Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится на контрольных работах, а также в виде опросов и выполнения заданий в часы семинарских занятий.
Итоговый контроль – дифференцированный зачет и экзамен.
Компетентностное образование ориентировано на практические результаты, опыт личной деятельности, выработку отношений, что обуславливает принципиальные изменения в организации обучения, которое становится направленным на развитие конкретных ценностей и жизненно необходимых знаний и умений учащихся. Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результативной составляющей содержания. В контексте этого меняются и подходы к оценке результатов учебных достижений студентов как части учебного процесса. Результаты учебной деятельности учащихся на всех этапах изучения дисциплины не могут ограничиваться знаниями, умениями и навыками, целью обучения должно быть формирование компетентности, как общей способности, основанной на знаниях, опыте и ценностях личности.
Компетентности не противоречат знаниям, умениям, навыкам, они предусматривают способность осмысленно их использовать. Совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода заключается в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных учебных и жизненных ситуациях.
Компетентность как интегрированный результат индивидуальной учебной деятельности учащихся, формируется на основе овладения ими смысловыми, процессуальными и мотивационными компонентами, ее уровень определяется в процессе оценки. При оценке знаний учащихся должны учитываться:
- характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;
- качество знаний: полнота, глубина, гибкость, системность, прочность;
- сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;
- уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т.п.;
- опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и разрешать их, формулировать гипотезы);
- самостоятельность оценочных суждений.
Контроль знаний студентов по дисциплине «Химия» осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы. Основными видами поэтапного контроля результатов обучения являются: входной (в начале изучения дисциплины), текущий контроль (на занятиях), рубежный контроль (по разделам), выходной контроль (экзамен).
Формы контроля: устный опрос, тестовый контроль, индивидуальное собеседование, выполнение домашнего задания, контрольная работа. Учитываются все виды учебной деятельности, оцениваемые определенным количеством баллов. Рейтинговая система основана на подсчёте баллов, «заработанных» студентом в течение семестра.
Требования к зачету определены в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утвержденным решением Ученого совета.
Суммарный рейтинг студента в конце семестра является основанием для освобождения студента от сдачи зачета. Оценка выставляется в зависимости от суммарного рейтинга студента в соответствии с переводной шкалой:
Оценка | Неудовлетво-рительно | Удовлетво-рительно | Хорошо | Отлично |
Оценка по дисциплине с зачетом | Не зачтено | Зачтено | ||
Набранная сумма баллов | ≤ 50 | 51-70 | 71-85 | 86-100 |
Правила формирования балльно-рейтинговой оценки успеваемости
студентов очной формы обучения
1. Текущий контроль:
- посещаемость лекционных занятий, аккуратно и верно оформленный курс лекций – до 10 б.
- активное участие на занятии (решение задач, устные ответы, работа у доски, оформление лабораторных работ, индивидуальные задания) – до 20 б.
- контрольные мероприятия (контрольные работы, тестовые задания, коллоквиумы, защита рефератов) – до 30 б.
- участие в конференциях – до 10 б.
2. Итоговый контроль: экзамен (зачет) – до 30 б.
Правила формирования балльно-рейтинговой оценки успеваемости
студентов заочной формы обучения
1. Текущий контроль:
- посещаемость лекционных и практических занятий – до 20 б.
- активное участие на занятии (решение задач, устные ответы, работа у доски, индивидуальные задания) – до 20 б.
2. Рубежный контроль (контрольная работа):
- сдача работы во время, в срок, установленный кафедрой (до 10 б.);
- правильность оформления и содержания работы (до 20 б.).
3. Итоговый контроль: экзамен (зачет) – до 30 б.
Вопросы к зачету
1. Квантово-механическая модель атома. Квантовые числа (главное, орбитальное, магнитное, спиновое).
2. Правила заполнения орбиталей (принцип минимальной энергии, правило Клечковского, принцип запрета Паули, правило Гунда).
3. ПСХЭ Д.И. Менделеева (структура ПСХЭ, периодические свойства атомов).
4. Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь.
5. Химическая связь. π- и σ-связь.
6. Гибридизация атомных орбиталей.
7. Межмолекулярные взаимодействия.
8. Внутренняя энергия. Работа. Теплота. Первое начало термодинамики.
9. Первое начало термодинамики и его выражение для различных видов процессов.
10. Энтальпия. Энтальпия образования, сгорания.
11. Термохимия и термохимические расчеты. Закон Гесса и следствие из него.
12. Второе начало термодинамики. Энтропия. Третье начало термодинамики.
13. Энтальпийный и энтропийный факторы изобарно-изотермических процессов.
14. Энергия Гиббса. Условия самопроизвольности протекания процессов.
15. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагентов. Порядок реакции.
16. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Энергия активации.
17. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса.
18. Катализ. Катализаторы.
19. Константа химического равновесия и ее связь с термодинамическими понятиями.
20. Способы смещения химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
Вопросы к экзамену
1. Квантово-механическая модель атома. Квантовые числа (главное, орбитальное, магнитное, спиновое).
2. Правила заполнения орбиталей (принцип минимальной энергии, правило Клечковского, принцип запрета Паули, правило Гунда).
3. Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь.
4. Химическая связь. π- и σ-связь.
5. Гибридизация атомных орбиталей.
6. Внутренняя энергия. Работа. Теплота. Первое начало термодинамики.
7. Первое начало термодинамики и его выражение для различных видов процессов.
8. Термохимия и термохимические расчеты. Закон Гесса и следствие из него.
9. Второе начало термодинамики. Энтропия. Третье начало термодинамики.
10. Энергия Гиббса. Условия самопроизвольности протекания процессов.
11. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагентов. Порядок реакции.
12. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Энергия активации.
13. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса.
14. Катализ. Катализаторы.
15. Константа химического равновесия и ее связь с термодинамическими понятиями.
16. Способы смещения химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
17. Типы растворов. Способы выражения состава растворов.
18. Термодинамический аспект растворения.
19. Электролиты. Образование растворов электролитов.
20. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
21. Гидролиз солей.
22. Ионное произведение воды. Водородный показатель.
23. Количественный анализ.
24. Качественный анализ.
25. Определение и классификация электрохимических процессов. Проводники I и II родов, определение электродов.
26. Законы Фарадея. Объединенное уравнение законов Фарадея.
27. Двойной электрический слой. Равновесный электродный потенциал.
28. Вывод уравнения Нернста.
29. Факторы, влияющие на величину потенциала. Физический смысл стандартного электродного потенциала.
30. Водородный потенциал, шкала относительных электродных потенциалов.
31. Гальванический элемент. Элемент Даниэля-Якоби.
32. Гальванический элемент. Концентрационный элемент.
33. Определение электролиза. Электролиз расплава.
34. Последовательность электродных процессов при электролизе.
35. Выход электролиза по току.
36. Электролиз водных растворов электролитов.
37. Практическое применение электролиза.
38. ХИТ. (Гальванические первичные элементы. Топливные элементы электрохимические энергоустановки. Аккумуляторы.)
39. Коррозия: определение, виды.
40. Термодинамика и кинетика химической коррозии.
41. Механизм электрохимической коррозии (кислородная и водородная деполяризация).
42. Защита от коррозии. Защитные покрытия, изменение свойств коррозионной среды (ингибиторы).
43. Защита от коррозии: электрохимическая защита (протекторная, катодная).
44. Физические и химические свойства металлов.
45. Свойства неметаллов.
45. Реакции получение ВМС.
47. Свойства ВМС.