К зачёту готовиться по всему списку вопросов!
Контрольная работа № 2
1. Что такое сплав?
2. Что называется компонентом сплава?
3. Какие существуют виды взаимодействия компонентов в сплавах?
4. Что такое твердые растворы замещенияивнедрения?
5. Условия образования твердых растворов с ограниченнойи неограниченнойрастворимостью.
6. Как выглядят твердые растворы под микроскопом?
7. Что такое механическая смеськристаллов? При каких условиях она образуется? Как выглядит такой сплав под микроскопом?
8. При каких условиях в сплавах возникают химические соединения?
9. Что такое диаграмма состояния?
10. Как получают диаграммы состояния?
11. Что такое фазаи компонент?
12. Что такоекритическая температура?
13. Что такое ликвидуси солидус?
14. Диаграмма состояния сплавов с полной нерастворимостью компонентов. Понятие обэвтектике, доэвтектическихи заэвтектическихсплавах.
15. Диаграмма состояния сплавов cполной взаимной растворимостью. Понятие о макро-и микроликвации.
16. Диаграмма состояния сплавов с ограниченной растворимостью. Понятие о предельной растворимости. Как меняется предельная растворимость с изменением температуры?
17. Как следует рассматривать диаграмму состояния сплавов с химическим соединением?
18. Как свойства сплавов зависят от вида диаграммы состояния?
19. Компоненты и фазы в системе железо-углерод.
20. Диаграмма состояния железо-цементит. Знать: ликвидус и солидус, линии предельной растворимости углерода в a-Fe и в g-Fe, области твердых растворов ферритаи аустенита, температуру и концентрацию, при которых образуются эвтектика иэвтектоид.
21. В чем смысл деления железоуглеродистых сплавов на стали и чугуны?
22. Классификациясталей и белых чугунов по структуре.
23. Что такое углеродистые стали?
24. Влияние углерода на свойства стали.
25. Влияние полезных и вредных постоянных примесей на свойства стали.
26. Какие существуют виды классификации углеродистых сталей?
27. Классификация сталей по степени раскисления.
28. Классификациясталей по качеству.
29. Маркировка сталей(знать расшифровку марок углеродистых сталей).
30. Структура, свойства, получение, маркировка и применение чугунов: а) белых, б) серых, в) ковких, г) высокопрочных.
Вопросы по теме «Термическая обработка стали»
1. Что такое термическая обработка?
2. Критические точки при нагреве стали: Ас1, Ас3, Асcm.
3. Проанализировать превращения при нагреве доэвтектоидной стали.
4. Проанализировать превращения при нагреве заэвтектоидной стали.
5. Почему величина зерна является основным контрольным показателем качества термообработки?
6. Диаграмма изотермического распада аустенитадля стали с 0,8 % С.Что означают все линии на этой диаграмме? Три типа превращения переохлажденного аустенита.
7. Перлитное превращение: механизм, условия, продукты превращения.
8. Мартенситное превращение: механизм, условия, продукт превращения.
9. Что происходит с мартенситом при нагреве? Какие структуры образуются в результате распада мартенсита?
10. Отжиг: сущность, цель и разновидности.
11. Нормализация: сущность и цель.
12. Закалка стали: сущность и цель.
13. Разновидности закалки по температуре нагрева и способам охлаждения.
14. Виды брака при закалке.
15. Поверхностная закалка стали.
16. Понятие закаливаемостии прокаливаемостистали.
17. Отпуск стали: сущность, цель, виды отпуска.
18. Понятие химико-термической обработки.
19. Влияние легирующих элементов на свойства стали:
а) на механические свойства,
б) на критическую скорость охлаждения при закалке,
в) на прокаливаемость,
г) на величину зерна,
д) на устойчивость мартенсита к отпуску.
20. Маркировка легированных сталей и примеры марок конструкционных сталей (строительных низколегированных, цементуемых, улучшаемых, рессорно-пружинных, шарикоподшипниковых, коррозионно-стойких).
Вопросы по темам «Сплавы цветных металлов»
и «Неметаллические конструкционные материалы»
1. Классификация и особенности цветных металлов.
2. Применение алюминия.
3. На какие группы делятся алюминиевые сплавы?
4. Литейные алюминиевые сплавы – силумины.
5. Деформируемые алюминиевые сплавы: на примере дуралюминов. Состав, принцип упрочнения, термообработка, структура, применение.
6. Особенности и применение титановых сплавов.
7. Применение меди.
8. Свойства, маркировка и применение медных сплавов (латунейи бронз).
9. Классификация неметаллических конструкционных материалов.
10. Ограничения в применении металлов и сплавов.
11. Пластмассы. Состав пластмасс. Достоинства и недостатки пластмасс как конструкционного материала.
12. Термопластыи реактопласты. Кристаллическая структура и свойства полимеров.
13. Поведение полимеров при нагреве и нагрузке.
14. Керамика. Структура, свойства и применение керамики.
15. Строительная керамика: кирпич, цемент, бетон.
16. Что собой представляет неорганическое стеклои ситаллы? Как их получают? Где они применяются?
17. Композиционные материалы. Особенности строения и преимущества композитов в сравнении с другими конструкционными материалами.
К зачёту готовиться по всему списку вопросов!
ВНИМАНИЕ!Если ответа на какой-то вопрос нет ни в Ваших конспектах, ни в Ваших отчетах по лабораторным и практическим работам, это значит, что Вы должны прочитать этот материал самостоятельно!
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.Л. Материаловедение: учебник для студентов машиностроительных специальностей ВУЗов. – М.: Машиностроение, 2008.
2. Арзамасов Б.И., Сидорин И.И. и др. Материаловедение: учебник для студентов высших технических учебных заведений. – М.: Машиностроение, 2005.
3. Егоров Ю.П., Лозинский Ю.М., Роот Р.В., Хворова И.А. Материаловедение: учебное пособие. Изд-во ТПУ, Томск, 2010.
Есть и другие издания тех же учебников (за другой год), ими также можно пользоваться.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Электронный учебник «Материаловедение» можно найти:
а) Информационно-образовательная среда дистанционного обучения на платформе WebCT: адресhttp://e-el.lcg.tpu.ru
Логин Student2_MSF
Пароль student_MSF
Выбираете курс (их там два) и далее – по содержанию.
б) На индивидуальном сайте Хворовой И.А. есть ссылка (вкладка «Электронные учебные пособия») – пароль и логин там указаны.
2. Курс лекций по материаловедению лежит на индивидуальном сайте Хворовой И.А. под рубрикой «Студентам группы 2У00». Это то, что вам было прочитано!