Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой
- «Возможный характер будущих войн»
- «Характеристики очага ядерного поражения»
- «Проблемы хранения и уничтожения запасов ОВ»
- «Бактериологическое (биологическое) оружие. Вероятность применения бактериологических рецептур в современной войне»
- «Минно-взрывное оружие. Первичные и вторичные поражающие факторы»
Занятие № 14
1. Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Основные принципы, способы и средства защиты населения и территории в ЧС »
2. Форма организации занятия: практическое / клиническое занятие.
3. Значение изучения темы: безопасность жизнедеятельности человека зависит от многих внешних воздействий факторов окружающей среды. Природные и техногенные катастрофы создают неблагоприятные условия для проживания людей. Заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению техногенных катастроф. Знание и предвидение природных катастроф, а также принятие мер по защите населения обеспечат их безопасность.
4. Цели обучения:
- общая:обучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК -1, ОК- 8, ПК-16
- учебная: знать основные принципы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, уметь идентифицировать (распознавать) опасности, владеть методами рассмотрения вида опасности, владеть основными способами и средствами защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Основные понятия и положения темы.
Ι. Основные принципы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения – это комплекс мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленных на устранение или снижение уровня угрозы жизни и здоровью людей.
Безопасность людей обеспечивается: 1) повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения;
2) организацией и проведением защитных мероприятий;
3) ликвидацией последствий и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды, подвергшихся воздействию факторов ЧС.
Предупреждение и уменьшение последствий ЧС основывается на соблюдении следующих принципов:
1. Идентификация и мониторинг опасных объектов, ведение реестров.
2. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности в ЧС.
3. Проведение плановых комплексных мероприятий по повышению безопасности и устойчивости объектов в условиях ЧС.
4. Подготовка персонала предприятий к действиям в ЧС.
5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
6. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств.
7. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС.
8. Заблаговременная подготовка средств защиты.
9. Организация надёжного информационного обеспечения.
10. Проведение эвакуационных мероприятий в ЧС.
11. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
12. Обеспечение устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС.
13. Наличие разработанной нормативно-правовой базы в области ЧС.
14. Контроль выполнения требований законодательных и нормативных правовых актов.
15. Организация системы предупреждения и ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Для обеспечения безопасности территории субъектов РФ и муниципальных
образований приказом №484 Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 г. утверждён типовой паспорт безопасности территорий субъектов и муниципальных образований (РГ 2.12.04 № 267).
В паспортах территорий учитываются все виды потенциальных опасностей, а также силы и средства защиты, которые имеются в регионе. Паспорт утверждается руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ (главой муниципального объединения).
В паспорте имеются следующие разделы:
Ι. Общая характеристика территории.
ΙΙ. Характеристика опасных объектов на территории.
ΙΙΙ. Показатели риска природных ЧС.
ΙV. Показатели риска техногенных ЧС.
V. Показатели риска биолого-социальных ЧС.
VΙ. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения.
VΙΙ. Расчётно-пояснительная записка, обосновывающая показатели рисков.
ΙΙ. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Для защиты населения и территорий от ЧС в РФ в 1992 г создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Помимо РСЧС в России действует система Гражданской обороны, которая представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла у нас в начале ХХ в. в связи с ростом боевых возможностей авиации. Зарождение Гражданской обороны в нашей стране относится к 1918 г., когда впервые были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. Благодаря Постановлению Совета Народных комиссаров СССР от 4 октября 1932 г. «О противоздушной обороне СССР» была создана местная противовоздушная оборона (МПВО) страны.
В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены её задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.
В 1961 г. МПВО была преобразована в ГО СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип её построения, значительно расширился и усложнился круг задач.
В январе 1992 г. Гражданская оборона была выведена из структуры Минобороны России и объединена с созданным в декабре 1991 г. ГКЧС России. В 1994 . ГКЧС России преобразована в МЧС России.
Вступивший в силу в феврале 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обороны в современных условиях, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, руководителей гражданской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы её организации и ведения.
В перспективе – создание единой системы гражданской защиты.
Необходимость создания такой системы вызвана:
1) изменением характера ведения современных войн и соответственно изменением средств и способов защиты населения и расширением задач ГО;
2) военными конфликтами и терроризмом, которые ведут к нанесению ударов по потенциально опасным объектам, так как ЧС природного и техногенного характера вызывают такие же разрушения объектов, что и во время ведения боевых действий, то есть объединяются задачи по защите населения в мирное время;
3) возможность малыми затратами поднять потенциал ГО и РСЧС на более высокий уровень.
Подобные системы создаются в США, Дании, Бельгии, Италии и других странах.
Основными задачами обновлённой (постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003г.) «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» являются:
1) проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению безопасности;
3) осуществление государственных целевых и научно-технических программ в области безопасности;
4) обеспечение высокой готовности к действиям в ЧС и проведению работ по их ликвидации;
5) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
6) организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;
7) обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации специалистов системы;
8) создание и использование чрезвычайных резервных фондов (финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических) для обеспечения безопасности;
9) осуществление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Основные положения постановления о РСЧС:
1. Единая система объединяет органы управления, силы и средства для выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
2. ЕС состоит из функциональных и территориальных подсистем.
3. ЕС функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
4. Функциональные подсистемы создаются в федеральных органах исполнительной власти.
5. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий этих субъектов.
6. На каждом уровне ЕС создаются; постоянно действующие органы; органы повседневного управления; силы и средства, резервы, системы связи и оповещения.
7. Координационные органы – это соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности: на федеральном уровне – Правительственная комиссия и комиссии ФОИВ, на региональном (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ, на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) – комиссия организации. В пределах федеральных округов работы по координации осуществляют полномочные представители Президента РФ. Полномочия комиссий определяются положением о них. Возглавляются комиссии руководителями соответствующих органов или их заместителями.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и
обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованных действий ФОИВ, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения ПБ, а также строительно0восстановительных работ;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС.
8. Постоянно действующими органами управления являются:
а) на федеральном уровне – МЧС России, подразделения ФОИВ для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
б) на региональном уровне – территориальные органы МЧС России, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ – главные управления МЧС по субъектам;
в) на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоупраления;
г) на объектовом уровне – структурные подразделения организаций.
9. Органами повседневного управления единой системы являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информцентры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВ; дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и организаций (объектов).
10. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, инструментами, материалами с учётом обеспечения АСДНР в зоне ЧС в течение 3 суток, иные службы и формирования.
11. для приёма сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожаром, установлен единый телефонный номер – 01.
12. Органы управления и силы ЕС функционируют в трёх режимах:
а) отсутствие угрозы возникновения ЧС – режим повседневной деятельности;
б) при угрозе возникновения ЧС – режим повышенной готовности;
в) при возникновении и ликвидации ЧС – режим чрезвычайной ситуации.
В каждом режиме проводятся соответствующие мероприятия.
13. Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с установленной Правительством РФ классификацией ЧС, а именно, в случае ЧС:
а) локальной – силами и средствами органов местного самоуправления;
б) муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;
в) межмуниципальной и региональной – силами и средствами исполнительной власти субъекта РФ;
г) межрегиональной и федеральной – силами и средствами субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
д) трансграничной – по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.
14. Руководство силами и средствами, привлечёнными к ликвидации ЧС, осуществляют руководители работ, определённые законодательством.
ΙΙΙ. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Составление номенклатуры опасностей. Для каждой ЧС характерно наличие тех или иных опасностей. Целесообразно заблаговременно составлять перечень таких опасностей для любой ЧС с учетом конкретных условий.
Квантификация опасностей. Идентифицируемые опасности необходимо оценить количественно (например тротиловый эквивалент)
Учёт погодных условий. Течение многих ЧС зависит от метеорологических, топографических, климатических и иных условий.
Определение размеров зоны. Решение этой задачи имеет характер прогноза. Прогноз – это научно-обоснованное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, имеющее вероятностный характер.
Учёт физико-химических свойств веществ и процессов. В современных условиях нередки аварии, которые происходят при перевозке веществ в жидком состоянии. В зависимости от термодинамического состояния жидкости, находящейся в сосуде, возможны три пути протекания процесса при его разгерметизации:
1) при больших энергиях перегрева жидкости или сжатых газов (паров) жидкость может полностью переходить во взвешенное мелкодисперсное и парообразное состояние с образованием взрывоопасных смесей;
2) при низких энергетических параметрах жидкости происходит спокойный её пролив на твёрдую поверхность, а испарение осуществляется за счёт теплоотдачи от твёрдой поверхности;
3) в промежуточном режиме в начальный момент происходит резкое вскипание жидкости с образованием мелкодисперсной фракции, а затем наступает режим свободного испарения с относительно низкими скоростями.
Для определения размеров зон заражения местности необходимо вначале определить, какое количество жидкости или газа поступит в окружающую среду при аварии.
Использование современной вычислительной техники и программ. Учитывая чрезвычайную сложность процессов, происходящих при ЧС, и большой объём данных и зависимостей, необходимо разрабатывать программы и использовать для этих целей компьютерные технологии.
При аварийном выбросе вещества образуется первичное или вторичное облако, либо сразу то и другое. Первичное облако образуется в результате мгновенного перехода в атмосферу части АОХВ; вторичное – при испарении после разлива АОХВ. Только первичное облако образуется, если АОХВ представляет собой газ (СО, NH3) только вторичное, когда АОХВ – высококипящая жидкость (гептил). Оба облака образуются, если вскрывается изотермический резервуар.
Поведение облака АОХВ в воздухе зависит от его плотности по отнощению к плотности воздуха, концентрации и степени вертикальной устойчивости атмосферы. Хлор, сернистый ангидрид тяжелее воздуха, поэтому облако этих газов стелется по земле, а аммиак уходит вверх. Первичное облако распространяется дальше, чем вторичное, но действует кратковременно в момент прохождения через объект. Продолжительность действия вторичного облака определяется временем испарения и устойчивостью атмосферы, но концентрация АОХВ в нём в 10…100 раз ниже, чем в первичном облаке.
В городах наблюдается распространение облака по магистральным улицам к центру, проникновением во дворы, тупики. Некоторые АОХВ взрывоопасны (окислы азота, аммиак); пожароопасны (фосген, дифосген, хлор); при горении могут давать более опасные вторичные вещества (сера, сернистый ангидрид; пластмассы – синильную кислоту; герметики – фосген и т.д.)
Для выявления целесообразных действий по защите от АОХВ производится прогнозирование и оценка химической обстановки, которая может создаться после аварии. В первую очередь, это относится к оценке размеров зоны заражения, а также времени поражающего действия, возможных людских потерь.
Для прогноза необходимы исходные данные: объём хранилища V в м3; физико химических свойств веществ; метеорологические условия (температура воздуха, скорость ветра на высоте 10 м – на высоте флюгера; время после аварии N в часах расстояние до объекта L в м
При определении степени вертикальной устойчивости атмосферы (СВУА) различают инверсио-нисходящие потоки воздуха, способствующие увеличению концентрации АОХВ в приземном слое; конвекцию – восходящие потоки воздуха, рассеивающие облако; изотермию – безразличное состояние атмосферы, наиболее часто встречающееся в реальных условиях. СВУА – функция от скорости ветра, облачности, времени суток, она определяется по таблицам согласно РД 52.04.53-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения ОВТВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах (ХОО) и транспорте».
Учёт многочисленных факторов, влияющих на определение требуемых характеристик (количества АХОВ в облаках, продолжительности поражающего действия и др.) корректируются поправочными коэффициентами, полученными численно-математическими способами.
Факторы и соответствующие им значения коэффициентов: условия хранения – К1=0,01…0,2; физико-химические свойства – К2=0,02…0,06; токсодоза – К3=0,01…3,0; скорость ветра – К4=1…4; метеоусловия для первичного облака – К5=1; 0,23; 0,08; время после аварии – К6=1…3; температура воздуха – К7=0,1…1,0; метеоусловия для вторичного облака – К8=0,081 (инверсия). 0,133 (изотермия). 0,235 (конвекция).
Количество выброшенного в окружающую среду АОХВ определяется по формуле
Q0 = рV,
Где р – плотность вещества, т/м3; Q0 – количество АХОВ, вышедшее в окружающую среду, т.
Радиус района аварии для низкокипящих АХОВ (хлора, аммиака, сероводорода, формальдегида, фтора и др.) можно оценить по формуле
Rан = 50 Q0
Где Rан – радиус района аварии для низкокипящих АХОВ, м.
Предельный радиус района аварии для низкокипящих АХОВ составляет 1000 м.
Радиус района аварии для низкокипящих АХОВ (синильной кислоты, сероуглерода, соляной кислоты и др.) определяется по формуле
Rан = 25 Q0
Предельный радиус района аварии для этих АХОВ составляет 500 м. При пожарах радиус района аварии может увеличиваться в 1,5…2 раза.
Эквивалентное количество АХОВ, прошедшего в первичное и вторичное облако:
Qэ1 = К1· К3 · К5 · К7 ·Q0;
Qэ2 = (1 – К1) · К2 ·K3 · K4 · K5 · K6 · K7 · Q0/ h p
где h – высота слоя жидкости.
При свободном разливе АХОВ h = 0,05 м. При разливе АХОВ в поддон или обваловку h = (Н – 0,2) м где Н – высота поддона (обваловки), м.
Глубина зоны возможного заражения первичным (Г1) и вторичным (Г2) облаком находится по табличным данным методики.
Полная глубина равна Г = Г’+ 0,5 Г”, где Г’ , Г” – наибольший и наименьший размеры первичного или вторичного облака.
Глубина зоны заражения. Км
Скорость ветра м/с | Эквивалентное количество АХОВ, т | ||||||||
0,5 | |||||||||
1 и менее | 3,16 | 4.75 | 12.53 | 19.20 | 52.67 | 81.91 | |||
1.53 | 2.17 | 5.34 | 7.96 | 20.59 | 31.30 | 84.50 | |||
1.19 | 1.68 | 3.75 | 5.53 | 13.88 | 20.82 | 54.67 | 83.60 | ||
0,84 | 1,19 | 2,66 | 3,76 | 8,50 | 12,54 | 31,61 | 47,53 | 71,90 |
Далее определяют площади фактического и возможного заражения Sф = К8 · Г2 · N0,2; Sв = 8,75 · 10-3 · Г2 · φ,
Где φ – угловые размеры зоны заражения, градусы; N – время, прошедшее после аварии, ч.
Время подхода облака к объекту зависит от скорости переноса облака воздушным потоком и определяется по формуле
t подх = V / Lп,
где Vп – скорость переноса облака, Vп = (1,5…2) Vв, км/час; Vв скорость ветра, км/час.
Время поражающего действия вторичного облака Тп , ч;
Тп = hp / К2 К4К7
Нанесение зон заражения на карту производится следующим образом.
При Vв < 0,5 м/с зона заражения представляет круг радиусом равным Г, φ = 360о. При Vв = 0,6…1 м/с зона заражения имеет вид полукруга, φ = 180о. При скорости ветра по прогнозу больше 1 м/с зона заражения имеет вид сектора; при Vв = 1…2 м/с φ = 90о, при Vв >2 м/с φ = 45о. Радиус сектора равен Г, биссектриса сектора совпадает с осью следа облака и ориентирована по направлению ветра.
Определение возможных потерь проводится либо по таблицам из методики, либо аналитически: безвозвратные потери – Nсм = Nуд смQ0 чел; санитарные потери Nсан = (3…4)Nсм.
Величина Nуд см зависит от вида АХОВ: Nуд см = 0,5 чел/т (для фосгена и хлора); Nуд см = 0,2 чел/т (для сернистого ангидрида и сероводорода).
При взрыве размер зоны ЧС можно оценить зависимостью
R = Х 3 G
Где R – размер зоны ЧС, м; Х – коэффициент, характеризующий зоны слабых (Х = 13,5 при ΔРф = 10 кПа), средних (Х = 8,2 при ΔРф = 20 кПа), сильных (Х = 6,4 при ΔРф = 30 кПа), и полных разрушений (Х = 4,7 при ΔРф = 50 кПа); G – масса ВВ.т.
Безвозвратные потери рассчитываются по формуле Nсм = П G0,666, где П – плотность населения, тыс.чел/км2.
Существуют прогностические оценки и для других видов ЧС.