Категории ИБ информации или телекоммуникации
Информация с точки зрения информационной безопасности обладает следующими категориями:
·конфиденциальность – гарантия того, что конкретная информация доступна только тому кругу лиц, для кого она предназначена; нарушение этой категории называется хищением либо раскрытием информации
·целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений; нарушение этой категории называется фальсификацией сообщения
·аутентичность – гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее автор; нарушение этой категории также называется фальсификацией, но уже автора сообщения
·апеллируемость – довольно сложная категория, но часто применяемая в электронной коммерции – гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек, и не может являться никто другой; отличие этой категории от предыдущей в том, что при подмене автора, кто-то другой пытается заявить, что он автор сообщения, а при нарушении апеллируемости – сам автор пытается "откреститься" от своих слов, подписанных им однажды.
В отношении информационных систем применяются иные категории :
·надежность – гарантия того, что система ведет себя в нормальном и внештатном режимах так, как запланировано
·точность – гарантия точного и полного выполнения всех команд
·контроль доступа – гарантия того, что различные группы лиц имеют различный доступ к информационным объектам, и эти ограничения доступа постоянно выполняются
·контролируемость – гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса
·контроль идентификации – гарантия того, что клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого себя выдает
·устойчивость к умышленным сбоям – гарантия того, что при умышленном внесении ошибок в пределах заранее оговоренных норм система будет вести себя так, как оговорено заранее.
Что такое высокая доступность и его показатели
Высокую доступностьможно определить как свойство системы быть защищённой и легко восстанавливаемой от небольших простоев в короткое время и автоматизированными средствами. При таком определении рассматриваются три фактора: категоризация возможных проблем (сбоев), категоризация требований к системе в отношении продолжительности перерывов в работе, технологические решения для автоматической защиты и восстановления после сбоев.
Уровни доступности
В ходе сбора требований пользователей к системе обычно выясняется, какой уровень им необходим:
Высокая доступность — наиболее распространённый уровень, ожидаемый пользователями, при котором система или приложение доступны в обозначенные требованиями дни и часы без незапланированных простоев, а о запланированных остановах в работе объявлено заранее.
Непрерывный режим работы (continuous operations) — система доступна 24 часа в сутки 7 дней в неделю без запланированных простоев.
Постоянная доступность (continuous availability) — сочетание высокой доступности с непрерывным режимом работы. Система доступна 24 часа в сутки 7 дней в неделю без запланированных или незапланированных простоев. Наиболее дорогой уровень доступности, требуемый от систем связи, банкоматов, сайтов электронной коммерции, а также от других важных систем, таких, как системы электроснабжения.
От желаемого уровня доступности зависит стоимость реализации и эксплуатации системы. Кроме того, так как доступность определяется с точки зрения пользователя, часто субъективной, в требованиях к системе стоит точно определить, что понимается под высокой доступностью системы.
-Основные системно-технологические принципы построения информационно-телекоммуникационных систем.