Ученицы 10 «Д» класса МБОУ СО школы № 43 Будлянской Марины

Научная работа по теме:
«Психофизиология памяти»

Одно из главных свойств нервной системы — это способность к длительному хранению информации о внешних событиях, которая называется памятью.
Память — одна из важнейших психических функций человека, предназначенная для закрепления, сохранения и последующего воспроизведения информации в живой системе. В памяти закрепляются целостные системы знаний, которые позволяют всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях приспособления к окружающему миру.

Классификация памяти
Память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования.
Элементарные виды памяти и научения
В нейрофизиологии выделяются следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизация, временная связь (условный рефлекс). Согласно И. П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти называются простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер и осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Оно всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация— процесс противоположный привыканию. Выражается снижением порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель.

Так же существует разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Генотипическая память связанна с безусловными рефлексами и инстинктами. А фенотипическая память обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.
Специфические виды памяти
С совершенствованием механизмов адаптации начали развиваться и упрочняться более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.
Модально-специфические виды
мнестические процессы, связанные с деятельностью разных сенсорных систем. Существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.
Образная память
Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. По некоторым представлениям, ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение кого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти не большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связанны внезапные, нередко безо всяких усилий припоминания забытого материала.

Эмоциональная памятьЭмоциональная память связанна с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в их отсутствии. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Также непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом схож с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы клеток их разных отделов коры и ближайшей подкорки. Словесно-логическая память

При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Временная организация памятиСледующим основанием для классификации памяти является продолжительность закрепление и сохранение материала. Память подразделяется на три вида: 1) Иконическая, или сенсорная память (ИП); 2)Кратковременная, или оперативная память (КВП); 3) Долговременная, или декларативная память (ДВП).

Иногда декларативную память называют препозиционной, вторичной или семантической. Каждый из этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем. Длительность хранения в сенсорной памяти составляет 250 — 400 мс, однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4-х секунд. Объем ИП при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов. А длительность хранения в КВП около 12 сек., при повторении дольше. Объем ее представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем ее велик и по некоторым представлениям неограничен. Подобную временную организацию памяти подтверждают эксперименты с животными по научению, в которых показано, что запоминание ухудшается, если сразу же за научением следует удар электрическим током, то есть электроконвульсивный шок (ЭКШ) препятствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. Аналогично травма, полученная человеком, не сказывается сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия.

О существовании двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых — здоровые и больные амнезией(Амнезия— заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях.) — должны были воспроизвести список из 10 слов, сразу после заучивания и с задержкой в 30 секунд. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент подтвердил, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны.
Во всех видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя три этапа:
1) Формирование энграммы (Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения);
2) Сортировка и выделение новой информации;
3)Долговременное хранение значимой информации.

Механизмы запечатления

Сложной проблемой является механизм образования энграмм, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.
Карл Лешли — американский психолог и физиолог, специалист в области поведенческой психологии нейропсихологии, — провел опыт, в котором пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространственном расположении памяти, по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными зонами. Он обучал разных животных решать определенную задачу, потом он удалял у этого животного один за другим различные участки коры в поисках места расположения энграмм. Однако, независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то место, где хранятся следы памяти, ученому не удалось. Свою классическую статью он закончил выводом о том, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде.
Позже этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют не только кора, но и многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются.

Наши рекомендации