражитель и намеренную, т. е. упроавляемую сознанием. Спонтанная мимика является истиншым отражением психического состояния человека, а произволъная, хотя и развивается на основе непроизвольной, отражает всего лишь жизненный опыт субъекта. Все двигательны:е навыки фиксируют визуальным наблюдением либо бескоштактными техническими средствами — фотосъемкой, видеозашисью, киносъемкой. Результаты визуальных наблюдений фиксируют в протоколах следственных действий и оценивают на основе данных психологии и личного опыта следователя. Материализованные следы — фотоснимки, киноленты и видеограммы — исследуют с помощью специалиста, а заключению его используют
в доказывании.
Следы интеллектуальных навыков — эт»о следы памяти,
субъективные образы, проявление (раскрыт-ие) которых происходит на основе свободного волеизъявления источника в ходе следственных действий (допрос, 0быск, предъявление для опознания, проверка показаний на ме-сте, следственный эксперимент) либо оперативных мероприят-ий, а результаты фиксируют в протоколах, объяснениях, заявм-ениях, фотоснимках, видеограммах, кинофильмах.
Глава 17. СЛЕДЫ НАВЫКОВ П:ИСЬМА (Криминалистическое исследованисе письма)
1. ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА
История развития письма наглядно отражает эволюцию человека. На определенном этапе развития звуковое общение (звуковая речь) перестало удовлетворять социальные потребности людей. Акустическую информаципо, передаваемую звуковой речью, нельзя было закрепить, сох?ранить во времени
и тем более передавать.
Вначале человек использовал для перегдачи информации предметы материального мира, например, камни, раковины, оставляя их на местах стоянок, по пути следования, сообщая таким образом о своем пребывании или путях передвижения. На деревьях оставляли зарубки, на веревказс завязывали узелки, затем на подходящих плоскостях на мест.ах стоянок человек стал рисовать зверей, птиц, себя, сцены охот?ь?, войны и т. п. Так появились графические знаки, отображаиощие содержание
Раздел IV. Следы человека
мыслей человека, следы его памяти. Зародилось графическое письмо знаками, послужившее прообразом древнеегипетского письма.
Рисунки-знаки со временем упрощались и приобретали форму отвлеченных от смысла знаков. Появилась клинопись, наконец финикийское письмо, которое было началом фонетического письма. В последнем отдельные знаки стали обозначать фонемы, звуки либо отдельные слова. Фонетическое письмо послужило основой для возникновения греческого письма, в котором слова были расчленены на буквы, фонемы и стали алфавитом языка (М. Г. Р?зник, 1978).
Таким образом, письмо как средство отображения и запечатления на материальном носителе мыслей человека с по-
мощью графических знаков является одной из сторон социокультуры человеческого общества. В этой связи двуединое понятие письма обозначает: с одной стороны, смысловое содержание, а с другой — специальный графический код, с помощью которого зашифровано содержание письма. Если человеку неизвестен код-алфавит, то он не сможет установить содержание письма.
В письме различают смысловую (семантическую) сторону, называемую лексикой или письменной речью, и графическую (знаковую), называемую почерком.
Письменная речь раскрывает смысл написанного, а почерк показывает, в каком алфавите (ключе) выполнено письмо. Поэтому почерк допустимо интерпретировать как устойчивую динамическую систему, отражающую программу графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный навык выполнения рукописи, реализуемой с помощью системы движений (по Р. С. Белкину, 1982).
Следовательно, почерк представляет графическую сторону письма, его динамическую функцию, а письменная речь отображает его интеллектуальную функцию. Таким образом, письменная речь — это отображение интеллектуальных, а почерк — динамических навыков человека.
Основу навыка, как уже отмечалось, составляет динамический стереотип, и навыки письменной речи и почерка не составляют исключения. Им присущи свойства и признаки, известные из психологии и физиологии высшей нервной деятельности,- динамичность, устойчивость, автоматичность, вариативность и отражаемость.