Назначение, основные задачи и структура РСЧС.
— сил и средств поиска и спасения людей на море;
— поискового и аварийно-спасательного обеспечения поле
тов гражданской авиации;
— сил и средств ликвидации ЧС на железнодорожном транс
порте.
Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, Государственный комитет по государственным резервам — за подсистемы:
— целевых видов страхования;
— финансовых резервов;
— резервов материальных ресурсов.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ — за подсистему надзора по санитарно-эпидемиологической обстановке.
Комитет по геологии и использованию недр — за подсистему наблюдения и контроля за уровнем радиоактивного загрязнения подземных вод.
Федеральная служба лесного хозяйства отвечает за подсистемы:
— защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной
растительности;
— предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих
в состав отрасли.
Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
— повседневной деятельности — при нормальной производст
венно-промышленной, радиационной, химической, био
логической (бактериологической), сейсмической и гидро
метеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий,
эпизоотии, эпифитотий;
— повышенной готовности — при ухудшении производственно-
промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологи-
288 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ческой обстановки, при получении прогноза о возможно ЧС;
— чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время
ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при-функционировании РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
— осуществление наблюдения и контроля за состоянием ок
ружающей природной среды, обстановкой на потенциаль-
но опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
— планирование и выполнение целевых и научно-техничес
ких программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению ':
безопасности и защиты населения, сокращению возмож
ных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивос
ти функционирования промышленных объектов и отрас
лей экономики в чрезвычайных ситуациях;
— совершенствование подготовки органов управления РСЧС,
сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях,
организация обучения населения способам защиты и дей
ствиям при ЧС;
— создание и пополнение резервов финансовых и материаль
ных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление целевых видов страхования.
б) в режиме повышенной готовности:
— принятие на себя соответствующими комиссиями по чрез
вычайным ситуациям непосредственного руководства
функционированием подсистем и звеньев РСЧС, форми
рование при необходимости оперативных групп для выяв
ления причин ухудшения обстановки непосредственно в
районе возможного бедствия, выработки предложений по
ее нормализации;
— усиление дежурно-диспетчерской службы; .
— усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей
природной среды, обстановкой на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозиро
вание возможности возникновения ЧС и их масштабов;
— принятие мер по защите населения и окружающей природ
ной среды, обеспечению устойчивого функционирования
объектов;
14.1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
— приведение в состояние готовности сил и средств, уточне
ние планов их действий и выдвижение при необходимости
в предполагаемый район ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
— организация защиты населения;
— выдвижение оперативных групп в район ЧС;
— организация ликвидации ЧС;
— определение границ зоны ЧС;
— организация работ по обеспечению устойчивого функцио
нирования отраслей экономики и объектов, первоочеред
ному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
— осуществление непрерывного контроля за состоянием ок
ружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой
на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
— резервный фонд Правительства Российской Федерации на
ликвидацию чрезвычайных ситуаций и запасы материальных
ресурсов для проведения первоочередных работ при ликви
дации ЧС, накапливаемые в составе государственного ма
териального резерва, — за счет средств федерального бюджета;
— ведомственный резерв финансовых и материальных ресур
сов — за счет средств федерального органа исполнительной
власти;
— резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов
Российской Федерации — за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации;
— местный резерв финансовых и материальных ресурсов ор
гана местного самоуправления — за счет средств местного
бюджета;
— объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов — за
счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС.
10—191
290 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
: При недостаточности имеющихся сил и средств в установ-ленном порядке привлекаются силы и средства федеральных! органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована Пра-вительственная комиссия.
В случае недостаточности ресурсов они могут быть выде- лены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства ад-министрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта Российской Федерации, руководства; федерального органа исполнительной власти.
Общественные объединения могут участвовать в ликвида
ции чрезвычайных ситуаций под руководством соответствую
щих органов управления РСЧС в том случае, если участники
ликвидации от общественных организаций имеют соответст
вующую подготовку, подтвержденную в аттестационном по
рядке. • .
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетно-страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.