Лабораторно-практическое занятие №18
Тема: Биологическая ценность пищевых белков, процессы переваривания белков и всасывание аминокислот. Общие пути обмена аминокислот (реакции декарбоксилирования, дезаминирования, трансаминирования).
Цель: Изучить процессы переваривания белков в желудочно-кишечном тракте, выработать представления об общих путях превращения аминокислот в организме.
Значение: Белки – важнейшие пластические компоненты диеты, незаменимые источники биогенного азота, необходимые для роста и регенерации. В то же время белки – носители чужеродной антигенной информации и должны гидролизоваться при переваривании, утрачивая антигенность, иначе их неполное расщепление приведет к пищевой аллергии, либо аутоаллергическим эксцессам. Аминокислоты, образующиеся при переваривании белков и поступающие в клетки тканей, подвергаются катаболизму, а так же специфическим реакциям. Катабализм большенства аминокислот начинается с отщепления ά-аминогруппы в результате двух типов реакций: трансаминирования и дезаминирования. Некоторые аминокислоты могут подвергаться декарбоксилированию. Амины, образовавшиеся в этих реакциях, часто являются биологическиактивными веществами.
Исходный уровень:
1.Строение аминокислот, их классификация.
2. Уровни организации белковой молекулы, типы связей.
3. Классификация, физико-химические свойства белков.
4. Биологическая роль белков, ферментов в организме.
5. Классификация и номенклатура ферментов.
6. Активация зимогенов.
7. Этапы катабализма, их взаимоотношение с биоэнергетическими процессами.
8. Печень, почки, особенности строения и функции.
Вопросы для самоподготовки
1. Содержание белков в важнейших пищевых продуктах животного и растительного происхождения. Пищевые белки как источники аминокислот в организме.
2. Виды азотистого баланса. Азотистое равновесие.
3. Норма белка в питании, белковый минимум.
4. Факторы, определяющие биологическую ценность пищевых белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
5. Роль соляной кислоты желудочного сока.
6. Заболевания, обусловленные отсутствием или избытком соляной кислоты в желудочном соке (ахлоргидрия, гипохлоргидрия, гиперхлоргидрия).
7. Протеолитические ферменты (протеиназы) желудочного, панкреатического и кишечного соков (пепсин, трипсин, химотрипсин), их функции, субстратная специфичность (избирательность гидролиза пептидных связей).
8. Проферменты протеиназ и механизмы их превращения в ферменты.
9. Роль экзопептидаз (карбоксипептидаза, аминопептидаза, дипептидаза) в образовании дипептидов и свободных аминокислот .
10. Продукты переваривания белков в желудочно-кишечном тракте и их всасывание.
11. Роль печени как диспетчера аминокислот в организме.
12. Гниение белков в кишечнике. Продукты гниения и пути их обезвреживания в печени.
13. Общие пути распада аминокислот в организме.
14. Декарбоксилирование аминокислот, образование биогенных аминов (гистамин, серотонин, g-аминомасляная кислота, катехоламины) и их функции.
15. Дезаминирование аминокислот в тканях и его виды. Биологическое значение. Роль пиридоксина в дезаминировании.
16. Трансаминирование аминокислот. Биологическая роль. Роль витамина В6 в реакциях трансаминирования, механизм реакций. Специфичность аминотрансфераз.
Литература
Основная:
1.Лекции «Азотистый баланс. Азотистое равновесие. Переваривание белков. Общие пути обмена аминокислот».
2. Биологическая химия : Учебник / Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов, С.А. Силаева. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – С. 245 – 258.
3.Николаев А.Я. Биологическая химия.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: МИА, 2004.- С. 380-386, 405-410, 422-432.
4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998.- С.268-273, 277-278, 295-395.
5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С.25-26.
6. Биохимия : Азотистый обмен в норме и при патологии : Учебное пособие / под ред проф. Б.С. Хышиктуева. – Чита, ЧГМА, 2010. – С. 4 – 13.
Дополнительная:
1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003). - С.458 – 490.
2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.219-251.
3. Биологическая химия: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений / Под ред. Н.И.Ковалевской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 160-180.
4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. член-корр. Е.С.Северина, А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 226-235; 405-412.
5. Биохимия (в вопросах и ответах): Учеб. пособие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.67-76.
6. Зайчик А.Ш., Чурилов. Основы общей патологии. Часть 2. Основы патохимии. (Учебник пособие для студентов медицинских ВУЗов) – СПб, ЭЛБИ-СПб, 2000. – С. 28–47, 53-68.
7. Клиническая биохимия / Под ред. В.А.Ткачука. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.76-79.
8. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.306 -318.
9. Возрастная характеристика процессов переваривания и всасывания белков. Характеристика белковой диеты разного возраста. Белковая недостаточность. Квашиоркор. Возрастная направленность использования аммиака в организме. Физиологическая протеинурия и креатинурия (Методичка для самостоятельной работы).
10.Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуоденального соков. Протеиназы поджелудочной железы и панкреатиты. Применение ингибиторов протеаз для лечения панкреатитов (Методичка для самостоятельной работы).
Лабораторная работа