Физические характеристики шума
Звуковая мощность источника (Вт)
Интенсивность (сила) звука (Вт/м2)
Звуковое давление (Па/(н/м2))
Скорость звука.
Относительная логарифмическая шкала (шкала децибел) – выражается в белах (Б) или децибелах (дБ) и укладывается в пределах 0 – 140 Дб (0 – 14Б)
Децибел – условная единица, которая показывает данный звук в логарифмических значениях больше порога слышимости. Это математическое понятие, которое служит для сравнения двух одноименных величин, независимо от их природы.
Пределы допустимого уровня шума:
В палатах – до 25 дБ
На территории больницы – 35дБА
В жилой комнате – 30
Еа производстве – 80 – 85 дБА
Действие шума на организм (специфическое, неспецифическое)
Специфическое: шумовая травма, утомление слуха, двухсторонний кохлеорный неврит (проф. тугоухость)
Шумовая травма: клиника – внезапная боль в ушах, поражаются барабанные перепонки, вплоть до их пробадения.
Утомление слуха – из-за перераздражения н. кл. слухового аппарата, выраженное ослабление слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При хроническом воздействии шума приводит к проф. тугоухости
Кохлеарный неврит – ему предшествует адаптация к шуму и развитие утомления слуха. Начальная стадия: звон в ушах, головокружение, восприятие разговора шепотом не нарушено. В основе заболевания – поражение звуковосприят. аппарата, атрофия начинается с области основных и нижних завитков улитки, в начальной стадии увеличивается порог восприятия на высокой звуковой частоте (4000 – 8000 Гц). По мере прогрессирования заболевания увеличивается порог восприятия на средние, затем низкие частоты. При выраженной стадии снижается восприятие шепота, формируется тугоухость
Неспецифическое: симптомокомплекс «шумовая болезнь», органы мишени – НС, ССС, ЖКТ, энд. жел.
Симптомокомплекс «шумовая болезнь» - функциональные нарушения НС, ССС, ЖКТ, эндокринной системы в виде неврозов, неврастении, остеновегет синдрома с сосуд гипертензией, гипертоническая болезнь, угнетение секреции ЖКТ, нарушение функций эндокринных желез.
Отягощают действие шума:
вынужденное положение тела
нервно-эмоционально енапряжение
вибрация, воздействие пыли, токсических веществ
неблагоприятные метеорологические факторы
Профилактические мероприятия по борьбе с шумом: 1) технические ср-ва борьбу с шумом: уменьшения шума от источника образования, улучшения конструкции машин, замена технологических процессов, замена звучащих деталей бесшумными и др. 2) снижение шума по пути распространения: звукоизоляция(резина, войлок, противошумная мастика и др.) 3) индивидуал ср-ва защиты: вкладыши, наушники, шлемы.Вибрация как профессиональная вредность пред собой механич колеб, передающиеся телу чел или отдельным его частям от источника колебания. Производственная вибрация различается: по происхождению1)местная и локальная(передаваемая ч/з руки), 2) общая(ч/з опорные поверхности сидящего или стоящего чел).
6.2
Гигиенические требования к школьному участку, зданию и классам.Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей(800-1000м для городских школ и 2000м- для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади.
Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы.
Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной(секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина(ширина)класса не должна превашать 6,3м т.к при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м,- не ниже 3м.
6.3
Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг
7.1
Заболевания связанные с экологией, т.е. обусловленные определенными параметрами окружающей среды, могут быть представлены двумя группами.
Экологически обусловленные заболевания — заболевания человека, возникающие в результате воздействия экологической составляющей в качестве этиологии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные радиационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообразования);острые и хронические отравления химическими выбросами в окружающую среду; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением окружающей среды канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факторов, в том числе лейкозы вирусного происхождения.
Экологически зависимые заболевания — заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне существенно измененной внешней среды. При этом экологические причины выступают в качестве пусковых механизмов патогенетических механизмов. Это рост общей и детской заболеваемости; увеличение числа случаев отдельных нозологических форм, напрямую не связанных с экологическими факторами, но обусловленных снижением общей сопротивляемости организма под их воздействием; рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода и др.
7.2
Солнечная радиация. Гигиеническое значение ультрафиолетовой радиации. Профилактика ее недостаточности. Состав солнечной радиации у поверхности Земли следующий: инфракрасных лучей – 59%, видимых – 40%, ултрафиолетовых – около 1%. Солнечная радиация оказывает благоприятное воздействие на организм человека, т.к под ее влиянием усиливаются гемо- и эритропоэз, фагоцитарная активность лейкоцитов, нормализуется минеральный и белковый обмены, улучшаются пластические процессы, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. В то же время продолжительное действие солнечного света может вызвать утомление нервной системы. Главное биологическое действие солнечной радиации принадлежит ультрафиолетовым лучам, связанное с рефлекторными реакциями рецепторного аппарата кожи и образованием в ней активных веществ типа гистамина, ацетилхолина и холекальциферола. Умеренное облучение кожи ультрафиолетом увеличивает ее физиологическую работоспособность, поверхностный слой становится более прочным и стойким к механическим воздействиям, повышаются местный иммунитет и барьерная функция. УФ-лучи обладают мощным бактерицидным действием на коже и в окружающей среде. В помещения УФ-лучи через обычное оконное силикатное стекло практически не проникают. Способно пропускать эти лучи увиолевое стекло. Поэтому важно регулярное пребывание на открытом воздухе.
7.3
В полевых условиях для очистки воды применяются табельные средства (тканево-угольный фильтр, автомобильная фильтровальная станция, передвижная опреснительная установка) и импровизированные фильтры (береговой колодец, фильтр-бочка).
Задача мед службы при разведке ист воды в оценке качества воды:
осмотр водоисточника на месте (сан-топограф., сан-технич данные, сан-эпидем данные)
учет данных общевойск и радиац разведки
отбор пробы для исследования воды в лаборатории
По результатам лаб исслед воды мед служба ставит задачу перед инженерной службой о улучшении качества воды.
Умеренная погода - 10л/на 1 военнослужащего
Жаркая погода – 15 л/ 1 военнослуж
Хлорирование воды положит.: малый расход хлора и хлорсодержащих препаратов
относительно небольшое влияние на органолептические свойства воды
недостатки: сложность определения дозы хлора, возможность появления в хлорированной воде хлорфенольного запаха
20 – 30 мг ионов хлора на 1 л воды
гиперхлорирование 100 – 150 мг хлора на 1 л
Преимущества:
надежный эффект обеззараживания
упрощенная техника хлорирования
снижение цветности воды
устранение посторонних привкусов и запахов.
Разрушение некоторых отравлющих веществ и токсинов
Уничтожение спор микроорганизмов
Значительное улучшение процесса коагуляции
Недостатки: Повышенный расход хлора, Дехлорирование воды